Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2009
Александр БАРСКОВ  07 апреля 2009

Корпоративная телефония. VoIP – в офисы, TDM – на рудники

Технология IP, как алчный завоеватель, захватывает все новые и новые земли: ЛВС, голос, видео… Из лагеря апологетов IP-телефонии доносятся победные реляции. Осталось ли на рынке место для классической технологии коммутации каналов (TDM)? И какие тенденции определяют развитие самих IP-телефонных систем?

До наступления эры IP коммутация трафика в учрежденческих АТС (УАТС) осуществлялась исключительно по принципу TDM. Основное терминальное оборудование в TDM-УАТС – обычные аналоговые телефоны и специальные цифровые аппараты, пользователям которых доступны дополнительные сервисы. Такие цифровые аппараты часто называют системными, поскольку они могут работать только с УАТС (системой) «своего» производителя и для реализации дополнительных сервисов используют фирменные сигнализации.

На начальном этапе основным стимулом внедрения IP-телефонии было снижение затрат на междугородную и международную связь. Поэтому и первыми элементами VoIP в корпоративной телефонии стали шлюзы, обеспечивающие передачу трафика через «дешевый» Интернет в обход «дорогой» ТфОП. Такие шлюзы сначала представляли собой отдельные устройства, подключаемые к TDM-УАТС, затем их стали изготавливать в виде плат для установки в конструктив станций. С развитием IP-терминалов новая технология пришла и на абонентскую сторону TDM-УАТС: появились шлюзы для подключения IP-телефонов. Телефонные станции с коммутационным полем TDM, «обрамленным» шлюзами IP-телефонии, получили название гибридных (конвергентных) УАТС.

В «чистокровных» IP-телефонных системах (IP-УАТС) в качестве коммутационного поля выступает IP-сеть – она может быть как локальной (ЛВС), так и территориально распределенной (WAN) и даже глобальной (Интернет). Собственно же IP-УАТС – это лишь сервер управления вызовами. В IP-системах обычные аналоговые и цифровые телефоны (TDM) уже «неродные» и для их подключения нужны шлюзы. Внутренние функции шлюзов остаются теми же (преобразование трафика из формата TDM в формат IP и обратно), однако их роль меняется: в TDM-УАТС они служат для подключения IP-терминалов и выхода в Интернет, а в IP-УАТС – для подключения TDM-терминалов и выхода в ТфОП.

Поначалу производители IP-УАТС лишь копировали функции классических телефонных систем. Однако довольно быстро стало понятно, что IP-технологии открывают дверь множеству новых сервисов, а также значительно упрощают интеграцию коммуникационных станций с другими корпоративными системами и приложениями. Остается ли в этих условиях место на рынке для TDM-технологий?

Ищем ниши для TDM

«Традиционные телефонные сети становятся атавизмом и постепенно изживают себя» – таково мнение Ильи Федорушкина, ведущего специалиста московского офиса компании Cisco, которая никогда не выпускала TDM-УАТС и вышла на рынок телефонии сразу с IP-системой. Для TDM он видит место только на уровне подключения абонентов частного сектора. Что ж, с приводимыми им фактами не поспоришь: действительно все ведущие производители телефонных решений уже имеют в своем портфеле продуктов либо модули IP-телефонии (гибридные УАТС), либо IP-УАТС, а производство «чисто» TDM'овских станций практически прекратилось.

Представители других производителей, на протяжении десятилетий выпускавших классические системы TDM, считают, что у этой технологии больше перспектив. «IP-телефония ради IP-телефонии никому не нужна, поэтому во многих случаях, например, когда TDM-инфраструктура уже имеется, переход на «чистую» IP-телефонию будет означать огромные инвестиции при неочевидном выигрыше или слишком длинном сроке возврата инвестиций», – предупреждает Александр Ноников, консультант Nortel.

Один из вариантов реализации системы унифицированных коммуникаций (УфК) – интеграция обычной TDM-УАТС с программным УфК-решением, например с системой Microsoft OCS или Lotus SameTime. Значит, ниша для традиционных решений будет сохраняться еще долго. Именно поэтому Nortel продолжает предлагать гибридные УАТС, которые, с одной стороны, дают пользователям полную гибкость в вопросе «ритма и скорости» перехода на IP-телефонию, а с другой – обеспечивают практически ту же функциональность, что и системы VoIP, включая поддержку УфК и сервисно-ориентированной архитектуры (SOA).

Многие большие сети, изначально построенные по традиционной TDM-технологии (например, сети «Газпрома» и «Сургутнефтегаза»), продолжают развиваться в том же традиционном ключе, и лишь в некоторых из них внедряется IP-телефония – как говорится, «на пробу», делится своим наблюдением Игорь Фиошкин, заместитель директора департамента компании «Датател». В свою очередь, IP-телефония доминирует в тех случаях, когда корпоративная сеть строится с нуля (небольшой процент проектов), при построении сетей представительств иностранных фирм (уже имеющих аналогичную структуру за рубежом), а также там, где ведущую роль в выборе телекоммуникационной технологии играет отдел ИТ или проект изначально ориентирован на подключение к оператору по SIP-транку. И. Фиошкин отмечает повсеместный отказ от протокола H.323 в пользу SIP и, как следствие, упрощение стыковки оборудования VoIP разных производителей.

В обозримом будущем TDM-решения не сдадут своих позиций, особенно в территориально распределенных сетях, в которых на первый план выходят требования к отказоустойчивости, – такой прогноз дает Владимир Балков, начальник отдела управления проектами «Абител Групп». Имеющиеся на рынке решения IP-телефонии предполагают централизованное управление вызовами и предъявляют достаточно жесткие требования к транспортной IP-сети. Выполнение этих требований для территориально распределенных сетей в России возможно далеко не всегда и не везде. Часто более эффективны гибридные (конвергентные) решения, позволяющие в равной мере использовать традиционную цифровую среду (SDH/PDH) и среду пакетной коммутации (IP), а в некоторых случаях и аналоговую среду.

В сохранении ниши для традиционных решений уверен и Андрей Богачев, менеджер по продуктам Avaya компании CompTek: есть целый ряд задач, в которых их преимущества оспорить сложно. В первую очередь это обеспечение связью большого числа абонентов за минимальные деньги – стоимость одного аналогового порта вместе с телефоном для большинства IP-решений все еще недостижимо низка. Да, сегодня уже доступны IP-телефоны по ценам, сравнимым со стоимостью аналоговых телефонов, но для их подключения нужен транспорт: коммутаторы, маршрутизаторы, соответствующего качества кабельная проводка – всё вместе оказывается дороже «старой доброй медяшки».

Вторая ниша для TDM-решений, по мнению А. Богачева, – телефонизация производств и предприятий по добыче сырья. В офисе IP-телефон смотрится очень неплохо. Но представьте, что вам нужно вынести телефон поближе к конвейеру, опустить его в шахту или поставить в цех по производству алюминия. Тут же вы оказываетесь перед дилеммой: то ли устанавливать очень дорогие взрывобрызгогрязепомехозащищенные IP-терминалы, а к ним аналогичного класса коммутаторы или маршрутизаторы (Ethernet ведь не слишком «дальнобойный» транспорт) в гермобоксах, то ли взять аналоговый телефон, который будет дешевле и надежнее, да и менее чувствителен к помехам. Кроме того, линия к аналоговому телефону может тянуться несколько километров безо всяких промежуточных устройств. При этом цены на аналоговый телефон «в промышленном исполнении» и подобный ему IP-аппарат разнятся на порядок-два.

При рассмотрении перспектив TDM-телефонии следует различать ее аналоговый и цифровой варианты. Причем, как считает Михаил Шром, директор по телекоммуникационным решениям компании «Ландата», свои позиции сохранит только аналоговая TDM-телефония. Она будет и дальше использоваться там, где внедрение IP-телефонии не является объективной необходимостью и IP-порт остается дорогим удовольствием, – на промышленных предприятиях, в сфере образования и здравоохранения, в гостиницах и органах государственной власти. Цифровые же TDM-порты, как менее функциональные и налагающие существенные ограничения по удаленности терминалов, будут активно заменяться на IP.

Интеграция с бизнес-процессами

В свою очередь, у основанных на IP корпоративных систем связи, по мнению А. Богачева, можно выделить три вектора развития. Во-первых, они развиваются в сторону распределенных систем с интеграцией функций, чтобы соответствовать запросам филиальных структур и ритейловых сетей. Во-вторых, появляются решения все более высокой надежности, в программное обеспечение станций встраиваются возможности поддержания «жизнедеятельности» при отказе каналов связи, части аппаратуры станции и даже ее центрального процессора. И наконец, станции соревнуются в предоставлении пользователю все более широкого спектра дополнительных возможностей.

«Фокус разработки корпоративных систем IP-телефонии сместился в область унифицированных коммуникаций», – добавляет Максим Мамаев, начальник отдела корпоративных систем связи компании «АМТ-Груп».– Хотя выходят и будут выходить новые версии, добавляться какие-то новые функции, но концептуальное развитие этих систем практически завершено. Мы уже неоднократно сталкивались с тем, что критерием выбора системы IP-телефонии становятся не столько цена и собственно телефонные функции, сколько именно перспективы развития приложений унифицированных коммуникаций на базе этой системы, даже если немедленное внедрение УфК заказчиком не планировалось».

На начальном этапе внедрения систем IP-телефонии существовали серьезные инфраструктурные проблемы, связанные с необходимостью обеспечения требуемого для передачи речи качества обслуживания (QoS). В пакетных сетях «громоздкий» пакет с данными может перегородить дорогу IP-пакетам с речевой информацией, что приведет к недопустимой для коммуникаций реального времени задержке. Чтобы этого не происходило, необходимо гарантировать приоритет обслуживания речевых пакетов в очередях сетевого оборудования. Однако сегодня, как полагает технический директор московского офиса компании Avaya Георгий Санадзе, инфраструктурные вопросы отходят на второй план, а на первое место выходят задачи, связанные с интеграцией коммуникационных систем в бизнес. Для них Avaya разработала CEBP (Communications Enabled Business Processes) – комбинацию программных продуктов и услуг, обеспечивающих такую интеграцию через веб-сервисы. По сути, CEBP неразрывно связана с услугами проектной системной интеграции, когда специалисты Avaya в сотрудничестве с ИТ-подразделениями клиентов оптимизируют производственные процессы предприятия на базе коммуникационных сервисов. Все коммуникации в рамках CEBP происходят по «замкнутому циклу»: информация о предпринятых пользователями действиях может быть возвращена в инициировавшую событие систему для управления бизнес-процессом в реальном времени.

«Многие наши заказчики видят необходимость интеграции своих коммуникационных систем с бизнес-процессами», – отмечает Михаил Антонов, менеджер по продуктам компании Aastra. Такая необходимость, по его мнению, вызвана сегодняшней конъюнктурой рынка, где объем продаж все больше зависит от быстроты реакции на запросы заказчика, высокого качества обслуживания и, главное, постоянной поддержки клиентской базы. Без интеграции различных маркетинговых инструментов и коммуникационных систем в современных рыночных условиях этого добиться трудно.

Так, одному из клиентов Aastra – крупному автодилеру – первоначально требовалось объединить несколько территориально разнесенных офисов в единую сеть связи с поддержкой мобильности сотрудников. Это удалось обеспечить внедрением телекоммуникационных платформ Business Phone и MX-ONE. Впоследствии, когда объем звонков клиентов значительно вырос, возникла необходимость их распределения и оптимальной обработки. Эта задача решена развертыванием контакт-центра Solidus eCare. Неудивительно, что на третьем этапе компании потребовалось интегрировать центр обработки вызовов с клиентскими базами и CRM-системой. Таким образом автодилер рассчитывает оптимизировать работу с клиентами, снизить нагрузку на операторов контакт-центра и, как результат, повысить свою конкурентоспособность.

Включение коммуникационных систем в бизнес-процессы компании и реализация сервисно-ориентированной архитектуры – тема и самая модная, и самая проблемная. А. Ноников объясняет это тем, что к внедрению коммуникационно-расширенных бизнес-процессов готова далеко не каждая организация, сегодня они востребованы только в крупных и средних компаниях. Усложняет задачу и то, что большинство предприятий пользуются коммуникационными продуктами разных производителей, базовая УАТС может быть от одного поставщика, система УфК – от другого, а система ВКС – от третьего. Для того чтобы интеграция коммуникаций и бизнес-процессов была эффективной, требуется охватить всё предприятие, поэтому мультивендорность инфраструктуры – серьезная проблема. Одно из возможных ее решений – установка сервера, который, «умея разговаривать» с коммуникационными продуктами разных фирм (Cisco, IBM, Microsoft, Nortel, Tandberg и т.д.) на их языке, через систему адаптеров предоставляет приложениям единый набор интерфейсов SОА. Таков, например, сервер Nortel Agile Communication Environment.

К сожалению, примеры интеграции коммуникационных систем с основными бизнес-процессами предприятий пока единичны, констатирует А. Богачев. Основную сложность он видит в необходимости формализации и структуризации бизнес-процессов: «Далеко не каждый бизнес это позволяет сделать, но даже там, где возможно, процесс получается небыстрым и достаточно болезненным и потери на этапе внедрения практически неизбежны. Заплатить тактическим проигрышем за стратегический выигрыш может позволить себе не каждый».

  


Итак, несмотря на все плюсы IP-телефонии, за пределами «офисной среды» серьезные позиции сохраняет ее соперница TDM, которая, впрочем, свое технологическое развитие почти прекратила. Системы же VoIP, наоборот, развиваются интенсивно, особенно в области интеграции с бизнес-приложениями.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!