Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 11 2007
05 ноября 2007

Правильно позиционировать услуги позиционирования

Каким видят рынок услуг навигации представители разных секторов рынка: вендоры, системные интеграторы, операторы связи, поставщики услуг автонавигации? Мнения высказываются самые противоположные.

Технология - это еще не сервис

 

«ИКС»: В чем преимущества и недостатки двух основных технологий, на базе которых работают услуги LBS: спутниковой навигации и сотовой связи?

В. АНДРЕЕВ, директор по науке и развитию компании «ИВК»: Надо сегментировать потребителей данной услуги. Если вы хотите знать, где находятся ваши дети, это можно решить с помощью сотовой связи. Если же вы хотите знать, где ваша жена, а она этого не хочет, и эта проблема решаема - в пользу вашей жены, с помощью весьма недорогих средств.

Предприятиям и ведомствам это неинтересно, поскольку они решают иные задачи и иными средствами, но включая и функцию GPS как одну из возможных. Ведь развитие этой услуги идет не от конечных пользователей, а совсем наоборот. Специальные технологии реплицируются на нашу повседневную жизнь.

А. МИТЬКИН, директор по ИТ компании «АМТ»: Преимущества спутниковой навигации: высокая точность позиционирования, глобальность покрытия территории. Недостатки: необходимость наличия спецустройств (приемников), дополнительных устройств передачи данных (мобильных устройств), высокая стоимость оборудования и ПО.

Преимущества сотовой связи: возможность использования типовых мобильных устройств сотовой связи, передача данных по транспортным сетям сотовой связи. Недостатки: низкая точность позиционирования, действие только на территории покрытия сотовой связи, высокая стоимость.

К. КОТЕЛЬНИКОВ, гендиректор «Рэйс ИТ»: Будущее - за тесной интеграцией двух навигационных систем, уже сейчас услуга активно развивается на базе A-GPS. Недостатки сотовой навигации очевидны: малая точность и ограниченная зона охвата.

М. ХАЖИНСКИЙ, гендиректор "Мобайл Парк": С технологической точки зрения позиционирование в сотовой сети, безусловно, проигрывает cпутниковому по точности. Однако сотовая сеть - это сервис, а спутниковое позиционирование - это технология. Поэтому LBS-услуги могут быть доставлены в телефоны миллионов абонентов без каких либо существенных затрат со стороны пользователя. Развиваясь и используя такие технологии, как A-GPS, сотовое позиционирование догонит по точности спутниковое

 

«ИКС»: Насколько готова пользовательская среда к восприятию услуг позиционирования? Насколько они востребованы и коммерчески выгодны?

А. АЛЕКСЕЕВ, директор по маркетингу R-Style Computers: GPS-навигацией пользуются многие автомобилисты в Москве и Санкт-Петербурге. Практически у каждого производителя сотовых телефонов есть модели смартфонов с GPS-навигацией. Не говоря о том, что существует целая масса специализированных устройств, по приемлемым ценам. GPS-навигация сейчас стала доступна, и не только по деньгам.

В. АНДРЕЕВ: Не готова. Сервис мало востребован. Для массового рынка крайне невыгоден.

А. МИТЬКИН: Госструктуры готовы к восприятию данной услуги, но поставлены в зависимость от развития отечественной системы навигации. Требуются значительные средства, особенно когда речь идет о ГЛОНАСС. Коммерческие структуры не привязаны к отечественной системе, но из-за значительных затрат на приобретение навигационного оборудования в большинстве своем пока считают этот вид услуг коммерчески невыгодным.

К. КОТЕЛЬНИКОВ: Основное, что на данный момент интересует клиента, это где объект и не сливает ли он бензин. К сожалению, вопросы логистики и оптимизации возникают очень локально, в ограниченных сегментах рынка (в основном банковский сектор).

М. ХАЖИНСКИЙ: Безусловно, готова, но именно услуг, а не набора разрозненных технологий. Мне кажется, нужно говорить о каждом сервисе отдельно. Коммерческая выгода - это во многом вопрос бизнес-модели и ведения проекта. Если говорить об общем потенциале, то российский рынок находится на начальной стадии развития рынка LBS.

 



Цены на карты отпугивают


 

«ИКС»: Вы удовлетворены состоянием картографической основы услуг позиционирования?

А. АЛЕКСЕЕВ: Нет, конечно. Карты есть практически для любого уголка России, но большинство из них без маршрутизации или маршрутизация неудовлетворительная. Например, в Московской области маршрутизация может завести на дачные участки или показать поворот на дорогу, которая проходит над вашей и не оборудована съездами. Конечно, хочется платить поменьше. Психологический барьер - 1000 руб. Как пример: Microsoft AutoRoutе с подробной картой США и Западной Европы стоит 1500 руб. Отечественные программы только для одного региона (Москва) стоят от 3000 руб. (Кроме бесплатной ГИС РУССА.) Понятно, что раньше число пользователей GPS в России было бесконечно малым и себестоимость единицы продукции была высока, сейчас же рынок GPS стал массовым, т.е., снизив цену, производители точно увеличат количество продаж за счет снижения числа нелегальных пользователей.

В. АНДРЕЕВ: Нет предела совершенству. Современные ГИС постоянно развиваются и никогда не достигнут определенной точки статичности. Спросите об этом у геодезистов и картографов, и они вам расскажут. Качество не устраивает, особенно по всей стране. Но эта отрасль должна жить, невзирая на формальные запреты со стороны государства, использующего риторику холодной войны.

А. МИТЬКИН: Электронные карты недостаточно полные, представлены в основном крупные города. При этом их цена достаточно высокая, и пользователь должен постоянно следить за обновлением, которое во многих случаях надо оплачивать дополнительно.

К. КОТЕЛЬНИКОВ: На данный момент цены на картографическую продукцию отпугивают простых клиентов. Как правило, ее приобретают крупные компании, чтобы на базе данных карт предоставлять услуги своим клиентам. Конечно, все хотели бы использовать лицензированные карты, но цены...

М. ХАЖИНСКИЙ: Качественных картографических материалов на территорию за пределами Москвы и С.Петербурга просто нет. Особенно актуально отсутствие дорожных графов. Но проблема решается - просто на это нужно время, и сегодня ситуация значительно лучше, чем 2-3 года назад. Существует около десятка известных компаний, поставляющих картографию, однако стоимость сильно варьируется, и говорить о некой сложившейся ценовой модели преждевременно.

 

«ИКС»: С какими картами вы работаете, их точность, достоинства и недостатки? Вопросы лицензирования?

А. АЛЕКСЕЕВ: Я долгое время пользовался Pocket GPS Pro 2.0. Это, наверное, самая подробная карта Москвы плюс неплохая программная оболочка и маршрутизация (по Москве). Когда ездил в Италию, специально купил Microsoft AutoRoute - очень качественный продукт, с развитыми сервисными функциями. Программа работает под ОС Windows, в пакет входит программа для КПК Pocket Streets. За неделю проехал более 2 тыс. км по Италии и благодаря GPS-навигации чувствовал себя в незнакомой стране очень уверенно. Во время командировок по стране использую программу ГИС РУССА - она бесплатная и содержит карты всей России. Конечно, они не всегда точные и большинство без маршрутизации. В последнее время для навигации использую продукт IGO 2006 - очень точная, эргономичная и удобная программа. Настраиваемый режим 3D и режим развязок вне всяких похвал. Недостатки: занимает слот SD, не поддерживает номера домов с дробями. Поэтому на моем КПК установлены три программы: Pocket GPS Pro 2.0 - для поиска по адресу; IGO 2006 - для навигации по Москве и области (можно и по Питеру на данной лицензии); 3) ГИС РУССА для поездок по России.

А. МИТЬКИН: Наша платформа может работать с разными картами, клиенты сами выбирают тип карты. В основном это карты «Навиком», Garmin MapSource, MapInfo. Это карты средней точности, они обеспечивают покрытие крупных городов.

 

«ИКС»: Мультисистемные приемники сегодня большая редкость, если не сказать раритет. И все же у наших читателей они есть . Поэтому наш вопрос: если вы пользуетесь ГЛОНАСС/GPS-навигатором, то какой фирмы?


А. АЛЕКСЕЕВ: GPS-навигатор JJConnect с записью маршрута и КПК iPAQ HP4700.

К. КОТЕЛЬНИКОВ: Сейчас только GPS-навигаторы. В качестве элементной базы для построения устройств собственной разработки.

А. МИТЬКИН: Мы пользуемся в основном GPS-навигаторами Garmin и HP. Клиентами используются различные специализированные терминалы, которые подбираются для наиболее оптимального решения.

М. ХАЖИНСКИЙ: TomTom
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: