Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2007
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  04 ноября 2007

Индустриальный пейзаж на непаханом поле навигации

Самый быстрорастущий рынок: среднегодовые темпы роста доходов от услуг выше, чем у большинства традиционных отраслей экономики, – 24,6% (прогноз ITU и UMTS Forum). Самый перспективный рынок: в 2010 г. доходы от внедрения новых услуг, предоставляемых его участниками в сетях сотовой связи, составят $233 млрд – из $322 млрд суммарного дохода от 3G-услуг. Самый амбициозный рынок: в условиях насыщения рынка мобильной связи именно он претендует на роль драйвера развития телекома.

Все это - рынок услуг, основанных на определении местоположения (Local Based Services, LBS). И вся эта красота - в мире. Где в 2005 г. рынок навигационных услуг составлял 30 млрд евро (российский - менее 1%), а в 2011 г. поднимется до 124 млрд евро, при этом наш 1% (по смелым прогнозам РНИИ КП) может «скакнуть» до 3%. Услуги LBS могут основываться на спутниковой связи, радиосвязи или оптических датчиках.

 А все-таки ГЛОНАСС вертится!

Определение местоположения на основе данных от глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) дает высокую точность вычисления координат, скорости и направления движения объектов. ГНСС позволяют определить местоположение объекта относительно нескольких спутников на геостационарных орбитах и рассчитать его координаты вплоть до 3 м (но сама цифра зависит от многих факторов).

Действующие ГНСС - Navstar GPS (Global Positioning System, США) и ГЛОНАСС - изначально разрабатывались для нужд военных ведомств, а с 90-х годов стали доступны для гражданского использования, т.е. являются системами двойного назначения. Доступ к сигналам ГЛОНАСС и GPS бесплатный, в отличие от европейского проекта Galileo: он реализуется по модели частно-государственного партнерства, и из пяти предоставляемых услуг бо'льшая часть будет платной.

В нашей стране о массовом рынке позиционирования заговорили совсем недавно: 1 января 2007 г. Минобороны сняло ограничение в 30 м на точность определения координат и разрешило использовать высокоточные электронные карты. Модель доступа к сигналу ГЛОНАСС пока не определена, но предполагается, что государство само назначит оператора услуг, на которого ляжет организация работы с субподрядчиками. Большинство участников рынка считают, что монополия повредит коммерциализации ГЛОНАСС.

Один из основных тезисов коммерциализации - сотрудничество государства и частного бизнеса. По словам первого вице-премьера Правительства РФ С.Б. Иванова, к проекту подключилась АФК «Система». Первые ГЛОНАСС-приемники для частных пользователей, изготовленные российской компанией «Ситроникс» на купленных в Китае двух заводах, появятся в продаже в начале 2008 г.

Впрочем, сколько ни тверди «коммерциализация», то, что разрушалось годами, за несколько месяцев не восстановишь. GPS понадобилось два десятилетия, чтобы решить массу организационных, юридических и маркетинговых вопросов, прежде чем прочно утвердиться в головах миллионов потребителей.

 

Ждем команды «Старт»

В апреле на форуме по спутниковой навигации глава Роскосмоса А. Перминов пообещал, что до конца 2007 г. будет осуществлено два запуска ракет-носителей, которые выведут на орбиту 6 космических аппаратов (КА) ГЛОНАСС. (Первые три спутника «Глонасс-М» планируется запустить с помощью ракетыносителя «Протон» 25 октября.) В результате в группировке станет 18 КА, что позволит полностью покрыть территорию России, а в 2009-2010 гг., когда в созвездии будет 24 КА, и весь мир. Пока же положение дел на орбите не столь оптимистично: нередки перерывы в обслуживании, зона покрытия колеблется в пределах 60% (табл. 1, рис. 1).

Для того чтобы потенциальные пользователи услуг позиционирования стали реальными клиентами, нужны не только спутники на орбите, но и наземный комплекс управления и приемник спутниковых сигналов.

Сегодня у нас налажен серийный выпуск навигационной аппаратуры потребителя (НАП) для специального назначения. Массового производства потребительских ГЛОНАСС/GPS-приемников нет.

На непаханом поле рынка НАП довольно просторно расположились два десятка предприятий, не только известных своими профессиональными устройствами, но и имеющих наработки по потребительским: РИРВ, КБ НАВИС, РНИИ КП и НИИ КП, «Радиосвязь», МКБ «Компас», Ижевский радиозавод, «Транснавигация», «Транзас», завод «Навигатор», «Интернавигация», «Гейзер», «Гранит» и др. Они ждут момента, когда будет нажата кнопка «Старт» для полного созвездия ГЛОНАСС. За три года, с 2003 по 2006 г., КБ НАВИС, например, увеличил объем выпуска НАП гражданского назначения в 5 раз (военной - в 9). В то же время только в Европе, по данным Voxtel, представлено 490 моделей GPS-навигаторов от 150 брендов, многие из которых уже прижились в карманах или машинах россиян . На вопрос о планах выпуска мультисистемных (GPS/ГЛОНАСС/Galileo) навигаторов зарубежные вендоры отвечают: ГЛОНАСС для них пока не актуален.

Наиболее распространенным приложением спутниковой навигации сегодня является автомобильная навигация. На Западе это уже непременный атрибут Life Style. В России объем продаж оборудования для автомобильной навигации (рис. 2), включая средства диспетчеризации транспорта, в 2006 г. вырос на 40% по отношению к 2005 г.

Спутниковые навигационные системы, по мнению некоторых участников рынка, ждет такой же бум, какой сегодня переживает мобильная связь: объемы продаж услуг и оборудования в ближайшие 4 года возрастут приблизительно в 4 раза (рис. 3).

Разгонными блоками для производства массовой, доступной по цене персональной аппаратуры пользователей служат наработки и технологический уровень, достигнутые в области специального оборудования, наполнение отечественной продукцией сегмента рынка, входящего в сферу прямого госрегулирования (рис. 4). Сдвинуть нерегулируемый рынок с мертвой точки помогут консолидированные заказы естественных монополий.



Откроем карты


Помните: «Всё перекаты да перекаты - послать бы их по адресу! На это место уж нету карты - плывем вперед по абрису»? Тогда гипербола, поскольку в крупнейшей по тем временам картографической державе мира просто не могло быть места, на которое не было бы карты, сегодня - неприятная явь. У Минобороны, скажете вы, карты есть и сейчас. Возможно. Но насколько они актуальны и открыты?

По словам руководителя Федерального агентства геодезии и картографии А.В. Бородко, крупномасштабные топографические планы на обжитые и экономически развитые районы, наиболее востребованные, устарели более чем на 80%. Ежегодно Роскартография обновляет лишь 15 тыс. номенклатурных листов разных масштабов, а должна - 96 тыс. На рынке геодезических и картографических услуг сегодня работают более 10 тыс. лицензиатов. Численность территориальных органов Роскартографии - 122 человека. Как часто такими силами можно проверить каждого лицензиата? Один раз в 20 лет.

Навигационными картами должны заниматься коммерческие предприятия, для чего необходимо дать им доступ к информации, которая есть у госпредприятий, снять оставшиеся еще ограничения.

Сегодня у нас нет единой системы координат, отсутствует системный подход к выполнению работ по обеспечению навигации, отсюда дублирование, увеличение стоимости работ, выпуск несертифицированной продукции, не гарантирующей качество и достоверность. Диагноз: в стране нет единого навигационно-геоинформационного пространства.

Сейчас покрытие цифровыми картами в лучшем случае составляет 60% крупных городов и регионов, где есть реальная потребность в автомобильной навигации - обо всей территории страны речь не идет. Сто'ят такие цифровые карты от миллиона рублей.

И в то же время карты в стране есть: нелицензионные, иногда даже бесплатные. У вас есть Интернет? Бери - качай. Но чтобы в одном продукте были точность, актуальность, доступная цена, достаточная территория покрытия, как в картах Tele Atlas или «Навител», - такого нет.

Впрочем, просто цифровая картография сегодня уже вчерашний день: необходимы базовые пространственные данные, которые можно интегрировать в эти карты - такие, как, например, полностью трехмерная карта Мюнхена.

 


Ищите сервисы

В системе сотовой связи функции определения местоположения входят в число самых главных: чтобы обеспечить доставку вызова от абонента фиксированной сети либо от мобильного абонента, система должна постоянно иметь информацию о местоположении мобильной станции. Точность позиционирования - от сотен метров до нескольких километров.

Базовый комплект услуг, обеспечивающих определение местоположения абонентов, предоставляют 4 оператора: «большая тройка» и СМАРТС (локально, не на всей территории покрытия).

Сегодня идет активный процесс взаимопроникновения технологий, поддерживающих LBS: в GPS-навигатор устанавливается чип GSM (TomTom, LG), в мобильный телефон GSM - GPS-модуль (Nokia), в TETRA-терминалы - модули GPS... Услуги позиционирования начинают продвигать операторы транкинговой связи, систем стандарта DECT. Купив за 15 тыс. руб. коммуникатор производства какой-нибудь китайской компании, можно получить всё: GSM, GPS, Интернет - бесплатно, скачав нелицензионный софт из сети.

Berg Insight прогнозирует, что к 2009 г. объем продаж навигационных устройств на базе сотовых телефонов в Европе и США достигнет 12 млн единиц против 1 млн в 2005 г. По данным ABI Research, к 2010 г. доходы от LBS во всем мире могут составить $3,6 млрд (сегодня $500 млн); доходы российских операторов, по расчетам «Современных Телекоммуникаций», вырастут до $620 млн.

Пока же... Мини-опрос посетителей и продавцов салонов продаж ведущих операторов показал примерное равенство их знаний об услугах позиционирования: первые даже не догадываются, что в их мобильниках такая функция может быть реализована, и не знают, предоставляет ли их оператор такую услугу, а саму услугу рассматривают как возможность поймать заблудившегося домашнего любимца, вторые находят ее в своих бизнескейсах после долгих поисков.

Чтобы услуги LBS заработали, необходима их унификация, как это было с SMS.
 

Новые сервисы - новое качество жизни


Для развития услуг нового поколения, связанных с определением местоположения, требуется их однозначная привязка к цифровой карте местности и бо'льшая точность определения координат. По оценке ITU, 60% услуг местоопределения требует более высокой точности, чем сегодня дает GPS-приемник, - использование мультисистемных устройств (GPS/ ГЛОНАСС/ Galileo) обеспечит точность 3,5 м вместо 10 м.

А значит, необходимо сопряжение сетей цифровой сотовой связи с ГНСС (табл. 2).

Новые сервисы создают новое качество жизни. Услуги по обеспечению личной безопасности, которые сотовые операторы предоставляют с использованием данных глобальной системы GPS, входят в категорию повседневных услуг концепции triple play. Как сказано в отчете ЦНИИС, по стоимости - до 10 евро в месяц на абонента - они сопоставимы с услугами ШПД, SIP-телефонии и IPTV и значительно дороже, чем развлекательные услуги (интерактивное и IPTV, интернет-коммуникаторы, социальные сети, голосовые контент-услуги и пр.).

В России сервисы LBS повседневными пока не стали. Да и вообще, услуги как товар у нас не в чести: в 2005 г. на них приходилось 23,5%, а на продовольствие и непродовольственные товары - 37,9 и 38,6% соответственно. При темпах роста продаж GPS-приемников в России в 300% мы остаемся со своей 1%-ной долей рынка навигационных услуг и перспективой в 3%.

***

Прокладывать маршрут по непаханым полям российской навигации - дело неблагодарное. Тем не менее позволим себе пройти его до конца и сделать выводы (или выдать желаемое за действительное?): LBS - это не просто определение долготы/широты, а комплекс услуг, обеспечивающих потребителю сервисы, о которых он пока даже не мечтает, а поставщику оборудования или услуг - космические прибыли.

Осталось только поднять целину - создать ситуацию, когда это будет выгодно всем: пользователям, операторам, контент-провайдерам, поставщикам карт, государству, наконец.

 

Полвека на орбите

1957: СССР запустил в космос первый искусственный спутник Земли. Начались разработки глобальной навигационной системы.

1967: запущен на орбиту первый отечественный навигационный космический аппарат «Космос-192».

1978-1985: запущены 11 спутников первой группы GPS.

1982: выведен на орбиту первый спутник «Глонасс» производства НПО ПМ им. М.Ф. Решетнёва.

1993: принята в эксплуатацию первая очередь ГЛОНАСС.

1995: завершено развертывание штатного орбитального созвездия системы из 24 спутников ГЛОНАСС.

1995: полная готовность системы GPS.

2004: подписано совместное заявление об обеспечении взаимодополняемости и совместимости Galileo и GPS.

2006: спутник GIOVE-A, запущенный с Байконура в декабре 2005 г., начал передавать сигналы европейской ГНСС Galileo.

2006: начались российско американские переговоры об обеспечении взаимодополняемости ГЛОНАСС и GPS.

2007: должна быть развернута минимальная группировка ГЛОНАСС из 18 спутников.

2009-2010: должна быть развернута полная группировка ГЛОНАСС в составе 24 спутников.

2008-2012: предполагаемые сроки ввода в эксплуатацию Galileo.

 

Как это начиналось

Декабрь 2002 г.: «Соник Дуо» («МегаФон»), диспетчерская система WebLocator

Январь 2003 г.: «МТС П» («дочка» МТС), система навигации и телематики

Апрель 2003 г.: «ВымпелКом» (совместно со швейцарской Nexo), AutoConnex - дистанционный мониторинг транспортных средств.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: