Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2007
Евгения ВОЛЫНКИНА  05 ноября 2007

ИНТРУСу – 10 лет, или Как нам реорганизовать телеком

Грядущие изменения в телекоме, которые несет с собой усиливающаяся интернетизация планеты всей, были в центре внимания 10-го рабочего совещания операторов Internet Russia (ИНТРУС-2007), состоявшегося в подмосковной Дубне, куда оно вернулось после двухлетнего «турецкого похода».

Тон и уровень обсуждения глобальных проблем отрасли связи задал И. Масленников («МФИ Софт»), который предложил свой план перестройки российских телекоммуникаций. Отрасль связи - одна из главных отраслей народного хозяйства не только в России, но и в мировом масштабе. Ей уже более 100 лет, и почти все это время она развивалась успешно. В итоге к концу ХХ века сложился большой и очень зрелый в технологическом и организационном плане телекоммуникационный мир, построенный на базе технологии коммутации каналов. Но лет десять назад у этого глобального TDM-мира начались глобальные же проблемы.

Телеком умирает. Да здравствует инфоком!

Абонентская база сокращается, и перспектив развития TDM-технологий не видно. Все идет к тому, что мир TDM-телекоммуникаций прекратит свое существование. Конечно, не в ближайшие годы, так как старый телеком - это огромный живой организм, в котором занято очень много людей и крутятся очень большие деньги.

Могильщик старого телекома - это технология коммутации пакетов, на которой построен Интернет, т.е. протокол IP. За последние 10 лет IP-технологии и Интернет превратились в культурный феномен планетарного масштаба, который называют инфокоммуникациями. Они-то и угрожают старому телекому, а новые компании, предложившие миру набирающие популярность IP-сервисы (яркие их представители - Google и Skype), хоть и не принадлежат к классу телекомов, но уже претендуют на весь рынок традиционных операторов связи.

По мнению И. Масленникова, между телекоммуникациями (TDMмиром) и инфокоммуникациями (IP-миром) существует пропасть, и в этом самая большая проблема мирового телекома. Традиционные операторы не хотят остаться лишь владельцами каналов связи, по которым будут гонять IP-пакеты (и зарабатывать основные деньги) совсем другие люди. Пока по объемам рынка, размерам инфраструктуры, количеству занятых людей старый телеком нисколько не уступает новым инфокоммуникациям. Но переход от телекома к инфокому неизбежен, и традиционным операторам связи (и их все еще многочисленным клиентам) важно, чтобы этот переход произошел неразрушающим способом. Условие нетривиальное, если учесть наличие пропасти между начальной и конечной точками. Самое главное - это вопрос кадров: старые не могут перепрыгнуть пропасть, а новых еще очень мало.

РТУ и TDM/IP-дуализм

Таким образом, средство неразрушающего перехода должно вписываться в TDM-мир и быть своим для IP-мира. Кроме того, оно должно быть маленьким и простым, чтобы огромное количество специалистов, работающих сейчас в TDM-мире, могли с ним освоиться и на практике научиться работать с IP-технологиями. Такое средство перехода И. Масленников назвал РТУ - Русский телефонный узел. Это узел IP-телефонии, в котором есть коммутатор, СОРМ, шлюзы, поддержка телефонных сегментаций. РТУ будет работать в любой телефонной сети (на медных парах, в оптоволоконных, ETTH-, PLC- и т.д. сетях, а также в беспроводных WiMAX- и Wi-Fi-сетях). Со стороны TDM-сети он работает как традиционная телефонная станция, но при этом не является таковой, а в качестве узла IP-телефонии позволяет оказывать те услуги, которые в TDM-сети не поддерживаются. Сейчас у многих российских операторов есть две практически не связанные между собой сети - телефонная и IP, а РТУ даст возможность объединить их. Этими узлами можно будет постепенно заменять традиционные АТС, развивая одновременно голосовую связь, широкополосный доступ и IP-сервисы. В результате через несколько лет оператор без революций и крупных единовременных вложений получит сеть нового поколения, способную оказывать массу современных услуг.

Зачем нам ENUM?

Кроме движения в сторону IPплатформы телекоммуникационный мир занят внедрением ENUM (tElephone NUmbering Mapping), единой системы нумерации, позволяющей людям общаться с использованием самых разных терминальных устройств. О том, что такое ENUM и зачем он нужен, рассказал И. Федорушкин (Cisco Systems). ENUM - это некое расширение DNS, позволяющее преобразовать обычный телефонный номер в доменное имя: например, номер -7(495)123-45-67 преобразуется в ENUM-имя 7.6.5.4.3.2.1.5.9.4.7.e164.arpa. Эта система нумерации внедрена более чем в 70 странах мира. Пока она работает только в сетях IP-телефонии, но в дальнейшем ENUM может стать универсальной системой нумерации в разнородных системах связи (традиционные, мобильные и IP-телефоны, электронная почта, ICQ, Skype). И в перспективе люди вместо номеров телефонов, e-mail, ICQ и т.п. будут указывать на визитке только номер ENUM.

В России провайдеры IP-телефонии могут легально предоставлять услуги связи только внутри IP-сети. Если абонент одного оператора IP телефонии звонит абоненту другого оператора, то звонок пойдет через ТфОП даже при наличии физической связи между сетями, так как внутренние нумерации операторов не совпадают. При таких переходах из IP-сети в ТфОП и обратно страдает качество передачи голоса, а у видеозвонков теряется видеосоставляющая. Вот ENUM и нужен, чтобы VoIP-абоненты разных операторов могли общаться между собой, не выходя в сеть общего пользования.

В России ENUM пока нет, но уже есть рабочие группы, которые занимаются этой проблемой в сотрудничестве с Мининформсвязи, РосНИИРОС и МСЭ. Причем во внедрении ENUM технических проблем гораздо меньше, чем организационных. Отрадно отметить, что Мининформсвязи положительно относится к этой идее. По прогнозу И. Федорушкина, к весне 2008 г. в России будет создана полностью удовлетворяющая требованиям ENUM пилотная зона, в которой будут работать несколько операторов связи. Правда, он предостерег операторов от излишне оптимистичных ожиданий, так как ENUM - это лишь платформа для построения новых сервисов для абонентов. А деньги принесет не ENUM как таковой, а сервисы, которые еще нужно разрабатывать и правильно позиционировать.

IPTV: TV or not TV?

Плод первых попыток скрестить телевидение и Интернет мир увидел в 1996 г., когда корпорация Microsoft выпустила устройство WebTV, которое, по сути, было кабельным STB со встроенным модемом. Аппарат продержался на рынке всего год, но разговоры об IPTV и Интернет-ТВ и о том, какая между ними разница, с тех пор не утихают. П. Ребров (Cisco Systems) считает, что разницы по большому счету нет, что IPTV - это не вещание по IP-сетям и в то же время не компьютерное телевидение, это нечто среднее. IPTV следует воспринимать как IP-контент, выведенный на телевизороподобный терминал, который управляется не компьютерной клавиатурой, а пультом, имеющим максимум 10 кнопок (и чем их меньше, тем лучше).

Правда, без чисто телевизионного контента IPTV все же не обходится, потому что пользователь (бывший телезритель) к нему привык, и с этим нужно смириться. Но непременный атрибут IPTV - интерактивный контент (чаты и опросы в онлайне, возможность проведения видеоконференций, просмотра личного видео и фотографий, форумы, блоги), а также персонализация в разных ее проявлениях (возможность создания своего набора передач и собственного интерфейса для управления услугами, четко сфокусированная контекстная реклама).

Правда, большинство интернет пользователей пока смотрят IPTV через относительно сложный компьютерный интерфейс, но их это устраивает, потому что благодаря ему они получают из Интернета массу бесплатного контента. Например, разработанный создателями Skype бесплатный сервис Joost, недавно открытый для всех пользователей Интернета, позволяет при наличии канала с пропускной способностью всего лишь 512 кбит/с смотреть на экране компьютера довольно качественное видео. Если Skype в известной мере подорвал бизнес операторов дальней связи, то Joost пытается сделать то же самое с индустрией платного видео и ТВ.

Угрозу этой индустрии представляют и рядовые пользователи Интернета, которые с недавних пор сами стали активными производителями цифрового контента (тексты, фото, видео). Для работы с этими огромными объемами информации в Интернете уже есть отработанные технологии поиска и системы рекомендаций. А чтобы IPTV стало массовым явлением, нужны простые интерфейсы, которых пока нет. Но в этом направлении усердно работают крупные специалисты по интерфейсам - Microsoft и Apple (AppleTV - это уже большой шаг вперед), поэтому результаты скоро должны последовать. Так что впереди нас ждет «смерть» традиционного вещания, новая концепция интерактивных интернет-развлечений «всё по требованию» и обучаемый телевизор с тремя кнопками «вкл.»,:-)) и :-((, который сам догадается, что мы хотим посмотреть в зависимости от нашего настроения и времени суток.

Возможно, все изложенное выглядит слишком утрированно и его стоит рассматривать лишь как повод для обсуждения. Благо, что такую активную, заинтересованную и профессиональную аудиторию как на ИНТРУСе, редко где можно встретить.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: