Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2007
Сергей Борисович ПИСАРЕВ  05 ноября 2007

Навигационную аппаратуру потребителя – на поток

Пока потребитель не получит в руки легкий и удобный ГЛОНАСС навигатор, о коммерциализации отечественной ГНСС речи быть не может. С.Б. ПИСАРЕВ, генеральный директор Российского института радионавигации и времени, считает, что «завести механизм» всего рынка ГЛОНАСС-устройств должны регулируемые услуги со стороны естественных монополий.

- Сергей Борисович, что делает РИРВ для ГЛОНАСС?

- Мы разрабатываем и производим системы радионавигации и синхронизации наземного и космического базирования. За создание Государственной системы единого времени высокой точности институт в 1975 г. был награжден орденом Октябрьской Революции. Практически все российские спутники, в том числе ГЛОНАСС, оснащены нашими бортовыми синхронизирующими устройствами с высокоточными атомными часами. Так что точное время ГЛОНАСС - это время РИРВ.

Кроме того, РИРВ является головной организацией Роспрома по созданию навигационной аппаратуры потребителей ГЛОНАСС.

- Оцените, пожалуйста, потенциальный рынок навигационных устройств в России.

- Анализ рынка НАП показывает, что объем регулируемого рынка около 600 тыс. единиц. Это уже достаточно весомая цифра, но если рассматривать весь рынок, то в ближайшие годы его объем может возрасти до 5 млн единиц.

- Прогноз оптимистичный. Смогут ли российские производители удовлетворить потребности рынка?

- Однозначно сможем: только наша производственная линия позволяет сегодня выпускать в год 20 тыс. ГЛОНАСС/GPS-приемников. В планах РИРВ - наращивание производственных мощностей и увеличение выпуска до 40 тыс. штук в 2008 г. и до 340 тыс. - в 2010 г.

Нам очень мешает неопределенность со степенью восприятия рынком предлагаемого продукта, что снижает инвестиционную привлекательность крупносерийного производства НАП, - мелкосерийное, основанное на штучных заказах, ведет к существенному удорожанию аппаратуры и, как следствие, к сокращению числа потенциальных покупателей.

Решением проблемы может стать прогнозируемость рынка профессионального навигационно-временного оборудования. Для этого следует разработать и внедрить четкий механизм формирования консолидированных отраслевых заказов, привлекая к сотрудничеству таких крупных потребителей НАП, как РЖД, «Газпром», РАО «ЕЭС России» и другие естественные монополии.

- Вокруг вашего «Пользователя-2» столько слухов...

- А мы ничего и не скрываем. Информация на малогабаритную носимую НАП, принимающую сигналы ГЛОНАСС/GPS, лежит в открытом доступе на всех выставках и конференциях. «Пользователь-2» обеспечивает автоматическое определение координат местоположения, составляющих вектора скорости и текущего времени, а также решение сервисных задач по планированию и контролю движения по заданному маршруту. Приемник имеет интерактивный экран, на котором отображается объект на цветной электронной карте. Используется на открытой местности и внутри подвижного объекта. Время непрерывной работы от аккумулятора не менее 12 часов, также предусмотрена работа от бортовой сети автомобиля, катера, яхты и др. Обмен с внешними устройствами осуществляется через USB-порт. Масса приемоиндикаторного блока со встроенной антенной - 450 г, габариты - 142х80х37 мм. «Пользователь-2» разработан институтом в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система», к концу 2007 г. мы планируем завершить все испытания изделия и в 2008 г. запустить его в серийное производство.

- Что еще тормозит продвижение услуг навигации?

- Существенные препятствия для развития рынка НАП - отсутствие актуальных открытых цифровых навигационных карт необходимых масштабов и недостаточность нормативных правовых документов, определяющих порядок использования открытых государственных систем координат и навигационных карт для обеспечения потребностей пользователей, а также регулирующих применение аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

 

Какой должна быть модель доступа к сигналу ГЛОНАСС?

  • Должен обязательно работать рынок, госмонополия не нужна - это же не водка. Напротив, стандарт должен быть максимально открытым (В. Андреев, ИВК).
  • Главное, чтобы доступ к сигналу ГЛОНАСС был бесплатным. Контроль над ГЛОНАСС должен быть у государства, при этом эксплуатацией системы могут заниматься утвержденные операторы, выбранные на конкурсной основе (А. Митькин, АМТ).
  • Думаю, модель GPS наглядно отвечает на данный вопрос; мне кажется, он поставлен некорректно. (К. Котельников, «Рэйс ИТ»).

Каким видит массовый ГЛОНАСС-приемник пользователь?

  • Желательно, чтобы производитель был наш, и все остальное тоже. Тогда это будет дешевле и не хуже, а то и лучше по качеству. Если это невозможно, пусть будет любое устройство, но весом не 15 кг, как сейчас (В. Андреев, ИВК).
  • Производитель массового ГЛОНАСС-приемника может быть как зарубежный, так и отечественный, цена $50-100, вес менее 50 г, размер минимально возможный. Хорошо бы устройство поддерживало стандарты нескольких ГНСС (GPS, Galileo, ГЛОНАСС). Маловероятно, что кто-то сможет запретить использовать зарубежную элементную базу иностранным государствам. Для российских силовых структур можно определить отечественную элементную базу, по крайней мере в ключевых системах (А. Митькин, АМТ).
  •  Рынок диктует свои условия. ГЛОНАСС станет конкурентоспособной системой, если производство будет развернуто как за рубежом, так и в России. На текущий момент массогабаритные показатели, как и стоимость, оставляют желать лучшего (К. Котельников, «Рэйс ИТ»).

Как вы оцениваете возможность сопряжения технологий спутниковой навигации и сотовой связи?

  • Это уже реализовано на спутниках «Турайя». Привязка идет по спутнику, а телефон может поддерживать и GSM. Но конвергенция сложна и, скорее всего, не пойдет. Зачем, если есть свое? (В. Андреев, ИВК).
  • Необходимость сопряжения очевидна: это связано с наличием инфраструктуры передачи данных для мобильных объектов. Более того, она уже давно существует в том или ином виде в разных странах, в том числе и у нас. (А. Митькин, АМТ).
  • За данным направлением будущее. Перспективность рынка, такие его преимущества, как простота внедрения и низкие затраты на развертывание системы, оценили как операторы сотовой связи, так и поставщики услуг. (К. Котельников, «Рэйс ИТ»).
  • На мой взгляд, это наиболее перспективное направление развития: оно позволяет создавать услуги, интегрированные в сервисную инфраструктуру оператора, как следствие - ими легко пользоваться и платить за них. (М. Хажинский, «Мобайл Парк»).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!