Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2009
Лилия ПАВЛОВА  07 апреля 2009

Александр Пархоменко. «Лучше быть нужным, чем свободным»

Здоровый карьеризм гендиректор Avaya по России и СНГ не считает зазорным. Если любишь свое дело – судьба отвечает взаимностью

Александр Пархоменко
 Досье «ИКС»

Александр Пархоменко родился в Москве 29 мая 1965 г. Окончил МФТИ и Военно-инженерную академию им. Дзержинского по специальности «прикладная математика». Работал в НИИ Мин-обороны РФ, СП «Диалог», компаниях NCR, Sun Microsystems, Cisco Systems, КГ «Борлас», Motorola Enterprise Mobility Business/Symbol Technologies. С октября 2008 г. – генеральный директор Avaya по России и СНГ.

Женат, отец двух дочерей.
Планета Физтех

– Случайно или нет, но почти все мои родственники – «весенние» люди: я сам, жена и две дочери, брат – родились в мае и его «окрестностях». Семья – классическая советская народная интеллигенция: отец – инженер, мама – учительница. А родное для семьи место – Москва. Трудно представить себя вне московской среды (хотя сейчас она довольно агрессивна), хотя и были предложения переехать на работу в другие страны.

– Почему решили поступать именно в МФТИ?

– Я заканчивал языковую школу – из нее многие шли в Иняз, но отец убедил, что мужчина должен получить серьезную специальность, а язык – только приложение к ней. К тому же друг отца заканчивал Физтех и заразил меня рассказами про то, какие люди ходили в кирзовых сапогах на заре Физтеха и как там вообще все было брутально. Уверен, выпускники МГУ или МИФИ могут похвастаться своими традициями, но Физтех – особая планета, институт легендарный.

Я жил в общежитии в Долгопрудном, после «пар» – домой и заниматься допоздна. Я никогда не был упертым «ботаником», но мне всегда было важно стать одним из первых, поэтому первые два года – учеба и только учеба. Физтех натренировал меня на стрессоустойчивость, умение концентрироваться.

С третьего курса стало полегче, можно было почувствовать вкус студенческой жизни. Очень горжусь, что мне посчастливилось тесно общаться и дружить с людьми выдающимися, и не только в науке. Например, до сих пор на Физтехе проходит «Матч века», когда факультет играет с факультетом в футбол 24 часа подряд с неограниченным количеством замен, включая бывших выпускников. Я участвовал не раз, и после окончания института, даже привозил своих дочерей поболеть.

Лучше гор может быть только мореКаждое лето – стройотряды. То в Приморье, то на БАМ. Это совсем другая жизнь, другое сообщество. В основном на Физтехе учились ребята, девчонок было мало. Такой строгий мужской коллектив, честные, открытые отношения, я считаю, сыграли большую роль в моем личностном становлении.

– А как же женились, будучи студентом такого «мужского» вуза?

– Жена у меня – редкость, она тоже из Физтеха. Когда я учился на четвертом курсе, открыли факультет физико-химической биологии – и вдруг в институте появились очень красивые девушки. Пройдя суровый кастинг, я вышел победителем. Поженились, когда я был на пятом курсе, она – на втором. Впоследствии жена какое-то время работала в науке, сейчас занимается детьми, домом, собственными проектами.

Здоровый карьеризм

– Как в вашей жизни появилась Военно-инженерная академия?

– Буду откровенен – это был здоровый карьеризм. Я считал, что после Военной академии смогу добиться больших результатов, больше зарабатывать, чем обычный молодой специалист, и пошел в специальный набор академии. Его идея заключалась в том, чтобы дать второе «военное» образование выпускникам ведущих институтов и университетов и из них сформировать костяк для серьезного научного прорыва. Были выбраны два базовых вуза – МГУ и Физтех, в нашей группе из 10 человек 8 были с красными дипломами МГУ и Физтеха. Преподаватели изначально воспринимали нас как будущую смену, отношения были далеко не строевые, а распределение – в ведущие НИИ и КБ системы МО. Специализация – математическое моделирование сложных военно-технических систем.

– Наверное, нелегко было в начале 90-х оставить карьеру военного ученого, едва вступив на эту стезю?

– Работы, которые мы вели, в тот период оказались никому не нужны; прокормить семью на ту зарплату было сложно. Но, пожалуй, больше убивала собственная ненужность. В одной бардовской песне есть хорошие слова: «лучше быть нужным, чем свободным». Я живу по этому принципу.

Вот потому-то и ушел в бизнес, о чем ни разу не пожалел, и считаю, что судьба была ко мне благосклонна. Начинал в «Диалоге» (одно из первых российско-американских СП), после его школы попал в западную компанию NCR, откуда началась моя карьера в российских представительствах. В Sun было огромное количество командировок по стране, в разные уголки России. Со многими людьми, с которыми тогда завязались контакты, у меня сохранились добрые отношения и по сей день.

Больше шести лет проработал в Cisco Systems на разных должностях. Одна из интересных – четыре года руководил украинским офисом. Считаю себя одним из авторов успехов компании на Украине, так как сформировал коллектив, который и сейчас трудится, добиваясь хороших результатов.

С позиции заместителя гендиректора российского представительства Cisco меня «сдвинуло» предложение перейти в российскую компанию «Борлас» вице-президентом по продажам и развитию. В иностранной компании, принимая решения, и в первую очередь по стратегическим вопросам, чувствуешь определенные ограничения. А в российской ты в полной мере несешь ответственность за свои действия и перед заказчиком, и перед сотрудниками – это другое ощущение. «Борлас» принципиально изменил мою точку зрения на бизнес.

– И тем не менее…

– Да, в силу ряда обстоятельств я опять вернулся в иностранную компанию, теперь – Symbol Technologies. Это еще одна счастливая страница моей биографии. Symbol того времени была создана выходцами из Cisco и разрабатывала решения в области автоматической идентификации. Мой участок – СНГ, часть Восточной Европы, Турция, Греция, Средиземноморье. Это был первый международный опыт, где совсем другие правила, и я учился не отдавать команды, а завоевывать доверие людей. Ну и, конечно, специфика региона: сидишь вечером в ресторанчике в Афинах, рядом старый порт, вокруг
  туристы – и твой организм понимает, что ты на отдыхе. А мозг «при галстуке» – должен вести переговоры, заниматься бизнесом. Такое вот противоречие, но было исключительно интересно!

А потом Symbol была куплена компанией Motorola…

– Сожалеете?

– Ничего против Motorola не имею, это большая компания, со своей культурой и правилами. Попав в нее, мы оказались в другой среде. Нам делали замечания: дескать, «люди из Symbol» ведут себя слишком беспокойно, слишком эмоционально, слишком громко, и вообще непонятно – кто кого купил? Мы, в свою очередь, в шутку называли офис Motorola «библиотекой»… Не скрою, в какой-то степени именно неприятие новой среды и способствовало переходу большой части команды Symbol в Avaya. Это не было вопросом карьерного роста или денег – это был вопрос доверия людей.

– Каким вы видите себя лет через 30?

– Я не ставлю цели занять какую-то позицию в какой-то компании или заработать сколько-то денег. Главное – благополучие семьи, поэтому в будущем вижу себя в окружении любимых внуков и внучек. Но я человек активный (и счастливый!) – занимаюсь любимым делом. И дай Бог, чтобы это продолжалось как можно дольше.


....и своих дочекЛ ю б л ю

Люблю отрасль ИТ – наверное, потому, что это индустрия, объединяющая интеллектуальных и интеллигентных людей, интересных по сути; и, конечно, этот бизнес подразумевает определенные человеческие отношения.

Люблю семью, самое важное. Но я трудоголик и, к сожалению, с семьей провожу меньше времени, чем хотелось бы. Но тем больше радость от редких возможностей быть вместе.

Люблю своих друзей. Наверное, самые близкие друзья – еще из «той жизни», из института, когда люди воспринимают друг друга такими, какие есть, могут прощать недостатки.

Люблю активный отдых с семьей. Недавно на моторной яхте (я был капитаном), прошли по рекам южной Франции. Только постфактум я понял, насколько это была авантюрная затея: сложное маневрирование, сложная техника руления. Но горжусь, что справился. Иногда ездим кататься на горных лыжах.

Люблю нормально выглядеть, это мой стиль жизни. Не отделяю себя от костюма, меня не надо заставлять надевать галстук. Галстук завязываю сам и знаю несколько узлов.

Люблю русскую кухню: с друзьями под водочку хорошо покушать – большое удовольствие. Не боюсь экспериментов. Бывая в разных странах, обязательно уделяю внимание местной еде – это же часть культуры.

Люблю советский рок и с юности храню ему верность. Хотя на концерты хожу редко – обычно слушаю в машине, да и то телефонные разговоры перебивают.

Люблю машины, быструю, агрессивную езду.

Люблю море и дайвинг.

Люблю открытые человеческие отношения. Сейчас строю деревянный дом в Подмосковье, стал специалистом по строительным технологиям. Живу ожиданием конца стройки, чтобы можно было собираться с друзьями, с семьей, с родственниками – обязательно в деревянном доме.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!