Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2007
Андрей КУЗНЕЦОВ  14 декабря 2007

Рынок энтузиастов

Как делаются карты для навигационных автомобильных систем в России? «Веселые картинки» от А. Кузнецова, исполнительного директора компании «Навигационные Системы».

- Хорошо то, что нам еще разрешают всем этим заниматься. В некоторых странах ситуация с навигацией гораздо хуже, чем в России. В Индии, например, ввоз в страну GPS-приемников регулируется, а в некоторых районах ими вообще запрещено пользоваться.

- У нас тоже проблем достаточно...

- Сейчас для пользования устройством определения местоположения никакой лицензии не нужно - если оно ввезено в страну легально. Разрешение требуется только на высокоточное геодезическое оборудование. Главный тормоз - отсутствие адекватной картографической поддержки.

- Карт нет совсем?

- Есть, и очень много. Но бессистемно и в разных местах, в том-то и проблема. Если бы информацию, которая хранится в разных ведомствах и представляет интерес для разработчиков навигационных систем, корпоративных заказчиков, для других пользователей, объединить в виде единой ГИС федерального масштаба, то объем и качество информации увеличились бы на порядки.

У нашего партнера есть, например, карта Башкирии, оцифрованная с 2-километровки и непригодная для автомобильной навигации. Чтобы сделать актуальную дорожную сеть, ее нужно «выездить». Если бы мы могли воспользоваться данными, которые есть у дорожников, дело существенно упростилось бы. Для этого должна быть создана единая геопространственная инфраструктура страны, но вопрос этот пока далек от решения.

- Сейчас, говорят, просто геоинформационные системы уже неактуальны - нужны базовые пространственные данные.

- И я об этом - должно быть централизованное хранилище. Причем в виде не мусорного бака, в который все что-то кидают и иногда вывозят на свалку, а стеллажа, как в библиотеке, с картотекой. В него должны поступать данные из разных источников. Должна быть национальная программа. Такие системы организуются на государственном уровне в Швеции, Германии, Великобритании, Израиле...

 

Есть ли жизнь за МКАДом?

- А у нас единой навигационной системы нет?

- Нет. Более того, сейчас много говорят о необходимости совмещения систем ГЛОНАСС и GPS, но не говорят о том, что наша навигация имеет две точки опоры, две «ноги». Одна - это картография, вторая - система координат. С картографией ситуация ясна. С системами координат еще веселее. Есть универсальные всемирные системы координат. Это ПЗ 90 (система координат «Параметры Земли» принята в 1990 г.), на которой базируется ГЛОНАСС, и WGS 84 (World Geodesic System, 1984 г., используется в GPS). ГЛОНАСС и GPS несовместимы по координатам, и характеристики ПЗ 90 только недавно были рассекречены.

Самое смешное - это местные системы координат, в которых с некоторых пор предписывается готовить данные на местах. Ключи перехода от местных систем к глобальным секретны, и использовать эти данные, например, в автомобильной навигации практически невозможно.

Технология изготовления навигационных карт в России такова. Берется мелкомасштабная географическая карта, уточняется по спутниковым снимкам. Затем ездим, записываем всё, что видим вокруг, и переносим на карту.

- Такова технология финишной доработки карт для навигации во всем мире...

- Но там карты базируются на достаточно точной и детальной основе. А у нас за основу берется практически ноль. Ничего. Отклонения исходных карт доходят до нескольких километров, и все делается вручную: уточнения, наложения треков, по которым проехала машина, уточнения по спутниковым снимкам, доработка и т.д.

У нас, например, нет централизованной базы данных по дорожным знакам, по полосности движения. Кое-что есть в ведомственных хранилищах, в муниципалитетах. Но для простых смертных эти данные практически недоступны, да и актуальность их часто оставляет желать лучшего. Проще пройти с блокнотиком, все аккуратно переписать, сфотографировать и привязать по GPS. Так сейчас и делаются карты для автомобильной навигации в России.

- И сколько они стоят? Говорят, от $1000...

- От единиц до десятков евродолларов за копию. Но я говорю о стоимости их производства. Если данные закрыты или их просто нет, карту приходится делать с нуля. Подготовка, например, дорожного графа на средний город обойдется в полмиллиона рублей - если это делает малоизвестная компания. А если компания более серьезная, то это может быть миллион, два, три.

- Можно ли в этих условиях говорить о востребованности ваших услуг?

- Услуга востребована и доступна. Наши пользователи - это люди с нормальной работой, имеют автомобиль, думают головой, любят комфорт и удобство. Сейчас увеличивается число женщин.

Если бы навигационные карты покрывали всю нашу страну, то услуга стала бы еще более востребованной и доступной. Что, например, нужно москвичу? Адекватная карта на Москву и два десятка прилегающих областей, часто обновляемая, на которой обозначены какие-то точки его интересов (points of interests, POI), дом, дома друзей. На которой, конечно же, могут время от времени появляться пробки. За это он готов платить разумные деньги.

- А что сейчас имеет пользователь?

- Не буду говорить о других системах, где иногда «за МКАД жизни нет». В нашей системе АВТОСПУТНИК он сразу получает Москву, область, десяток областей вокруг, Питер и еще несколько крупных городов (Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Калининград). Потом пользователь может расширять свой набор карт, приобретая дополнительно карты городов и регионов России, СНГ, следом и Европу. Данные на карте обновляются регулярно, правда у каждого поставщика с разной частотой (Tele Atlas, например, делает это раз в квартал). АВТОСПУТНИК умеет отображать пробки и дорожные заторы плюс учитывать их при прокладке маршрута. Довольно «вкусно», но хочется, как всегда, больше и актуальнее.

 

С оглядкой на мировые образцы

- Оцените, пожалуйста, рынок, на котором работаете.

- Рынок навигационных систем в России только начинается. После первой стадии, зачаточной, сейчас вторая - это рынок энтузиастов. Кто-то что-то слышал, но никто толком не понимает, как это работает, и никто не знает, а надо ли им это вообще. Как мобильные телефоны лет 8-10 назад - вроде и хорошая вещь, и можно даже себе ее позволить, а зачем?..

Правда, масштаб рынка навигации другой. Если связь нужна всем, то автомобильная навигация в основном тем, кто ездит на машинах. Хотя автопарки в некоторых странах догоняют численность активного населения...

- А насколько он конкурентный?

- Рынок в принципе конкурентный (все толкаются на одном пятачке), но поле непаханое. Проблемы у всех одни и те же: карты, точность позиционирования (никаких дифференциальных систем в России нет и, я думаю, пока не будет), отсутствие нормальных каналов для управления и т.д. Как их решать, теоретически понятно, но никто пока не может сделать практические шаги.

- Ваша ниша?

- Системы автомобильной спутниковой навигации и в некоторой степени система персонального мониторинга. Классика автомобильной навигации - это рассказать человеку, где он находится и как ему попасть в то место, куда он направляется. Первой навигационной программой в России - не по времени, а по статусу, т.е. сдвинувшей всю эту телегу автомобильной навигации с места, была наша PocketGPS Pro. Объем продаж тогда был совсем смешной. В 2005 г. автомобильная навигация приобрела коммерческий интерес, начала становиться бизнесом. В 2006 г. была образована компания «Навигационные Системы», которая сосредоточилась на разработке навигационных систем. И наш новый продукт - АВТОСПУТНИК - сделан с сохранением лучших качеств прежней системы, но при этом с оглядкой на лучшие мировые образцы.

- Можете примерно оценить свою клиентскую базу?

- Зарегистрированных пользователей несколько десятков тысяч. Но ведь это софт. В России лицензионными являются только 15-20% программ.

- Ваш бизнес прибыльный?

- Навигация выходит из пеленок и набирает силу. Вы, думаю, видите это по росту интереса к теме. Мы чувствуем себя уверенно и развиваемся вместе с нашими друзьями, партнерами и пользователями.


Решение


Решение «ИВК-Север» «Информационной внедренческой компании» позволяет мобильным пользователям, где бы они ни находились, полноправно участвовать в бизнес-процессах предприятия. Основу решения составляет системообразующее ПО промежуточного слоя (middleware) «ИВК Юпитер», используемое в качестве платформы автоматизированных ИС, а также модули-шлюзы взаимодействия с картографическим ПО и системами глобального позиционирования. Шлюзы автоматически передают координаты пользователей в транспортную магистраль «ИВК Юпитер», по которой эти данные попадают в другие приложения, работающие как на мобильном устройстве, к которому подключен датчик глобального позиционирования (картографическое ПО, БД, вертикальные приложения), так и на других компьютерах, входящих в сеть «ИВК Юпитер». Это позволяет автоматически отслеживать по карте реальное местоположение и траекторию движения мобильных пользователей.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: