Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2005
Игорь Олегович МАСЛЕННИКОВ  01 ноября 2005

На грани IP. По пути из телекома в инфоком

Грандиозный переход старого мира связи – мира телефонного – в новый, инфокоммуникационный мир связан прежде всего с IP – с тем, что сейчас называется Интернет, как общей платформой, как глобальной всемирной коммуникационной «подложкой». Центр тяжести переносится с «железа» на софт. Десять лет назад у оператора из программного обеспечения был только биллинг. Сейчас же, по модели TMF, количество сущностей, которые должны быть у современного оператора (и тем более у оператора будущего), исчисляется уже не единицами, а чуть ли не десятками модулей. Возникает вопрос: где все это брать? Купить у одного производителя невозможно: нет такого вендора, такой компании, даже самой могучей, которая производила бы абсолютно все эти модули. Это всегда интеграция – подбор разных компонентов. При этом надо учитывать не только текущие задачи оператора, но и его будущее развитие. Сегодня в фокусе внимания операторского бизнеса – именно программирование.

Поначалу системная интеграция как явление развивалась очень неровно, но в основном все нынешние системные интеграторы начинали с торговли. Несмотря на то что рынок системной интеграции растет, мы, похоже, лишь в самом начале пути. Проникновение информационных технологий абсолютно во все сферы жизни только начинается. Все на свете развивается по экспоненте: сначала медленный рост «на спинах» энтузиастов, потом резкий скачок вверх и, наконец, насыщение. Системная интеграция как явление находится в первой фазе развития.

Как же системные интеграторы должны работать, что они могут и что должны делать? Десять лет назад представление об этом было довольно простым: «системный интегратор – это компания, которая способна из предлагаемых на рынке решений выбрать лучшее». В каком контексте «лучшее» – можно понимать по-разному. Далеко не всегда работает правило «возьмем все лучшие в мире компоненты и из них автоматически составим лучшую в мире систему». Можно взять лучший маршрутизатор, лучший коммутатор, однако не факт, что если все это скрестить, то получится лучшее в мире операторское решение. А поначалу представление было именно таким. Но сейчас – время особенное с точки зрения телекоммуникаций.

Знакомые и привычные всем телекоммуникации, которым более 100 лет, должны исчезнуть в обозримом будущем. Первым «звоночком» стало появление Интернета, который был набором web-страничек и не казался конкурентом ни телекоммуникационным операторам, ни средствам массовой информации. Второй «звоночек» – создание в 1996 г. первого коммерческого шлюза IP-телефонии. Буквально за пять лет этот первый шлюзик развился в мировую IP-телефонную индустрию, и сегодня уже большая часть международного телефонного трафика передается в IP-пакетах. Когда связисты это заметили, они забили тревогу: трафик воруют! Но это «воровство» того же толка, как 100 с лишним лет назад развитие автомобильного транспорта привело к фактическому исчезновению транспорта гужевого. Ведь была же мощная индустрия гужевого транспорта – от заготовки сена для лошадей до изготовления карет, фаэтонов, дрожек, бричек. И когда появились первые уродцы, которые шумели, неприятно пахли и даже внешне походили на фаэтоны и брички (только лошади впереди не было!), никто всерьез к ним не относился. Прошло несколько десятков лет, и картина мира изменилась – именно эта индустрия стала чуть ли не основой мировой экономики. То, что происходит сейчас с ИТ, с IP коммуникациями – процесс не меньшей важности. И сегодня ключевую роль в деятельности системных интеграторов начинает играть не выбор продуктов, которые предлагаются производителями по тем или иным критериям, а выбор направления развития конкретного оператора или отрасли/подотрасли – концепции стратегического характера. Сейчас для системного интегратора недостаточно прийти к оператору и сказать: вот я тебе предлагаю купить самый лучший в мире шлюз, я тебе его поставлю, настрою и т.д. Системный интегратор должен прийти к оператору и сказать: «Я думаю, тебе СЕЙЧАС нужно купить этот шлюз, ПОТОМУ ЧТО сейчас в твоей сети есть тото и то-то и тебе как оператору надо бы развиваться в ТАКОМ-ТО НАПРАВЛЕНИИ, а это означает, что через полгода тебе придется купить вот это, еще через полгода – то, и т.д.», т.е. построить цепочку во времени. Фокус внимания, как мне кажется, сегодня находится не в области решения сиюминутных задач и потребностей, а в области выстраивания временной цепочки развития оператора или корпоративного заказчика. Системный интегратор должен не дыры затыкать, а направления развития продумывать.

Именно сейчас в России реально начался процесс перехода от телекоммуникаций к инфокоммуникациям, процесс грандиозной перестройки всех без исключения операторов. А мы эту ситуацию и создаем, и в ней участвуем.

Есть вопрос

ОБ ОРИЕНТАЦИИ


«ИКС»: Вы утверждаете, что будущее ИКТ-рынка – за IP. Очевидно, CTI – IP-ориентированный системный интегратор, этапы деятельности которого совпадают с этапами развития IP-коммуникаций в России?

И.М. : Компания была образована в сентябре 2002 г., но не в «чистом поле» – она вышла из CompTek, очень необычного дистрибьютора. Достаточно сказать, что из CompTek в свое время вышел «Яндекс», а также InfiNet – разработчик, производитель самых популярных в России беспроводных маршрутизаторов, на которых построены практически все в России городские операторские сети беспроводного доступа. И группа людей, которые с самого рождения IP-телефонии занимались в CompTek этим направлением, выделилась в компанию CTI – Центр Телефонной Интеграции. Это системный интегратор, специализирующийся на IP-коммуникациях.

Сегодня у CTI четыре основные сферы деятельности: операторская VoIP- и IP-инфраструктура; IP-сети и IPсервисы для корпоративных пользователей; call- и контакт-центры на базе IP и сети IPTV или видео-over-IP.

Два года назад мы объединились с программистской компанией IPSoft. И поэтому сегодня CTI – это такой своеобразный системный интегратор, который занимается только IP и стоит на «двух ногах. Обычно интеграторская компания – это компания, которая имеет инженерную экспертизу и потому способна реализовывать сложные комплексные проекты. У нас же «две ноги»: глубокая инженерная экспертиза (ее доказывает, например, то, что мы – «золотой партнер» Cisco Systems) и наши программисты, способные писать и интегрировать софт.

Из всех IP-коммуникаций история IP-телефонии – наиболее долгая. В далеком уже 1996 г. CompTek продал первый в России шлюз IP-телефонии. Спустя два года на рынке появились достаточно дешевые ($15–20 тыс.) цифровые шлюзы, с помощью которых кто угодно мог попробовать освоить этот бизнес: поставив шлюз в Москве и шлюз в Нью-Йорке, можно было обеспечивать голосовую связь между телефонами в этих городах по тарифам, радикально отличающимся от тарифов «Ростелекома». Но тогда же появилась и проблема отсутствия биллинга, адекватного этим шлюзам по функциональности и по цене. Единственный коммерчески доступный тогда биллинг израильского производства стоил около $150 тыс. Мы эту ситуацию осознали, и вот тогда-то с нашими друзьями и коллегами из IPSoft договорились о том, что они разработают биллинговую систему. Цена АСР IPSoft Billing начинается с единиц тысяч долларов.

Прошло еще два-три года. Операторский IP-телефонный бизнес качественно изменился: появилась потребность в средствах, с одной стороны, управления IP-телефонным трафиком, а с другой – стыковки операторских сетей IP-телефонии друг с другом. Этот очень интересный концептуальный момент привел к появлению целого класса специальных устройств – SBC, пограничных контроллеров сессий. Мы к тому времени уже приступили к реализации внутреннего проекта под названием «Русский Softswitch». Из этого проекта родилось наше сотрудничество с компанией Мera Systems. Продукт, который сегодня известен под маркой МVTS (Mera Voit Tranzit Softswitch), – результат этого сотрудничества. MVTS стал стандартом де-факто для российских операторов IP-телефонии – сегодня трудно найти в России оператора IP-телефонии, который не имел бы в своем хозяйстве MVTS. Причем это операторы разных уровней – от «Комстара» и «Голден Телекома» до небольших региональных компаний.

Следующим этапом развития IP-телефонии стало начало перевода собственно абонентской телефонии на IP. По мере распространения IP-телефонов и абонентских шлюзов речь шла уже об абонентских IP-сервисах, о создании платформ абонентских сервисов в IP-сетях. На этом направлении CTI и акцентирует сегодня свой бизнес.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!