Rambler's Top100
Статьи
03 апреля 2009

ИТ-консалтинг: каждый раз в уникальной ситуации

Продолжаем серию публикаций о бизнесе системного интегратора в России. Своими взглядами на ИТ-консалтинг делятся специалисты компании «Инфосистемы Джет»: руководитель группы консалтинга Борис АЛЬТЕРМАН и руководитель группы системной архитектуры Андрей ШАПОШНИКОВ.

Что такое ИТ-консалтинг 

А. ШАПОШНИКОВ: Тема ИТ-консалтинга довольно широка, и все трактуют ее по-разному. Под определение ИТ-консалтинга попадают разные задачи – начиная с бизнес-анализа, внедрения бизнес-систем и заканчивая обучением ИТ-технологиям. 
 
Компания «Инфосистемы Джет» оказывает консалтинговые услуги по нескольким приоритетным направлениям: консалтинг в области внедрения прикладных систем, ITSM-консалтинг – организация эксплуатации информационных систем, консалтинг в области информационной безопасности и др. Традиционно компания оказывает услуги и в области ИТ-инфраструктуры – комплексный аудит, разработка стратегии развития ИТ-инфраструктуры, а также  занимается вопросами непрерывности ИТ-бизнеса и, соответственно, консалтингом в этой области. 

ИТ-консалтингом пронизана вся деятельность системного интегратора. В 2008 году доля ИТ-услуг в бизнесе, например,  компании «Инфосистемы Джет» составила более 40%. Консультанты обычно задействованы практически в каждом проекте, и каждый раз оказываются в уникальной ситуации: у каждого заказчика своя ИТ-инфраструктура, своя история ее создания и планы по развитию.

 
Не оценить, а предложить! 

Б. АЛЬТЕРМАН:  Как показывает опыт, в ИТ-консалтинге можно выделить три области:
  • внедрение прикладных информационных систем;
  • ИТ-инфраструктура;
  • организационное обеспечение, т.е. бизнес-процессы и организационная структура ИТ-подразделений.
Смежными областями, например при внедрении прикладных систем (ERP-, CRM-систем), является реинжиниринг (т.е. реорганизация бизнес-процессов), а также финансовый консалтинг.  Особенность ИТ-консалтинга заключается в том, что решения, принимаемые в ходе выполнения проектов, во-первых, вариативны и, во-вторых, интерактивны. Дело в том, что в процессе работы часто наступают моменты, когда надо решать, какой из возможных вариантов выбрать, в каком направлении двигаться дальше. И заказчик принимает активное участие в обсуждении этого вопроса. Такое взаимодействие и обеспечивает итерационный подход. 

Близка к ИТ-консалтингу деятельность по проведению технических аудитов. Например, в консалтинговых проектах, связанных с разработкой ИТ-стратегии (чем занимается группа системной архитектуры), на первом этапе производится анализ текущего состояния, существующей структуры ИС. При техническом аудите выполняется та же работа. Однако разница заключается в том, что консалтинговый проект не носит контрольного, фискального характера; в нем исполнитель вместе с заказчиком ищет пути развития. В случае же аудита должны быть выявлены недостатки, несоответствия нормативам, выданы замечания, наблюдения. В консалтинговом проекте важнее не оценить, а предложить! Здесь не надо проверять заказчика. Это не столько скрупулезный анализ, как, например, в аудите финансовой отчетности, но, скорее, совместная доверительная работа. 

А. ШАПОШНИКОВ: Системный интегратор предлагает заказчику решение или услугу, а не продукты или «железки». Чтобы решение появилось, надо приложить знания и умения: понять постановку задачи (зачастую – вместе с заказчиком), предложить варианты и подходящие заказчику критерии выбора, спроектировать решение, внедрить и затем  поддерживать его  – все это можно отнести к консалтингу, так как все этапы работ проводятся вместе с заказчиком, при его непосредственном участии. 

Непрерывность бизнеса

Б. АЛЬТЕРМАН:
Если углубляться в узкую предметную область, то в настоящее время активно развивается направление непрерывности бизнеса – ВСМ (Business Continuity Management). BCM можно рассматривать в широком аспекте ИТ-стратегии – как с точки зрения обеспечения непрерывности бизнеса компании, так и с точки зрения поддержки требуемой производительности и масштабируемости ее информационной системы. 
 

Данное направление в компании «Инфосистемы Джет» сформировалось в процессе работы с рядом крупных заказчиков и стало востребованным. Это обусловлено входящими в него сервисами, способными предложить решения в соответствии со спецификой бизнеса клиента. Например, в ВСМ есть четко очерченные составляющие, в том числе Business Impact Analysis (BIA) – анализ влияния на бизнес прерывания процессов, которые опираются на информационную систему заказчика. Результатом проведения BIA обычно является каталог критичных бизнес-сервисов, каталог критичных ИТ-сервисов, на которые опираются бизнес-сервисы, а также требования к их непрерывности. Они определяют, насколько допустимы для бизнеса прерывания тех или иных процессов. 

Клиенты таких сервисов работают на высококонкурентных рынках и очень дорожат своей репутацией. Обращаясь к системному интегратору, они предъявляют высокие требования к обеспечению непрерывности бизнеса своих компаний. Задача интегратора в каждом случае — предложить оптимальный комплекс услуг, в который входят обследование существующих ИТ-систем, обеспечение информационной безопасности и совершенствование управления ИТ-сервисами. Для этого вместе с заказчиком, исходя из того, насколько его компания допускает возможность прерывания бизнес-процессов, насколько она готова к рискам потерять деньги или имидж, консультант решает, при каких угрозах должны быть выполнены требования по непрерывности. Такими угрозами могут быть техногенные катастрофы, например, пожары, теракты, природные явления, человеческий фактор и т.д.

Собрав исходные данные, исполнитель проекта разрабатывает стратегию защиты людских ресурсов, ИТ-систем, данных, ИТ-инфраструктуры, информационной безопасности – в случае, если обозначенные угрозы будут реализованы.
 Во время разработки стратегии обеспечения непрерывности бизнеса возникает вариативность, которая зависит от бюджетных возможностей заказчика. Бывает, что у клиента меняются приоритеты. Он оценивает, сравнивает, думает. Начинается совместная интерактивная работа по выработке приемлемого для всех решения: риск-аппетит может вырасти или, наоборот, уменьшиться. Пройдя все эти этапы, осуществляется эскизное и более конкретное техническое проектирование.
 
 
Таков типичный путь проектов ИТ-консалтинга в области обеспечения непрерывности бизнеса.   
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: