Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2005
Ю. Л. АНИСИМОВ  01 ноября 2005

Нам сверху слышно все…

Ограничения стандартного решения

До последнего времени практически каждая система цифровой записи аудиоинформации представляла собой установленные в компьютер одну или несколько плат, подключаемых параллельно к контролируемым телефонным линиям через мониторинговый (высокоомный) интерфейс, и программное обеспечение, поддерживающее определенный набор сервисов (рис. 1). Подключить такую систему к телефонным линиям можно только посредством физического прокладывания кабеля от места установки системы к одной из точек, где будут доступны телефонные линии компании, – как правило, это телефонный кросс. При этом централизованный, т.е. из одной точки, контроль территориально разнесенных групп телефонных линий возможен лишь при условии установки в непосредственной близости от каждой такой группы компьютера с соответствующим набором плат записи. Это означает, что, если компания имеет в одном здании офисы, находящиеся на разных этажах (не говоря уже об удаленных филиалах), количество компьютеров с установленными системами записи, требующихся для контроля всей телефонной сети предприятия, будет угрожающе расти. Кроме того, возможность доступа к этим компьютерам посторонних лиц повышает вероятность утери записанной информации или злоупотребления ею.

Рассмотрим конкретную задачу

Представим себе следующую ситуацию. Существует центральный офис корпорации – он находится в Москве. Помещения этого офиса распределены по трем этажам одного из деловых центров. Корпорация имеет филиалы в Мурманске, Хабаровске, Владивостоке и Новосибирске. Столичное руководство ставит задачу – организовать контроль всех внешних телефонных линий корпорации, чтобы предотвратить утечку конфиденциальной информации и иметь возможность оценивать качество работы сотрудников. Стандартное решение данной задачи – установить во всех филиалах и на всех этажах московской штаб-квартиры системы автоматической записи телефонных переговоров. Такая система обеспечивает запись всех переговоров сотрудников филиала с внешним миром на жесткий диск компьютера, установленного в каждом представительстве.Накопленная информация определенным образом передается в центральный офис, где впоследствии и обрабатывается.

Недостатки такого решения лежат на поверхности. Во-первых, необходимо установить целых семь компьютеров. В результате стоимость оборудования резко увеличивается, а надежность всей системы снижается. Во-вторых, каждый компьютер требует постоянного администрирования, а это существенные затраты времени и, как следствие, опять-таки денег. В-третьих, накопленная в филиале информация может быть прослушана администратором системы, при необходимости скорректирована (например, стерта некая нежелательная запись) и потом отправлена в центральный офис корпорации. Как следствие, оперативные возможности применения комплекса снижаются и возникают сомнения в полноте и достоверности предоставленной базы разговоров.

Какие выводы можно сделать из вышесказанного? Построение распределенной системы записи телефонных переговоров по «классической схеме», естественно, требует намного больших затрат. А кроме того, надежность данного решения гораздо ниже, чем аналогичной системы, обслуживающей такое же количество телефонных линий, но подключенной к линиям напрямую.

«Спрут UM» – запись без границ

Как уже говорилось, практически любая система записи – это компьютер и установленная в нем плата, обеспечивающая соединение с телефонными линиями. Поэтому теоретически выход из рассмотренной ситуации достаточно прост: если компьютер должен подключаться через плату к территориально удаленной линии, то лучше не пытаться соединить эту линию длинными проводами с компьютером, а расположить плату в непосредственной близости от линии и передавать информацию на компьютер через такое доступное сейчас средство, как Интернет, или через локальную сеть предприятия. При подобной схеме построения требуется только один компьютер, благодаря чему сохраняются все преимущества централизованной системы. Этот компьютер осуществляет накопление и систематизацию информации.

На деле же задача соединения платы записи с управляющим компьютером через какую-нибудь IP-сеть, в частности через Интернет, весьма сложная и неординарная. Чтобы ее решить, компания «Агат-РТ» разработала специализированные автономныеустройства контроля и регистрации телефонных переговоров и факсимильных сообщений – «Спрут UM». Эти устройства могут подключаться с одной стороны непосредственно к телефонным линиям, а с другой – к IP-сети (Ethernet/Интернет) и передавать на удаленный компьютер всю информацию, проходящую по телефонным линиям, в цифровом виде. По IP-сети «Спрут UM» отправляет контролирующему абоненту перехватываемую информацию либо в виде сеанса связи IP-телефонии, либо в виде сообщения электронной почты с вложенным мультимедийным файлом. Также «Спрут UM» пересылает служебную информацию о сеансе связи, включающую дату, время и длительность разговора. В качестве контролирующего абонента может выступать как реальный человек, имеющий доступ к IP-сети, так и система автоматической записи телефонных переговоров, например комплекс «Спрут-7M», поставляемый «Агат-РТ».

Одно устройство «Спрут UM» может контролировать одновременно разные типы линий в любой комбинации. Его можно подключать к каналам следующих видов:

Уже сегодня:
  • абонентские телефонные линии ТфОП (интерфейс FXO).
В ближайшее время:
  • внутренние ISDN-линии практически любых цифровых мини-АТС;
  • высокоскоростные потоки E1 с разными типами сигнализаций.
Контроль информации

«Спрут UM» обеспечивает несколько режимов контроля информации (рис. 2):
  1. Оперативный контроль. При обнаружении сеанса связи в контролируемом канале устройство дублирует информацию контролирующему абоненту. Выполнять функции контроля, как отмечалось выше, может и человек, и автоматизированная система регистрации переговоров типа «Спрут-7М».
  2. Отправка по электронной почте (e-mail) . «Спрут UM» может автоматически отправлять сохраненные во внутренней памяти сеансы в виде сообщений электронной почты по заданному IP-адресу. Голосовая или факсимильная информация при этом будет вложена в сообщение электронной почты в виде файла.
  3. Защита информации. Для защиты от перехвата информации, передаваемой по открытым каналам Интернета, можно использовать, например, ПО «ViPNet Координатор» (разработка компании «Инфотекс»). Данный программный продукт предназначен для построения защищенных виртуальных сетей и эффективно используется для шифрования информации, передаваемой по IP-сетям (Интернету).
Преимущества архитектуры построения территориально распределенной системы записи на базе автономных устройств записи «Спрут UM» и программного обеспечения «Спрут-7M» очевидны:
  • источники информации могут находиться в любой точке планеты – лишь бы там была возможность подключения к IP-сети (в подавляющем большинстве случаев это Интернет); для обслуживания всех этих источников достаточно одного компьютера;
  • персонал филиалов не имеет физической возможности изменять информацию, передаваемую на сервер записи;
  • все разговоры могут быть прослушаны в реальном времени, благодаря чему кардинально расширяются оперативные возможности применения комплекса.
***


Таким образом, на базе устройств «Спрут UM», устанавливаемых рядом с контролируемыми телефонными линиями, могут создаваться распределенные интегрированные системы контроля и записи телефонных переговоров и факсимильных сообщений любого масштаба. При этом контроль за телефонными линиями всех территориально удаленных подразделений одного предприятия осуществляется централизованно. Это означает, что один компьютер может регистрировать переговоры в телефонных линиях, находящихся подчас в разных концах земного шара.

Комплексы автоматической цифровой записи телефонных переговоров, обеспечивающие безопасность предприятия, решают следующие задачи:
  • Контроль за несанкционированным «уходом» конфиденциальной информации к нежелательным лицам и установление внутренних источников утечки – нелояльных сотрудников компании.
  • Расширение возможностей реагирования на внешние угрозы, осуществляемые с помощью телефонных линий (определяется номер злоумышленника, полностью записывается разговор и т.д.).
  • Определение звонков от потенциальных недоброжелателей (конкурентов, недобросовестных клиентов и т.д.) и занесение их в «черный список» – система может сообщить о таком звонке либо автоматически отклонить его.
  • Контроль качества и компетентности предоставляемых клиентам консультаций, предотвращение использования сотрудниками телефонных линий компании в личных целях и т.д.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: