Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2007
Лилия ПАВЛОВА  05 ноября 2007

Инвестировать не в «цифру», а в сервисы

Как бы в продолжение сентябрьского форума Multiplay'2007 (см. «ИКС» № 10'2007, с. 20–21) на большом сборе «кабельщиков» – втором международном форуме «Инвестиции в "цифру"» (Москва, октябрь 2007 г.) – особое внимание было уделено развитию новых сервисов на основе широкополосного доступа, а также вопросам консолидации рынка платного ТВ.

Конкуренция как двигатель консолидации

Процессы слияний и поглощений на рынке КТВ в последние дватри года идут достаточно быстрыми темпами и обусловлены общей высококонкурентной ситуацией в российских телекоммуникациях. Консолидация (интеграция технологических, административных и организационных ресурсов разных компаний) напрямую связана со строительством широкополосных сетей, которые могут обеспечить в полном объеме услугу triple play и связанные с нею многочисленные сервисы. Такие сети активно строят операторы телефонной связи и, по мнению Ю. Припачкина, председателя совета директоров «Ренова Медиа», именно они становятся основным конкурентом операторов КТВ. «Я лично сомневаюсь, что у операторов КТВ слишком много времени, - говорит Ю. Припачкин. - И думаю, что в течение ближайших двух лет мы столкнемся с крайне жесткой конкуренцией за абонента при предоставлении всего спектра услуг и в крупных регионах, и на территориях с меньшей плотностью населения». В своих прогнозах он предположил, что в нынешнем виде консолидация, имеющая два пути развития - увеличение абонентской базы КТВ и строительство новых сетей, просуществует недолго и года через два выплеснется из сектора КТВ на общий рынок телекоммуникаций в форме интеграции между различными операторами по предоставлению конечной услуги.

Что же касается собственно состава инвесторов, то, по мнению участников форума, ресурсы российского бизнеса достаточно велики, а схемы привлечения денег в достаточной мере отработаны, чтобы не ждать прихода «больших имен» мирового рынка, а обеспечивать эти процессы силами отечественных инвесторов. Ими могут стать тот же холдинг «Нафта Москва», который до крупного проекта в КТВ ранее этим бизнесом не занимался. Как и «Ренова» до проекта с «Комкором». «Я не вижу проблем с инвестициями в России, - констатирует Ю. Припачкин. - Я вижу проблему в том, что многие компании не готовы принять инвестиции. Консолидация инвестиций в регионы - довольно тяжелый процесс, требующий внутренних преобразований этих региональных компаний».

На взгляд Э. Разроева, генерального директора компании «Система Масс-медиа», процесс консолидации в КТВ повторяет путь, проделанный ранее сотовыми операторами и операторами фиксированной связи. «Сегодня должны обозначиться центры консолидации - и ими могут оказаться не «самые лучшие» и не самые технологичные компании, а компании, у которых будет наибольший финансовый ресурс, - считает Э. Разроев. - Притом что наверняка есть локальные операторы с очень хорошими технологическими и организационными показателями, и тем не менее у них нет шансов стать центрами консолидации. Сейчас это определяется финансовыми ресурсами». В этой связи он призвал обратить внимание на заявления, сделанные компаниями «Голден Телеком», «Связьинвест», «ТрансТелеКом». Все они планируют вложить в развитие своих мультисервисных инфраструктур по $1,5 млрд. «Магическая цифра», очевидно, вполне условна, однако она, по мнению Э. Разроева, задает определенный ориентир и для консолидации «кабельщиков» - и в этой ситуации прежде всего маленькие региональные компании должны задуматься о своем будущем.

А. Семериков, генеральный директор «ЭР-Телеком», подчеркнул при этом, что еще в 2006 г. консолидация эффективных и перспективных активов кабельного телевидения закончилась, последние сделки совершены «Мультирегионом» - а это верный признак того, что рынок перешел в новую стадию консолидации. «Но именно сегодня мы неожиданно столкнулись с тем фактом, что с другого фланга в этом же направлении энергично движутся операторы телефонной связи, как традиционные, так и альтернативные, и по большому счету в конкуренции за абонента главным «полем битвы» становится широкополосный доступ в Интернет», - отметил А. Семериков.

 

«Цифра» - не самоцель...

С. Дмитриев, гендиректор компании «Мультирегион», предложил смысловую поправку в само название форума (устную, разумеется): деньги сегодня вкладываются не в «цифру» как таковую, а в инфраструктуру, позволяющую абоненту получить весь спектр современных услуг. При этом далеко не всегда «цифра» оказывается предпочтительней «аналога». Более того, во многих регионах, по мнению А. Семерикова, аналоговый сигнал при глубоком проникновении оптики дает «картинку» лучше и устойчивей, чем цифровой сигнал на ЖК-панели. Но и в крупных городах «цифра» не рассматривается как самоцель. Так, по словам Ю. Припачкина, «Ренова Медиа» не планирует отказываться от аналогового пакета в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Минск, хотя цифровой пакет будет также развиваться и на его основе будут внедряться дополнительные услуги.

 

...но «цифра» - неизбежность

И все же перевод вещания в цифровой формат, как известно, неизбежен - и срок уже назначен. Год от года мы приближаемся к цифровому завтра, а огромный спектр проблем, как организационно-правовых, так и технологических остается нерешенным. А. Шишов, генеральный управляющий группы компаний «В-Люкс», напомнил, что операторы цифрового вещания (DVB-T, DVB-S, DVBC, DVB-H, IPTV) должны будут работать исключительно на основе стандартных технологий и на соответствующем оборудовании. А чтобы это оборудование законно использовать на территории России, нужны нормативы и стандарты, с принятием которых дела сегодня обстоят далеко не лучшим образом. «Чтобы построить полноценную сеть цифрового телевидения, необходимо принять 12 основных и около 20 вспомогательных стандартов, - считает А. Шишов. - А сегодня в качестве проектов рассмотрено пятьшесть стандартов, остальные отсутствуют даже в проекте. Если не подключимся к движению европейского сообщества в этом направлении, рискуем остаться у разбитого корыта и иметь колоссальные проблемы, связанные с взаимовлиянием этих сетей, несовместимостью оборудования, высокой стоимостью интеграции. А нестыковки отразятся на эффективности бизнеса и в итоге на кошельке абонента».

На другой проблеме заострила свое внимание Е. Злотникова, заместитель генерального директора ОАО «ТВ Центр». Она рассказала, что недавно в Ханты-Мансийске НАТ проводила обсуждение проектов внедрения цифрового ТВ и выяснилось, что у нас никак не предусмотрены вопросы обеспечения ЭМС при переходе на «цифру». Опыт показывает, что в ряде случаев при внедрении цифровых пакетов создаются помехи аналоговому ТВ. Кроме того, в настоящее время рассматриваются к применению на российских сетях вещания восемь видов цифровых приставок, и опыт показывает, что далеко не все они обеспечивают удовлетворительное качество «картинки». «Если мы немедленно не поставим задачу разработки требований, в том числе на сквозные параметры трактов цифрового ТВ от студии через спутник и до приставки, то получим приход на наш рынок такого количества «левых» приставок, что это дискредитирует в глазах населения всю идею перехода на «цифру», - предупреждает Е. Злотникова. - Социальные аспекты связаны не только с программным наполнением «мультиплексов» - это очень большая комплексная задача, которую решать нужно уже сейчас».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!