Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2005
М.Ю. АГЕЕВ  01 ноября 2005

На грани возможного. Будь готов играть на уже поделенном рынке

Компания была основана в ноябре 1990 г. группой инженеров-разработчиков микропроцессоров киевского завода «Квазар» и изначально создавалась исключительно как инженерная (разрабатывали микросхемы, микроконтроллеры для нужд экономики) и искала покупателей в условиях прекращения госзаказов. По сути, это была попытка сохранить специалистов – носителей знаний. Принципиально важным событием стало подписание дистрибьюторского соглашения с Intel. Западная компания глобального уровня поверила тогда маленькой команде, работавшей даже не в стране риска, а на территории хаоса.

Первые шаги в области предпринимательства были связаны с дистрибуцией. Это был период, когда советские инженеры учились торговать, зарабатывать деньги. Но инженерная жилка всегда сохранялась; производство признавалось дефиксом компании, а ее стержнем – люди, которые хотели и умели заниматься производством. Производством чего? На разных этапах акценты менялись. В 1992 г. была организована сборка компьютеров. В то время в страны бывшего Союза за безумные деньги завозились тайваньские (и почти никогда – американские) компьютеры. «Квазар-Микро» начал сотрудничать с ирландской фабрикой Intel по выпуску платформы нового поколения и впервые вывел тогда на постсоветское пространство 486-е машины. В то время мало кто верил, что эти очень дорогие, мощные машины будут кем-либо востребованы, и мы первыми пошли на риск, усвоив правило Intel – опережать рынок на шаг. Действительно, вскоре на эти компьютеры последовал настоящий бум спроса. Первыми их заказчиками стали банки.

Вскоре поднялась первая, хаотичная волна автоматизации, компьютеризации: открылись шлюзы «железного занавеса», и выяснилось, что существует много аспектов деятельности, которые можно автоматизировать, и для этого есть масса возможностей. К началу 1993 г. «Квазар-Микро» успешно реализовал ряд проектов компьютеризации и автоматизации в банковско-финансовой сфере и начал продвигаться в сопредельные республики, став первым дистрибьютором и партнером Intel на постсоветском пространстве. К 1996 г. компания начала делать первые проекты по системной интеграции. Сегодня очевидно, что до середины 90-х этого рынка просто не существовало. Первые попытки заказчиков создавать системы – АСУ, вычислительные центры – не собственными силами, а привлекая сторонних консультантов и специалистов, мы относим именно к тому времени.

К 1999 г. «Квазар-Микро» работал уже как минимум в 10 странах; это была единственная компания с украинскими корнями, которая успешно конкурировала в том числе и с западноевропейскими дистрибьюторами. В 2000 г. в фокусе ее внимания оказались не только республики бывшего СССР, но и государства Восточной и Центральной Европы – разработанная компанией региональная модель бизнеса позволяет ей работать в 18 странах. С 2004 г., когда АФК «Система» приобрела 51% акций компании, у «Квазар-Микро» начался «московский» период.

Мы понимаем: дистрибуция существовала, существует и будет существовать, особенно в глобальной экономике, и силой дистрибьютора являются его знания – то, что отличает его от сотен магазинов, которые просто продают товары. Но тяготение к собственному производству привело к существенному расширению продуктовой линейки: наряду со сборкой компьютеров в «Квазар-Микро» разрабатывается ПО, организованы центры компетенции. Сегодня ключевые направления деятельности компании – телекоммуникационная и программная интеграция, бизнес-консалтинг и внедрение бизнес-систем, а также предоставление IT-услуг в целевых сегментах (телекоммуникации, страхование, финансы, госсектор).

Оборот российского подразделения «Квазар-Микро» по ключевым направлениям (консалтинг, системная интеграция и IT-услуги) к концу 2005 г. может приблизиться к $100 млн (доля проектов для компаний холдинга «Система Телеком» составляет около 10%). В структуре отчета не принято выделять стоимость «чистых» услуг, но можно предположить, что их доля составляет 20–25%. Численность персонала российского подразделения до конца года достигнет 200 человек; всего же в реализации российских проектов занято около 300 человек.

Вообще предполагается проводить агрессивную политику приобретения команд специалистов, обладающих глубокой экспертизой в предметных областях. В настоящее время ведутся переговоры о приобретении одной из консалтинговых компаний, а также команды специалистов в области управленческого и процессного консалтинга. Активно формируется проектная группа в области телекоммуникационной интеграции – инсталляции различных аппаратных и программных платформ для нужд операторов фиксированной и мобильной связи; идет работа по формированию подразделения с привлечением новых команд специалистов в области автоматизации WorkFlow в больших корпорациях; наращиваем исторически сильное ядро «КвазарМикро» в области дата-центров при помощи нишевых специалистов; в ближайшее время открываем крупный аутсорсинговый центр по поддержке баз данных Oracle, который будет базироваться в Запорожье и работать в первую очередь на российский рынок.

В следующем году компания планирует, увеличив оборот по бизнес-консалтингу, IT-консалтингу и IT-услугам, вырасти в два раза. 2006 г. станет годом вывода на рынок целого веера программных продуктов.

Опыт первого года работы «Квазар-Микро» в России свидетельствует: на рынках постоянно идут переделы, и всегда нужно быть готовым сыграть на уже поделенном рынке. Более того, нас всех ожидает большое столкновение с крупными западными интеграторами. Думаю, что реально и всерьез мы с ними еще не сталкивались благодаря определенным политическим, экономическим, законодательным барьерам. Но уверен: в недалеком будущем нас ждут серьезные испытания конкуренцией.

Есть вопрос

ОБ ОТЛИЧИЯХ


«ИКС»: Чем российский IT-рынок отличается от украинского?

М.А.: В сравнении с украинским рынком российский IT-рынок более развит в качественном выражении: здесь применяются системы и существуют тенденции, к которым в Украине только подбираются. Это и более богатый, более сильный рынок, здесь более сильные игроки. Это мы понимали изначально. Но увидели и то, что российский рынок – это в первую очередь московский рынок, который в условиях почти тотальной централизации сильно «перегрет»: спрос на специалистов значительно превышает предложение, что влияет и на «ценовые показатели» специалистов, и на качественные. Украинский рынок не так богат, и подвижность украинских менеджеров гораздо выше, поскольку им, чтобы зарабатывать, приходится «больше и быстрее бегать». Это, наверное, год назад сыграло для нас свою положительную роль: мы были в хорошей спортивной форме, более агрессивны, более настойчивы и способны работать над любой сделкой в любых условиях. И, безусловно, что меня впечатляет в России и, к сожалению, до сих пор не впечатляет в Украине – это гораздо большее понимание роли ИКТ в экономике, в жизни общества. С профессиональной точки зрения работать здесь очень интересно.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!