Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
30 марта 2009

Ресурсную нагрузку – на регионы (статья)

Продолжаем серию публикаций о бизнесе системного интегратора в России. Решая одну из наиболее острых проблем на рынке ИТ-услуг – дефицит кадров, некоторые ИТ-компании бросают свой взгляд на регионы. Но там, говорят, их уже не осталось… Гендиректор «АйТи» Тагир Яппаров так не считает.

Тагир ЯппаровРоссия – глобальный рынок


Ключевым фактором успеха и развития ИТ-сервисов в России является технологизация – повсеместное и максимально полное внедрение технологий. Потому что такой распределенности бизнеса по огромной территории нет больше нигде. Это повышает потребности в ИТ-услугах.


Фактически Россия является глобальным рынком, и здесь нужно работать так, как работают глобальные компании в мире, по тем же правилам. «АйТи» видит модель управления бизнесом и модель работы в регионах как модель с единым пулом ресурсов, единым пулом проектов. Мы управляем всеми своими проектами и ресурсами так, чтобы использовать имеющиеся у нас компетенции там, где они нужны. Эта модель, очень эффективная, хотя сложная в организации и управлении, обеспечивает «АйТи» новые возможности. В рамках этой модели мы выводим наши ресурсы – прежде всего разработчиков и инженеров – в регионы.

 

Ключевая модель


Примерно 35% сотрудников «АйТи» работают в регионах. Эффективность такой структуры очевидна: помимо расширения территориального охвата, это еще и экономия на затратах, заработной плате, которая в регионах, например, в полтора раза ниже, чем в Москве. При этом в регионах есть очень сильные специалисты.


Ключевая модель «АйТи» – развиваться, используя преимущества распределенной инфраструктуры, так как офисы «АйТи» есть в 20 городах. Это одна из идей, которые мы сейчас отрабатываем, ведь бизнес-лидеры могут находиться в любой точке страны и ИТ позволяют координировать бизнес в масштабах сети и эффективно работать.


В феврале «АйТи» открыла центр компетенции по ЦОДам в Уфе, где накопился уникальный инженерный ресурс. У нас есть центр компетенции по промышленной инфраструктуре в Красноярске. В С.-Петербурге находится один из бизнес-юнитов – совсем не обязательно, чтобы управление бизнесом было в Москве. Благодаря наличию ИТ и телекоммуникаций сегодня можно координировать бизнес из любой точки страны.

 

Остались ли инженеры в регионах?


Если первоначально мы строили региональную сеть в основном для реализации местных контрактов и в меньшей степени – глобальных, то сейчас создаем региональные информационные центры по компетенциям, чтобы иметь ресурсы в любом регионе – не только в столице. В данный момент Москва – не очень эффективный город для поддержки инженерного потенциала компании. То, что у «АйТи» есть такая инфраструктура по всей России, помогает нам уже сейчас выносить развитие в регионы. В центральном офисе остаются люди, имеющие высокую компетенцию, но основное исполнение, на наш взгляд, должно осуществляться инженерами не московскими.


Мне могут возразить, мол, в регионах уже не осталось инженеров… Хочу поспорить. Там их огромное количество.


Во времена Советского Союза промышленность была очень распределена по территории страны, к ней были привязаны сильные технические вузы. Я родом из Уфы, там развивалась радиопромышленность, «нефтянка», и, естественно, были различные вузы, в том числе Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ). Когда промышленность стала «загибаться», вузы остались, хотя базовая индустрия, для которой эти специалисты готовились, большей частью исчезла.


В УГАТУ, например, есть специализированная кафедра на факультете по информатизации – и четыре года назад, когда мы только начинали с ними сотрудничать, из 20 выпускников лишь два работали по специальности: потребляющей индустрии не было. В этой ситуации возникает уникальная возможность создания инженерных ресурсов – их генерации и развития. По согласованию с вузом бизнес может стать потребителем инженерных ресурсов и скорректировать образование под свои нужды. В феврале прошлого года «АйТи» создала первый Региональный ресурсный центр (РРЦ) в Уфе, и сейчас там работают более 60 человек.


Недавно РРЦ «АйТи» запустил на базе УГАТУ бесплатный учебный курс «Основы разработки приложений на IBM Lotus Domino», по окончании которого слушателям выдают сертификат «АйТи» и предоставляют возможность трудоустройства в РРЦ компании.

 

Проактивная позиция


В России хорошая инженерная школа. Естественно, в последние годы она деградировала, поскольку индустрия, потребляющая инженерные кадры, сильно сократила свои запросы. Появится новая индустрия – будет потребность в кадрах. Тогда модель, которую продвигает «АйТи», станет одним из факторов развития рынка.


Особенно сильно дефицит кадров повлиял на развитие индустрии в последние два года. За это время заработная плата ИТ-специалистов выросла в два с лишним раза, что, естественно, привело к сильному росту цен на ИТ-услуги. Заказчики не могли оплачивать такой быстрый рост. Игроки рынка попали в ситуацию, когда его развитие стало сдерживаться их возможностями по увеличению персонала.


«АйТи» в этом вопросе занимает проактивную позицию: если персонала нет, его надо создавать, искать новые способы его формирования и ввода в компанию. Традиционный поиск (а осталось только перекупать, что означает низкую лояльность, дороговизну и т.д.) не работает – ни в Москве, ни в регионах. Мы хотим создавать своих специалистов. Это серьезные затраты, но они окупаются благодаря тому, что у нас появляются совершенно другие возможности создания ресурсов. За 3-4 месяца мы легко создаем команду специалистов нужного профиля из 100 человек. Это отличная возможность исполнять большие контракты.


Например, сейчас мы строим информационную систему для Федеральной службы по финансовым рынкам. Этот крупный с точки зрения финансов годовой контракт мы выиграли на конкурсной основе, в условиях жесткой конкурентной борьбы. Чтобы реализовать проект в жесткие сроки, мы смогли быстро собрать распределенную команду из 40 специалистов: десять в Москве и остальные в регионах, а основной костяк – в Уфе.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!