Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2009
Евгений ПЛИНЕР  07 апреля 2009

Биллинг для XXXL

Евгений ПЛИНЕР, региональный вице-президент компании Comverse и генеральный директор Comverse Russia, считает, что уже в этом году «снежный ком» конвергенции чистой воды прокатится по российскому рынку. Несмотря на кризис.

Евгений, оценка Yankee Group связана с новым продуктом компании – конвергентным биллингом Comverse ONE, выпущенным на рынок в середине прошлого года. Но о конвергентном биллинге компания заявила несколько раньше (см. «ИКС» № 3’2008, с. 34). Это разные решения?

– Да, Comverse ONE – продукт совершенно нового поколения. Это конвергенция, не состоящая из prepaid и postpaid, когда между двумя этими блоками организуется «мостик». Это монолитный блок, в котором программными средствами объединены prepaid и postpaid, фиксированная и мобильная связь и проч. – всё «в одном флаконе». Многие под конвергентным биллингом подразумевают конвергенцию, складывающуюся из двух биллингов, соединенных «перегородочкой». По существу, это не чистой воды конвергенция.

Уверен, что специалисты и Oracle, и Amdocs работают над аналогичным решением, но у нас есть преимущество во времени. Сегодня всё только начинается: к середине года все услышат о нескольких крупных инсталляциях «правильного» конвергентного решения АСР – и тогда можно будет ожидать эффекта снежного кома.

– Какова стоимость продукта относительно традиционных решений?

– Сейчас он не дороже «обыкновенного» конвергентного биллинга, но в дальнейшем станет дешеветь – как сотовая связь или DVD, потому что будут доработки, будут «почищены» все релизы… И покупателю он обойдется не дороже, чем prepaid или postpaid по отдельности. А может, даже дешевле.

– Что значит «дешево» или «дорого» на биллинговом рынке? Вот биллинг Oracle на 10 млн абонентов обошелся ТТК в $10 млн, биллинг Amdocs на 40 млн абонентов «Связьинвеста» оценен почти в $500 млн. Как формируется ценовая политика в сегменте крупных вендоров?

– В первом приближении $12 на абонента – много, $1 – мало. Надо смотреть на детали проекта. Я не хочу говорить о конкретных цифрах и конкретных вендорах; у каждой компании должна быть своя ценовая политика. Но продукты не берутся из воздуха, их делают люди, устанавливают люди, поэтому цены у всех примерно одинаковые (если компании одного уровня). А в привязке к определенному проекту они могут варьироваться.

– Наверное, уже все операторы обзавелись биллинговыми системами и скорее будут модернизировать существующие, чем покупать новые. Насколько, возвращаясь к угрозе снежного кома, обоснован ваш оптимизм?

– Крупная компания должна пользоваться только высококлассным биллингом, потому что биллинг для компании – ее кровь, ее жизнь. Если она будет терять даже по копейке с абонента – а абонентов миллионы и десятки миллионов, это выльется в сумасшедшие убытки. Поэтому крупные операторы должны брать лучший биллинг, который будет приносить им пользу. Если сейчас у некой компании (не называем имен) postpaid одного поставщика, а prepaid другого; если в конгломерате фиксированного и мобильного оператора разные системы расчетов – долго это продолжаться не может, поскольку компания теряет гибкость. А значит, теряет деньги, а то и клиентов, что особенно неприятно в период кризиса. Конвергенция биллинга – один из серьезных способов привлечь клиента (например, когда она дает маркетологам инструмент регулирования тарифов triple play на уровне системы).

– Мы говорим именно о крупных операторах?

– Конечно. Мы не конкуренты небольшим компаниям-разработчикам АСР, потому что не сможем сделать дешевое решение для 50 тыс. абонентов оператора. У нас другие решения и другие задачи. Но есть операторы большие и есть очень большие, которые сейчас пользуются «не совсем оптимальным» биллингом. Это наша ниша. Потому что в конце концов они поймут, что теряют деньги, что легче заменить «не совсем оптимальное» решение. При замене решаются два вопроса: с одной стороны, сколько «это» стоит, с другой – в какой срок эти затраты окупятся. И бизнес-цель настолько легко просчитывается, что именно сейчас, в нынешних кризисных условиях, операторы, я уверен, займутся такими подсчетами. Мы ориентируемся, условно говоря, на операторов с абонбазой от 100 тыс. и выше. И не только мобильной и фиксированной связи, это могут быть те же кабельщики, которые идут в Интернет и телефонию. Но особенно привлекательны группы компаний, предоставляющие большому числу абонентов разнотипные услуги. Например, «Комстар-ОТС», где можно было бы объединить разные биллинги всех компаний. Единый биллинг считал бы всё – фиксированную местную и дальнюю связь, мобильную связь, ШПД вплоть до IPTV и проч. Это было бы интересно, удобно, и это совершенно новый подход. Мы уже обсуждали этот вопрос со специалистами «Комстара», и в принципе такой вариант возможен. Представляете, какой потенциал должен быть у компании, если она возьмет на себя такое решение! Но овчинка выделки стоит, потому что обслуживание клиентов выходит совершенно на другой уровень.

– Не могу обойти вопрос о влиянии кризиса на бизнес компании. У Comverse прирост бизнеса в России в прошлом году составил больше 40%. На этот год поставлена такая же планка. Реально ли ее достичь?

– Конечно, достичь ее будет нелегко из-за того, что заморожены бюджеты многих новых проектов, в тендерах на которые мы в прошлом году участвовали. Мы ощущаем последствия кризиса по своим клиентам-гигантам, которые сейчас испытывают финансовые трудности. Потому что, грубо говоря, они всем вендорам платят в валюте, а от абонента деньги получают в рублях. И даже на разнице курса они сильно проигрывают. Тем не менее заморожены лишь проекты VAS, которые нашей компании хотелось бы иметь в своем портфеле. А вот биллинг не заморожен, потому что это стратегический продукт, значимость которого в кризис только возрастает.

– Когда можно будет услышать о крупных контрактах Comverse в России?

– Это зависит не от нас, мы хоть сейчас рады бы объявить. Тем не менее, я думаю, что уже в ближайшие месяцы информация станет открытой. Ее просто невозможно будет утаить.
 

В исследовании, опубликованном Gartner в декабре прошлого года, 12 крупнейших биллинговых вендоров оценивались по восьми позициям, от продукта и стратегии продаж до географической стратегии. Четыре компании – Amdocs, Comverse, Convergys, Oracle – получили оценку «очень сильная» либо «сильная» по всем позициям. Три из них (исключение – Convergys) активно играют на российском рынке. Компанию Comverse, благодаря ее продукту ONE, в феврале 2009 г. Yankee Group по результатам опроса 150 крупных операторских компаний назвала «номером один» из девяти наиболее известных в мире поставщиков биллинговых решений.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!