Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2009
Леонид Владимирович ИВАНОВ  02 апреля 2009

Старый биллинг в новом качестве: плюсы и… задачи

Год назад ТТК объявил о внедрении АСР за услуги дальней связи для физических лиц с обслуживанием до 10 млн абонентов на территории России. В «биллинговой истории» ТТК есть интересный нюанс, связанный с выбором системы и, соответственно, ее поставщика.

Проект: ретроспектива…

По большому счету, выбор АСР для ТТК состоялся гораздо раньше, когда производителем продукта была компания Portal Software, насчитывавшая к тому моменту более 450 клиентов во всем мире (среди них такие крупнейшие телекоммуникационные операторы, как FT, DT и др.). Этот биллинг «обсчитывал» наших B2B-клиентов с
2002 г.

В
2006 г. компанию Portal Software за $220 млн приобрела Oracle, следуя своей стратегии приобретения фирм, разрабатывающих специализированные приложения для отдельных отраслей. К слову, немного раньше Oracle купила и компанию Siebel, чья система CRM также нашла место в ИТ-инфраструктуре ТТК. Таким образом, ТТК выбрал одного поставщика, а получил другого – притом что продукты получил именно те, которые выбрал…

В итоге же, по факту, АСР построена на базе конвергентного биллинга Oracle Communications Billing & Revenue Management (Oracle BRM) и представляет собой единую платформу для тарификации и биллинга различных видов услуг связи, а также для управления взаиморасчетами с клиентами и партнерами. Дополнительно в состав комплексной системы вошли:

Oracle Siebel CRM – CRM-система, автоматизирующая процессы управления взаимоотношениями с клиентами и позволяющая предоставлять клиентам и контрагентам ТТК современные сервисы самообслуживания;

TIBCO Business Works – интеграционная сервисная шина масштаба предприятия (ESB), обеспечивающая интеграцию подсистем АСР и включение всего комплекса в единое информационное пространство ТТК;

Comptel EventLink – предбиллинговая платформа, обеспечивающая сбор и предварительную обработку информации об оказанных услугах связи, а также предоставление данных для анализа работы и использования сети.

В рамках проекта АСР интегрирована с системой бухгалтерского и финансового учета на базе Microsoft Dynamics AX, с системами «клиент–банк» и электронной системой приема платежей. Дополнительно созданы интерфейсы для подключения автоматизированных терминалов приема моментальных платежей, систем интерактивного голосового обслуживания (IVR). В рамках этого проекта состоялось первое внедрение продукта Oracle BRM для услуг дальней связи, а также и первое в России внедрение продуктов TIBCO.

Партнером по реализации проекта стала компания «Микротест». Проект был выполнен за 11 месяцев. За это время интегратор провел локализацию продуктов, сертификацию АСР, настройку и адаптацию подсистем в соответствии с бизнес- и техническими требованиями ТТК. Стоимость внедрения составила около $10 млн (30% – ПО, 30% – инфраструктура комплекса и 40% – услуги).

К слову, изначальный выбор биллинга Portal для ТТК – в большой степени заслуга «Микротеста». Несколько лет назад ACP крупной компании – оператора связи решала, по сути, две задачи: собственно организацию биллинга у оператора и «понятность и прозрачность» компании для акционеров. И когда в
2001 г. встал вопрос о необходимости внедрения системы биллинга в ТТК, «Микротест», который тогда участвовал в создании нашей IP-сети, посоветовал обратить внимание на «вот эту систему вот этого производителя, архитектурно очень интересную». Мы обратили внимание – и купили.

А в
2006 г., когда выбирали систему для массового рынка, одним из основных аргументов при выборе стала для нас «знакомость» системы – она уже работала в ТТК. Но так получилось, что к тому времени это был уже продукт Oracle. Внедрение же поручили компании «Микротест».

…продолжение…

ТТК уже вышел на розничный рынок. Наши региональные компании строят свои сети и оказывают услуги. Но, конечно, глобальная цель – сеть для населения должна обслуживаться центральной системой биллинга, в том числе через клиентский портал в Интернете. Этот процесс еще не завершен. Сейчас наш биллинг модернизируется, потому что объем обрабатываемой информации возрастет. Совместно с интегратором мы собрали и проанализировали потребности абонентов, и появилась новая задача для интегратора: разработка системы для предоставления услуг ШПД. В ближайшее время работы завершатся и мы начнем подключать биллинговую систему уже к сети ШПД.

…перспективы…

Самые понятные для абонента перемены, которые произошли в биллинговой индустрии в последние 10 лет, мы ощущаем на себе как пользователи услуг связи. Если раньше не был автоматизирован процесс включения-отключения абонентов, то сейчас эта задача быстро и легко решается электронными средствами.

Еще одно новшество – возможность оплаты услуг через банкоматы. Десять лет назад никаких «прямых стыков» банковской или платежной системы с биллингом оператора и представить было нельзя. Мы начали эту работу для дальней связи, потом будем использовать эту систему оплаты и на розничном рынке для ШПД. Самое сложное здесь – интеграция. Первое, что сделали, реализовали прием оплаты через Сбербанк, по классической форме через квитанции. Это не онлайн, задержки – несколько дней, пополнение счета клиент увидит с опозданием. В интересах современного оператора – оплата онлайн, поэтому мы стыкуемся с платежными системами. Работаем со Сбербанком, с ВТБ-24. Кроме того, ведутся работы с «Киберплатом» и ОСМП.

…и всякие соображения

Наша традиционная биллинговая система Portal, внедренная в
2002 г., как работала, так и работает, и ее полностью поддерживает наша команда. В новом проекте команда ТТК занимается сопровождением и развитием новой системы. В планах – объединение двух биллингов.

Эта идея на рынке ходит волнами – конвергентный биллинг, объединение всех услуг в одном биллинге. ТТК – молодой оператор, и так сложилось, что мы получили две биллинговые системы, которые как бы одно и то же по архитектуре, но с точки зрения использования в том или ином сегменте рынка – разные сущности. И мы видим, что телекоммуникационное сообщество не пришло к единому мнению относительно того, как объединить услуги связи для корпоративных клиентов и физических лиц. Они по своей природе очень разные – счета-фактуры, номенклатура и проч. Зерна сомнений есть, но нужно найти золотую середину. На мой взгляд, объединять надо, иначе придется разделять команды, которые занимаются обоими секторами. Не думаю, что это повысит качество.

С этой системой мы могли бы считать что угодно – минуты, байты или даже киловатты электроэнергии. По-хорошему, частным абонентам нужен единый биллинг с единым счетом за все потребленные услуги. Чем хорош наш биллинг от Oracle, так это своей архитектурой: по большому счету ему все равно что считать – литры воды, минуты или что-либо еще…

Кстати, ИТ-руководителя часто спрашивают: а как вы считаете возврат инвестиций во внедренные системы? В ТТК считают возврат не на ИТ-системы, а возврат инвестиций на проект. У нас есть проект «Дальняя Связь», есть проект ШПД. В этих проектах изначально заложены затраты на биллинг. А кроме того, мы не просто биллинг внедрили, но еще и СRМ, и другие системы – решили широкую задачу. И в рамках проекта окупаемость вполне нормальная, этот аспект был учтен.

А если говорить о том, с кем работать удобнее – с отечественными производителями или с зарубежными?.. Когда подписывается контракт с зарубежным вендором, в нем очень жестко прописано техническое задание, со всеми сроками. В договоре четко обозначено, во что обойдется задержка и кто кому должен будет заплатить при несоблюдении сроков. У отечественных заказчиков, как правило, все сотрудники перегружены – и если происходят задержки по срокам, они абсолютно объективны, а значит, появляется риск увеличения затрат на проект. К счастью, в нашем случае помогает отечественный интегратор «Микротест», с которым такие недоразумения решаются в рабочем порядке.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: