Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2005
01 ноября 2005

Третья сила, или Попытка систематизировать «микс»

Системная интеграция – чрезвычайно многообразная и специфическая составляющая ИКТ-рынка. Можно ли представить, что некий оператор начнет производить оборудование, а производитель займется предоставлением услуг связи?.. А системной интеграцией занимаются и производители, и операторы. И, конечно же,множество «чисто» системных интеграторов. Сколько их? Вряд ли можно назвать точную цифру (в отличие, например, от операторов, которых нетрудно посчитать по количеству лицензий). Так, в каталоге выставки«Связь-Экспокомм-2005» из 724 участников 43 позиционировали себя именно как системные интеграторы. Еще 55 компаний из того же каталога, предлагающих комплексные решения«под ключ» в области строительства сетей или автоматизации деятельности предприятий, можно считать «интеграторами по умолчанию». Проведенный «ИКС» опрос на рынке определенности не добавил: одни респонденты утверждают, что системных интеграторов многие сотни, другие –что в действительности этому понятию соответствуют лишь единицы компаний. На одном полюсе интеграторского сообщества – компании, для которых системная интеграция определена как миссия; на другом – небольшие творческие коллективы, созданные в структуре, скажем, отдельных предприятий для решения разовых интеграционных задач.

Этот «микс» – реальность, в которой есть потребность прояснить хотя бы основные позиции.

Черты многоликого образа

В 15-летней истории ИКТ-рынка можно выделить два ключевых направления, в которых двигались компании на пути к интеграторскому бизнесу, – сетевое и софтовое. Большая часть нынешних системных интеграторов начинала с продаж компьютеров, затем осваивала IT-проекты (софтовые); меньшая – спродаж и инсталляции оборудования для телефонных сетей, постепенно переходя к комплексным проектам строительства операторской инфраструктуры (сетевые). Обе категории, в свою очередь, можно классифицировать по профильности: широкопрофильные, отраслевые, узкоспециализированные, инженерные . Кроме того, в новом веке крупные традиционные IT- и телеком-вендоры (НР, IBM,Sun, Alcatel, Ericsson, Siemens и др.)начали создавать собственные интеграторские и консалтинговые подразделения, нацеленные на решение задач заказчика «под ключ» посредством объединения собственных разноплановых продуктов.

Объем российского рынка IT-услуг, по данным IDC, составил в 2004 г.$1,8 млрд. Однако понятия рынка IT-услуг и системной интеграции отнюдь не идентичны, а бизнес интеграторов далеко не прозрачен: в России сегодня на «чистую» системную интеграцию «отводится» около 30% общих объемов IT-рынка. Эта доля постоянно растет: если пять лет назад она равнялась 3–5%, то к 2010 г., по разным оценкам, составит70–75%. «IT-рынок непрозрачен, на нем нет публичных компаний, и, к сожалению, даже самые добросовестные исследователи не могут обеспечить 100%-ной достоверности –исключительно из-за того, что нет единой для всех участников системы координат, которая позволила бы четко структурировать все многообразие деятельности IT-компаний по единым критериям, – отмечает зам. гендиректора IBS С. Александров. – У нас даже нет четкого определения самой отрасли: по официальной классификации мы относимся к ИКТ; по версии самих участников рынка, диапазон широк– от компьютерщиков до бизнес-интеграторов. А чем различаются и где пересекаются, например, рынки IT-услуг, IT-консалтинга и системной интеграции, определить достаточно сложно, каждый решает самостоятельно. До тех пор, пока единая система координат не будет разработана и принята всеми участниками рынка, достоверность данных будет оставаться понятием вероятностным и условным. Пусть оценивают клиенты – это самая объективная оценка».

Стоимость интеграционных работ, безусловно, растет и будет расти, но при этом говорить о расценках на услуги системных интеграторов не приходится: официально их просто не существует, они оплачиваются в составе проданного оборудования. В то же время в структуре услуг системных интеграторов все больший вес набирает такое направление, как бизнес-консалтинг.

IT-зависимость, или Доверьтесь профи

Если сегодня остановить автоматизированную банковскую систему – банк рухнет; если остановить биллинг –бизнес оператора замрет. В «интеграторской среде» мы услышали такой любопытный термин – «IT-зависимость бизнеса». Однако значимость информационных технологий в деятельности заказчика влияет и на уровень его требований к ним. Интегратор, получая заказ, ведет разговор уже не с IT-менеджером компании, а с ее первыми лицами– советом директоров, генеральным директором. И говорить он должен уметь уже не столько на языке технологий, протоколов и стандартов, сколько на языке бизнеса.

«Если ты не можешь говорить с банкиром о банковском бизнесе, он не распознает в тебе эксперта и не доверит тебе жизнь своего банка,– замечает вице-президент компании «Квазар-Микро»М. Агеев. – Сейчас наступает качественный перелом на рынке услуг системной интеграции, поскольку наблюдается очень сильная конвергенция IT с вопросами бизнеса». Эта же тенденция, по мнению экспертов «ИКС», ведет к развитию еще одного нового направления системной интеграции – аутсорсингу. Времена «натурального хозяйства» в IT-сфере уходят в прошлое: заказчик доверяет IT-сопровождение своих производственных процессов профессиональным компаниям. Эта тенденция уже отчетливо обозначилась на Западе; у нас же в стране она до последнего времени сдерживалась универсальностью советского технического образования. Однако и российские компании, специалисты которых «все учились в одних институтах», приходят к пониманию: нельзя обучиться чему-то раз и навсегда. Заказчик в принципе не может так же хорошо ориентироваться в безбрежном море IT, как специалисты, для которых эта работа – хлеб насущный. Сегодня индустрия IT до такой степени объемна, разнообразна и динамична, что уследить за всеми ее направлениями и особенностями под силу лишь профессионалам, специализирующимся в области IT-сервисов.В этой ситуации для компании любого другого профиля слишком накладно содержать штат собственных IT-специалистов, которым к тому же потребуется постоянно повышать уровень своих знаний. Но даже это не решит проблему: при отсутствии опыта внедрения каждый такой IT-проект в интересах компании станет для них испытанием. Именно поэтому системные интеграторы такдорожат отзывами (желательно письменными) своих заказчиков об успешно реализованных проектах: в отличиеот продавцов товаров они продают услуги – по сути, обещание «сделать все хорошо». В результате крайне важным показателем деятельности системного интегратора признается репутация (а какой рейтинг это учитывает?..), и каждый положительный отзыв заказчика становится для них одновременно и рекомендацией другим клиентам. При этом, конечно, все стремятся получить партнерские статусы крупнейших компаний-производителей оборудования или ПО (есть даже мнение, что «рейтинговать» системных интеграторов можно по списку«золотых партнеров» Cisco Systems).

Мнение заказчика, разумеется, приоритетно при определении проблематики проекта, поскольку оно мотивировано потребностями бизнеса. Но именно системный интегратор должен определить, как трансформировать это бизнес-решение в список мероприятий, как при помощи IT поддержать его успешную реализацию. Здесь, как правило, высока вариативность – множество инструментариев, каждый из которых теоретически способен по-своему решить поставленную задачу. Как выбрать из богатой палитры то, что нужно? Как учесть ограничения – технологические, бюджетные, временные? И вот тут выходит на сцену консультант. Окончательное решение по проекту почти никогда не принимается заказчиком самостоятельно (если это происходит, очень высока вероятность ошибки). Необходима работа с интегратором, иногда с группой интеграторов, субподрядчиков – специалистов в разных областях – для того, чтобы разработать взвешенный, сбалансированный, работоспособный и реализуемый проект.

В первые годы статистика внедренческих проектов была безрадостной: они «заваливались», поскольку в период «обучения рынка» были попытки реализовать проекты без соблюдения методологий, законов проектного менеджмента. Но «опыт – сын ошибок трудных». Сегодня рынок – более опытный.

Правовое поле системной интеграции: в процессе самоорганизации

Как уже упоминалось, системная интеграция – весьма сложно учитываемая составляющая ИКТ-рынка: бизнес непрозрачный, лицензии не нужны (если не считать регуляторных документов ФАПСИ и Гостехкомиссии, обязательных для выполнения работ в интересах госструктур; лицензий Госстроя России для создания инженерных коммуникационных систем). Но «третья сила» показала чудеса самоорганизации.

Некоторые эксперты «ИКС» называют рынок системной интеграции рынком методологий, так как в IT нет ни одного незыблемого правила, кроме, может быть, закона Мура, но для построения систем используются различные взгляды, различные методологии. Это не означает, что одна лучше, другая хуже: они разные, изобретены по разным поводам и по-разному применяются. Но обязательное следование методологии – минимально необходимое условие для эффективного ведения проектов. И если ты работаешь на рынке проектов, нарушать проектный менеджмент нельзя. Безусловно, методологии в большинстве случаев адаптируются к конкретному заказчику, к конкретному проекту. Поэтому хороший проджект-менеджер – не просто знаток устава; это специалист, тонко чувствующий и понимающий и свою проектную команду, и состояние проекта (ход реализации, отклонения, риски). При этом, как подчеркивают участники темы номера, образовательный рынок не успевает генерировать специалистов в нужном количестве и качестве – и динамика развития опережает динамику «производства» специалистов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!