Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2005
01 декабря 2005

Два вопроса рынку

«ИКС»: Какие факты и тенденции ИКТ-рынка года 2005-го вы бы отметили как позитивные/негативные в плане движения к информационному обществу?

И. МАРЧЕНКО, вице-президент Nortel по Восточной Европе

– Наиболее важные события 2005 г. с точки зрения развития рынка ИКТ – либерализация рынка дальней связи в России и выдача новых лицензий.

Нельзя также обойти вниманием практическое построение первых сетей NGN и предоставление новых услуг.

Еще один позитивный фактор – персонализация услуг и их ориентированность на конкретного клиента.

А. ЗЮЗИН, первый зам. гендиректора «Энвижн Груп»

– Необходимо отметить рост инвестиций в ИТ на всех уровнях. Причин тому несколько: серьезное внимание госструктур и правительства к отрасли, общий рост экономики России, обусловленный в первую очередь ситуацией на рынке нефтепродуктов. Этот рост, продолжающийся несколько последних лет, весьма положительно влияет на российский информационный рынок – практически все основные игроки отмечают увеличение объемов своего бизнеса. Одновременно меняется и структура спроса – акцент сегодня делается на прикладные системы, а не на инфраструктуру, как было несколько лет назад.

Среди отрицательных тенденций отмечу недостаточное влияние государства на процессы стандартизации в ИТ-отрасли, выработки единых правил построения государственных ИС. Впрочем, это общая проблема всех стран. У нас же, к сожалению, положительных изменений здесь не заметно.

Негативным фактором является и слабое присутствие органов власти в Интернете. Следствием этого стало, в частности, замедление темпов построения открытого информационного общества, отсутствие нормативной базы, регулирующей безопасность, включая ЭЦП, и др.

А. ГУРГЕНИДЗЕ, гендиректор IT&TS

– Провозглашенная в конце 2004 г. идея технопарков, специализирующихся на производстве ПО, это позитивный шаг к e-обществу с позиции увеличения вклада ИКТ в ВВП – в развитых странах он, как правило, превышает 10%.

В технологическом контексте дальнейшее развитие мультисервисных сетей на основе технологий абонентского доступа (xDSL, EoF, FTTx, PON и т.п.) существенно упрощает доступ к информационным ресурсам и стимулирует рост объема продаж услуг с добавленной стоимостью. С появлением выделенных широкополосных каналов доступа меняется характер взаимоотношенийабонента, оператора и сервис-провайдера, а также создается инфраструктура для сбора, анализа, обработки и синтеза информации.

В 2005 г. на российском рынке появились модели Softswitch операторского класса, стимулирующие окончательный переход на сети пакетной коммутации, реализацию основных преимуществ NGN-технологий.

Положительной является тенденция интернетизации общеобразовательных школ. Реформа образования давно назрела: период перестройки существенно сократил круг носителей знаний, имеющиеся формы обучения безнадежно устарели.

П. КИРЕЕВ, коммерческий директор «Группы компаний Стек»

– Хорошо, что на смену принципу «Образование на всю жизнь» пришел принцип «Образование через всю жизнь». Традиционный способ дистанционного образования отходит на второй план, все активнее в учебном процессе используются ИКТ.

Плохо то, что из-за финансовых ограничений российские вузы при разработке курсов ДО ограничиваются переводом учебников в электронную форму и выкладкой их на сайт. В большинстве случаев ни о какого рода мультимедийных курсах с динамическим контентом, плановым контролем знаний, возможностью проведения удаленных лабораторных занятий и организации видеоконференцсвязи между слушателями и преподавателями речь, к сожалению, не идет. Для этого требуются системы более высокого уровня, нежели те, которыми располагают вузы. А поскольку работу по подготовке материалов чаще всего выполняют студенты в рамках своих курсовых работ (рассматривая такого рода задания как «общественную нагрузку»), качество, безусловно, страдает.

Чтобы осилить комплексную задачу по подготовке и эксплуатации полноценной системы ДО, вузам необходима поддержка со стороны государства и помощь внешних компаний. Чтобы оптимизировать затраты на разработку и содержание ИТ-систем и улучшить качество дистанционного обучения, поддержку таких систем следует осуществлять централизованно. Бесполезно пытаться делать все в одиночку – надо отдавать решение этой важной задачи на аутсорсинг. Размещать системы ДО следует в специальных дата-центрах.

С. ИСТРАТОВ, зам. гендиректора представительства компании RAD Data Communications

– Глядя на Москву или Санкт-Петербург, можно сказать: «железный конь пришел наконец на смену крестьянской лошадке». Сегодня любая уважающая себя компания имеет представительство в Интернете, то же относится и к СМИ, и к госструктурам. В рекламе привычными стали URL сайтов, продолжается рост числа онлайн-магазинов, больше стало информационных ресурсов, доступных всем желающим, и т.д. Одновременно растет транспортная инфраструктура.

Однако в регионах не все так радужно. Высокие цены и недостаточно развитая инфраструктура часто препятствуют доступу пользователей к информационным магистралям. Соответственно, и уровень доступа к информации ниже, и возможностей для развития бизнеса меньше. Подобный перекос можно и нужно исправлять.

«ИКС»: Оптимальное распределение ролей между государством и бизнесом в новой экономике?

А. СВИРИДЕНКО, президент группы компаний Spirit

– Конечно, российским экспортирующим компаниям нужна господдержка. Создание ИТ-парков может оказаться привлекательной идеей, если будут действовать реальные налоговые льготы или сниженная арендная ставка. Государство должно предложить хорошую программу поддержки ИТ-образования, так как квалифицированных кадров не хватает. С трудом удается найти талантливых специалистов узкого профиля в области разработки ПО. Spirit, например, постоянно ищет и набирает специалистов, обладающих знаниями и опытом обработки цифровых сигналов. Такому у нас в вузах не учат. Поэтому компаниям приходится дополнительно обучать сотрудников на местах.

Но чтобы можно было рассчитывать на успех, мало собрать в команду опытных разработчиков – надо озаботиться тем, чтобы их продукт был востребован на рынке. В этом и заключается смысл хорошего менеджмента.

Цель российской индустрии ПО – продавать на мировом рынке продукты, а не человекочасы. Россия не должна гнаться за Индией и Китаем. У нас есть шанс выделиться в разработке специализированных инженерных приложений. «Рексофт» и другие питерские программисты нацеливаются на ниши в Скандинавии и Германии, EPAM размещает инженерные команды рядом с заказчиками, а Spirit стремится иметь комплект проприетарных готовых модулей и решений. На основе этих позитивных примеров и надо строить стратегию отрасли. Нехватка денег, господдержки, кадров, хороших недорогих офисов с необходимой инфраструктурой и пр., конечно, мешают, но успешные кейсы демонстрируют нам, что основная проблема рынка заключается в качественном менеджменте, испытывающем острый дефицит стратегического видения и активности. И не стоит ждать, когда государство начнет реализовывать свои программы по установлению льгот, по технопаркам и т.д. Нужно развиваться самим. По объему экспорта Индию мы, естественно, не перегоним, но доверие со стороны крупных иностранных клиентов сможем заслужить. А значит, бизнес пойдет.

И. МАРЧЕНКО

– Государство должно определять стратегические инициативы развития общества, а частный бизнес – практически и активно в этом участвовать. Желательно не отдавать эти инициативы «эксклюзивно» на откуп крупным компаниям, а вовлекать большое число мелких и средних, которые понимают специфику местного рынка и создают рабочие места и интеллектуальный потенциал.

А. ЗЮЗИН

– Здесь можно провести аналогию с российским телекоммуникационным рынком: за государством закреплены задачи обеспечения базовых услуг, а частный бизнес должен предлагать на этой базе множество вариантов услуг с добавленной стоимостью. Государство, я считаю, должно прийти к модели Федерального информационно-вычислительного центра, который бы координировал затраты на создание интегрированных государственных услуг как для граждан, так и для организаций в плане унификации ИКТ-инфраструктур министерств и ведомств, отвечал бы за объединение разрозненных БД, за их безопасность. Только тогда эффект от внедрения ИКТ на федеральном уровне можно измерить, так как будет что измерять…

С. ИСТРАТОВ

– Государство в настоящее время играет важную роль в развитии ИТ, госструктуры становятся более открытыми, а их информационные ресурсы – более информативными для граждан. Кроме того, развиваются общенациональные проекты: информатизация сферы образования, подключение образовательных учреждений, прежде всего школ, к информационным магистралям, развивается сетевая инфраструктура «Почты России».

А. ГУРГЕНИДЗЕ

– Правильная госполитика в области информационной экономики могла бы существенно изменить характер производственной деятельности людей, занятых в этом секторе рынка. Возьмите хотя бы транспортные пробки, измучившие наши мегаполисы. Около 30% работающих в крупных городах имеют на рабочем месте ПК и весь рабочий день проводят перед его экраном, общаясь с коллегами, сидящими в соседней комнате, по телефонам. При развитой инфотелекоммуникационной инфраструктуре города эти люди могли бы работать, не выходя из собственного дома, используя те же средства коммуникации. Если бы деньги, выделяемые правительством на строительство транспортных развязок и магистралей, были направлены на реструктуризацию грузопотоков и строительство оптической инфраструктуры в жилые дома, то выигрыш от этого ощутили бы все, а кроме того, появились бы новые рабочие места в информационной экономике.

Создание в спальных районах мультисервисных сетей широкополосного доступа проводитсяпока лишь коммерческими операторами, поэтому идет очень медленно, не стимулируется госпрограммами ни с точки зрения налогообложения оператора, ни иными формами поощрения. Государством не разработаны и не проводятся программы поддержки компаний, работающих в режиме виртуального офиса.

С. АБРАМОВ, директор ИПС РАН

– Свежий пример – «СКИФГРИД». Это решение продолжает успешную программу «СКИФ», в рамках которой было выпущено 16 образцов вычислительной техники, два из них вошли в Top500. За всю нашу историю только три раза отечественные разработки были так высоко оценены.

Мы попросили у государства совсем немного. Решение по программе более года лежит в Минфине без движения. В итоге проволочки уже съели 50% задела мирового уровня.

Как поступить? Я считаю:
  • Сфера ИКТ должна получить от государства наивысший приоритет в развитии. Учитывая особую важность и «хрупкость» данной области, власти необходимо заботиться о стабильной поддержке в форме долгосрочных (5–10 лет) программ с конструктивными планами реализации, стабильным финансированием.
  • Проекты по созданию киберинфраструктуры (суперкомпьютеров и GRID-технологий) являются «общественным благом», поэтому их нужно финансировать только из госбюджета.
  • Процедуры согласования в российских министерствах проектов и программ в области ИКТ должны занимать не более одного-двух кварталов, в идеале – две недели.
  • Полезно использовать кооперацию образовательных учреждений с научно-исследовательскими центрами.
  • Надо стимулировать закупку государством и предприятиями отечественных средств ИКТ. РАН следует активно информировать министерства о выполненных исследованиях и разработках в области ИКТ.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!