Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2007
Николай Алексеевич ТЕСТОЕДОВ  05 ноября 2007

В зоне уверенного приема

Официально космический сегмент ГЛОНАСС – самый благополучный, тем более что на него в этом году выделено три четверти из 9,88 млрд бюджетных рублей. О состоянии орбитальной группировки сегодня и завтра рассказывает генконструктор и гендиректор НПО прикладной механики им. М.Ф. Решетнёва (головной организации по созданию спутниковой группировки в рамках ФЦП ГЛОНАСС) Н.А. ТЕСТОЕДОВ

- Николай Алексеевич, какая самая острая проблема в продвижении услуг навигации в России?

- Первая - это отсутствие цифровых карт, необходимых для определения местоположения движущегося транспорта относительно заданного маршрута. Сегодня такие карты разработаны только для крупных мегаполисов европейской части страны, азиатскую часть они не охватывают. Активное использование спутниковой навигации начнется тогда, когда у нас появятся подробные карты всех регионов России.

Другая проблема касается навигационной аппаратуры потребителя (НАП). Для создания конкурентоспособной аппаратуры необходимо, чтобы на начальных этапах государство оказало серьезную поддержку фирмам-производителям. Потому что при небольших объемах производства и при малых финансовых вливаниях аппаратура получается дорогой и технически несовершенной. Надо налаживать массовое производство НАП.

- Какие космические аппараты и сколько планирует выпустить НПО ПМ в этом году, чтобы к 31.12.2007 укомплектовать группировку ГЛОНАСС до 18 КА? Успеваете? Бюджетного финансирования хватает?

- Вполне, причем на эти же средства ведутся разработки следующих поколений КА. И по срокам успеваем: 6 КА «Глонасс-М» будут запущены двумя пусками по три аппарата. Первый состоится в конце октября, второй - в конце декабря. В итоге в группировке будет 13 модернизированных КА «Глонасс-М» и пять аппаратов «Глонасс».

- Многие не верят, что после стольких лет пребывания ГЛОНАСС «в спящем режиме» за год можно произвести такой объем работ...

- На протяжении 48 лет своего существования НПО прикладной механики сохраняет коллектив, производственные мощности и экспериментальную базу. Более того, экспериментальная база в последние годы существенно модернизирована. Поэтому сделать сегодня удвоенное количество аппаратов для обновления ГЛОНАСС не составляет труда. Для решения этой задачи в НПО ПМ и на предприятиях кооперации, разрабатывающих приборы и системы, дополнительно созданы вторые рабочие места для изготовления и электрических испытаний космического аппарата.

- Каковы перспективы орбитальной группировки?

- Многофункциональные КА «Глонасс-М» будут запускаться до 2011 г. Срок их активного существования 7 лет, время ввода в эксплуатацию каждого аппарата 45 дней.

В 2009-2010 гг. планируем начать летные испытания нового поколения КА - «Глонасс-К». Они будут существенно отличаться от «Глонасс-М», в частности улучшенными целевыми характеристиками, своей функциональностью, сроком активного существования - 10 лет. «Глонасс-К» создаются на базе негерметичных конструкций и будут нести как минимум три навигационных сигнала для гражданских потребителей (L1, L2, L3). Эти аппараты, например, будут решать задачи системы «Коспас-Сарсат».

А в разработке уже следующая модификация - КА «Глонасс-МК», срок активного существования которого от 10 лет и более.

- В чем отличие космических аппаратов, выпускаемых НПО ПМ, от спутников системы GPS и КА Giove производства Surrey Satellite Technology?

- Орбитальные группировки систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo обладают схожими характеристиками. Основное различие в том, что мы используем частотное разделение сигнала, а GPS и Galileo - кодовое. У того и у другого принципа свои преимущества и недостатки.

Несколько различаются орбиты, на которых функционируют аппараты. Аппараты ГЛОНАСС находятся чуть ниже американских, но при этом орбиты наших спутников более устойчивы и со временем не изменяются. Орбиту американских спутников приходится корректировать, чтобы группировка сохраняла свою конфигурацию.

С другой стороны, спутники GPS удобнее для операторов: зоны их видимости в течение суток не меняются.

Есть различия и в наклонении орбиты - у нас более северное по сравнению с американской системой. Поэтому точность навигационных определений ГЛОНАСС выше в северном направлении, т.е. на территории России; в системе GPS точность выше в южных широтах, ближе к экватору. Так что наилучших результатов можно достичь, используя обе системы.

Что касается спутников системы Galileo, то здесь сравнивать сложно, поскольку Европа только приступила к освоению навигационной тематики. Спутники Galileo являются экспериментальными и находятся на этапе летных испытаний.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: