Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2007
Денис ИРЗ  05 ноября 2007

Мы ленивы и нелюбопытны –

скажем вслед за классиком. Мы даже не догадываемся, как много в наших мобильных телефонах скрыто полезных сервисов на базе технологии позиционирования. Они, по словам директора департамента новых технологий и проектов компании «МегаФон-Москва» Д. ИРЗА, еще не стали стандартом у нас в головах...

- ...а что нужно, чтобы пользователи начали ими пользоваться так же широко, как, например, SMS?

- Время. А главное, чтобы эти услуги одинаково работали у всех сотовых операторов и на всех телефонах. Как это было с теми же SMS. Необходима сервисная (не техническая!) унификация между операторами, как внутри страны, так и в глобальном масштабе.

Пока каждый оператор рассматривает LBS как свое конкурентное преимущество, говорить об унификации не приходится.

- Это не единственная проблема?..

- Для сотовых операторов в сервисах на базе позиционирования важна их понятность абонентам при условии соблюдения privacy. Сделать понятный сервис без соблюдения privacy легко. Еще в 2002 г. «МегаФон» предложил услугу автоматического определения положения (АОП) по аналогии с АОН. Со временем услуга стала сложнее (в частности, потребовала явной регистрации абонентом) - именно потому, что надо было обеспечить privacy: если кто угодно может определить, где, например, находится ваш ребенок, вряд ли вы будете чувствовать себя комфортно.

 

Сервисы в кармане

- С первого дня запуска своей сети в Москве в 2001 г. «МегаФон» предоставлял услугу «Ближайший». Зайдя в меню телефона и открыв соответствующий раздел, можно было узнать, например, где расположены ближайшая аптека или японский ресторан. Информация приходила по запросу в виде SMS. Услуга недорогая, доступная - пользуется спросом до сих пор. Значение ее как одной из первых в России услуг LBS на тот момент явно воспринято не было.

Кроме того, уже достаточно давно в партнерстве с Race Communications в сети «МегаФон-Москва» был запущен сервис WebLocator, требовавший использования специальных GPS-приемников. А вслед за ним - и WebLocator Лайт, с меньшей точностью позиционирования (там нет GPS), но доступный настолько, чтобы появиться в кармане у рядового абонента.

- Это предыстория. А сегодня?

- Мы запустили услугу портального типа «Навигатор». Там есть карта с указанием ближайших объектов, чтобы проложить маршрут от точки, где человек находится, до точки, куда ему надо попасть. Есть информация о пробках - этим услуга отличается от услуг спутникового класса, где дать такую информацию в реальном времени технологически трудно и дорого. Точность позиционирования, конечно, уступает GPS, но для большинства практических применений ее вполне достаточно.

- С какой точностью определяется местоположение клиентов в сотовых сетях?

- Многое зависит от места. До недавних пор это было несколько сот метров. В Московской области - даже несколько километров. Мы планируем повышать точность, используя различные технологии, в том числе основанные на спутниковой навигации.

Главное для нас - доступность и понятность сервиса. Это вопрос стратегии. Поэтому мы работаем над повышением точности позиционирования: недавно запустили новую LBS-систему, позволяющую абонентам нашей сети с высокой точностью определять координаты без специального оборудования.

- Какова абонентская база «Навигатора»?

- Для нас самих стало неожиданностью, как много людей пользуется сервисом. На столичном рынке это одна из самых массовых услуг с использованием позиционирования.

Первые несколько лет после запуска любой новой услуги ею пользуются единицы процентов - так было с SMS, с мобильным Интернетом. Так что пока рано оценивать реальную успешность услуги определения местоположения. Пять лет назад требовать, чтобы такой сервис предоставлялся всеми тремя операторами, было бы смешно. К тому же это было бы нашим конкурентным преимуществом: другие операторы технологически не могли тогда реализовать такой сервис.

 

Искать точки соприкосновения

- Каковы перспективы совместного использования спутниковых и сотовых систем?

- Весьма хорошие - хотя бы потому, что уже сейчас имеется огромное количество GPS-терминалов с GSM. Системы дополняют друг друга в отношении непрерывности сервисов. Есть ситуации, когда спутниковые системы лучше, потому что они точнее. Есть ситуации, когда лучше сотовые системы: менее точные, они, однако, могут доставить больше информации, чем широта-долгота, и сделать эту информацию динамически изменяемой, адаптируемой под абонента и т.д.

На стыке всего этого и находятся сервисы, которые будут востребованы. Когда? Это зависит не только от производителей оборудования и операторов, но и от потребителей, которые захотят и смогут ими пользоваться.

- Всё GPS да GPS. А ГЛОНАСС?

- Технологически у ГЛОНАСС такие же возможности, но проблема отечественной системы в абонентских устройствах - в доступности чипов и разумности их цены. GPS как технологическая система и как рыночный продукт существует 20-30 лет, продается массово и стоит дешево. ГЛОНАСС только предстоит пройти этот путь.

- Сможет ли отечественная промышленность решить эту проблему?

- Настоящие стандарты являются международными. GPS, конечно, система американская, но чипы для нее производят все. Это тот случай, когда изобретение технологии принадлежит одной стране или компании, а распространение зависит от других. Массовость начинается тогда, когда есть условия для воспроизводства.

- У ГЛОНАСС такие условия есть?

- Я не вижу конкретных действий по стимулированию производителей оборудования ГЛОНАСС. Точно знаю, что нет ни одного сотового телефона с поддержкой ГЛОНАСС.

 

Каковы LBS на вкус?

- Насколько абоненты готовы к восприятию LBS?

- Наши клиенты - люди инновационные, они хотят использовать мобильный телефон не только для того, чтобы поговорить. В этом плане мы на них рассчитываем. Но заставлять их пользоваться LBS не намерены. Они должны почувствовать вкус к этим сервисам.

Автомобильная навигация существует в мире 20 лет - в России это реально работает два года. С этими сервисами, как и с любыми другими, чуда не произойдет - много времени уйдет на разгон.

- А какая технология, на ваш взгляд, обеспечивает самые удобные сервисы LBS?

- Самые интересные LBS-сервисы лежат в плоскости сотовых сетей. Кроме GSM, это CDMA, WCDMA, Wi-Fi, WiMAX, которые поддерживают больше сервисов, чем один-единственный - определение координат широты-долготы. Ресурс сотовых сетей велик по емкости и по возможностям - неважно, какого они поколения.

- Будущее услуг определения местоположения?

- Это A-GPS, бесшовные, виртуальные конструкции, позволяющие человеку не думать о технологии, ведь ему важно получить не свое местоположение, а указание, как пройти, например, в библиотеку. Причем голосом. А вообще, будущее услуг место определения зависит от нас самих: надо изучить наконец функциональность наших телекоммуникационных устройств, увидеть, что у нас уже есть, - и попробовать! Только совместными усилиями пользователей, операторов, производителей можно сдвинуть этот рынок.

 

Решение

АМТ реализовала проект подключения 120 автомобилей «Телеком Клуба», оснащенных системами радиосвязи на базе своей сети профессиональной подвижной радиосвязи, к системе мониторинга подвижных объектов (программноаппаратный комплекс автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления транспортом предприятия). Для приема и распределения заказов по автомобилям на рабочих местах специалистов «Телеком Клуба» было установлено специальное ПО. В качестве терминальных устройств используются карманные компьютеры, смартфоны или ноутбуки. Мониторинг можно осуществлять, используя только веб-интерфейс
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!