Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2007
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  05 ноября 2007

OSS/BSS: инвентаризация назрела

В сфере телекоммуникаций автоматизировано от 50 до 90% бизнес-процессов. Системы Operational Support System/Business Support System, как показала конференция «Новый уровень зрелости OSS/BSS для российских телекоммуникационных компаний», позволяют не только повысить эффективность управления, но и снизить инвестиционные риски.

Разговор начался, естественно, с определения зрелости. По словам экспертов PricewaterhouseCoopers, зрелость продукта определяется степенью понимания взаимосвязи между компонентами системы и ее эффективностью, а зрелость OSS/BSS - тем, как каждый сетевой кабель работает на ваш бизнес. Оценкой эффективности служит KPI (Key Performance Indicator). Выведем за скобки сложные логические построения, предложенные В. Михалевым (PWC), и получим ключевой показатель работы оператора - время обслуживания клиента.

Клиентоориентированность, стремление предоставить клиенту как можно больше новых сервисов (своих или партнеров под своим брендом) - это основные тенденции развития рынка. А цикл разработки новых продуктов, по данным Yankee Group, 32-64 недели, причем приходится использовать разные каталоги продуктов. Процесс управления жизненным циклом продукта/услуги связи (Product Lifecycle Management, PLM) должен стать неотъемлемой частью операторского бизнеса, считает Р. Ткачев, («БиАй Телеком»). Использование технологии PLM позволяет сократить время и затраты на вывод новых продуктов на рынок, увеличить доходы за счет замены старых продуктов их новыми вариантами, обеспечивает мониторинг эффективности и рентабельности продуктов.

От теории перешли к практике, проиллюстрировав упомянутые тенденции конкретными примерами. Так, представленное на конференции совместное OSS/BSS-решение NAUMEN, Oracle и Forward Telecom включает в себя интегрированные компоненты для автоматизации процессов в соответствии с моделью eTOM: биллинг, продажу и подключение услуг, поддержку абонентов, документооборот, учет сервисов и ресурсов сети и др. В основе комплексной автоматизации лежит платформа Naumen Kernel - набор модулей для приложений NAUMEN. Отличительная черта решения - возможность поэтапного внедрения компонентов. Собранные вместе, они позволяют создать единую ИТ-инфраструктуру, обладающую высокой степенью автоматизации процессов, масштабируемостью, гибкостью настройки и конфигурирования. Базовые продукты для данного решения BSS/OSS - Oracle Database и Oracle Application Server.

Автоматизация процессов продаж, подключения/изменения услуг клиентов на основе Naumen Order Management версия 3.2 Java2EE, по мнению И. Кириченко, руководителя направления NAUMEN Telecom, поможет операторским компаниям избавиться от самописных систем, но при этом сохранить «бантики», которые не хочется терять при замене продукта. Операционный CRM охватывает автоматизацию процесса продаж, контроля, отчетности.

Также в русле тенденций рынка идет новый продукт в составе OSS/BSS-решения NAUMEN - система учета сервисов Service Inventory и ресурсов сети Resource Inventory. Она позволяет выстроить непрерывную цепочку данных от клиента и предоставляемых клиенту услуг до ресурсов, обслуживающих клиента. Модуль телекоммуникаций - он здесь базовый - обеспечивает возможность учета сервисов, ресурсов, хранилищ, устройств. Naumen Service Inventory рассчитана на операторов, которые находятся на стадии активного роста и которым необходима единая модель интеграции их систем. Коррекция подключений осуществляется автоматически. Для региональных операторов предусмотрена синхронизация нескольких систем.

Российские операторы связи уже попробовали совместное OSS/BSS-решение на вкус. Опыт автоматизации процессов поддержки клиентов есть у «Комстар-Директ», процесса подключения услуг (Order Management) - у ИАС (ГК «Комкор»), Naumen Inventory - у ГК «Комкор».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!