Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2006
Лилия ПАВЛОВА  01 января 2006

Из «альтернативных» – в «несущественные»

Приказано присоединять и защищать

Требования к местной сети, содержащиеся в п. 31 Приказа Мининформсвязи № 97 от 08.08.05 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования», предусматривают присоединение такой сети к зоновой либо к другой местной сети, имеющей соединение к зоновой. В свою очередь оператор местной сети обязан оказывать услуги присоединения. Это требование относится не только к «существенным» операторам – л юб о й оператор местной телефонной сети должен быть готов присоединить другие сети, операторы которых изъявят такое желание, и изначально обязан, не дожидаясь запросов, организовать точки присоединения в каждом муниципальном образовании, где функционирует сеть.

Уже в 2005 г. инспекторы Россвязьнадзора в ходе проверки структуры, владеющей лицензией на внутризоновую телефонную связь, обращали внимание на организацию оператором во всех муниципальных районах соответствующих точек присоединения (с помощью которых уже организовано взаимодействие с другими сетями и еще вакантных). На крупного «существенного» оператора такое обязательство ложится немалым бременем, поскольку нет абсолютной уверенности в том, что все точки присоединения будут востребованы и не окажутся убыточными. Тем не менее это необходимое условие для дальнейшего развития конкуренции.

Глобальные цели «обеспечить недискриминационный доступ к сети связи общего пользования, защищать права операторов связи – потребителей услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, обеспечить баланс экономических интересов между взаимодействующими операторами связи» преследует и Приказ Мининформсвязи № 127 от 10.11.05 «Об организации работы по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также по вопросам взаимодействия операторов связи» (вводится в действие с 01.01.06). Этим документом на Россвязьнадзор и его территориальные органы возлагается нелегкая задача разбирать жалобы присоединяемых операторов на присоединяющих собратьев. Очевидно, что количество претензий снизится, если при заключении договоров сами операторы не пожалеют времени на тщательную разработку технических, экономических и информационных условий.

Начинаем с договора

Главное требование к взаимодействующим операторам – наличие договора о присоединении – действует уже почти два года (введено ст. 18 закона «О связи»), однако далеко не всегда выполняется. Так, при подготовке отчета о деятельности Россвязьнадзора за III квартал 2005 г. выяснилось, что около 80% нарушений связано именно с отсутствием договоров о присоединении и взаимодействии между операторами связи. Кроме того, в договорах зачастую не отражены права и обязанности сторон, не указаны существенные условия присоединения и порядок рассмотрения споров. Договор должен регламентировать вопросы как собственно присоединения и технической организации взаимодействия сетей, так и вопросы пропуска трафика, а также те детали, которые оператор считает нужным оговорить.

При этом операторы должны понимать, что «технические условия на присоединение» имеют статус преддоговорного документа, и до заключения договора присоединяющий оператор не вправе требовать от присоединяемого их выполнения. А МРК зачастую отказываются заключать договор о присоединении сети другого оператора, если он не выполнил технических условий. «Это абсолютно неправовая позиция, – отмечает И.В. Пальчун. – Ее можно обжаловать и в Россвязьнадзоре, и в судебных органах: пока не заключен договор, ни один хозяйствующий субъект не имеет по отношению к другому хозяйствующему субъекту никаких прав и обязанностей. В договор составной частью должны входить и технические условия взаимодействия». Договорной процесс – это всегда борьба сторон, поиск выгод и компромиссов.

Сессия вопросов-ответов

– Вступают ли с 01.01.06 в действие принятые подзаконные акты? По регламенту, установленному Постановлением Правительства РФ № 627 от 19.10.05, начало их действия определено не ранее февраля 2006 г.

К. Новодережкин: Действительно, этим постановлением определено в двухмесячный срок разработать три документа – Порядок рассмотрения обращений операторов по вопросам установления цен, Порядок установления цен, Методику расчета экономически обоснованных затрат. Вместе с тем постановление вступает в силу с 01.01.06, и уже принято решение о том, что Федеральная служба по тарифам будут устанавливать цены ориентировочно на уровне тех, которые действовали до этого момента.

И. Пальчун: В 2005 г. операторы заключали договоры с межрегиональными компаниями по тарифам, опубликованным в прейскуранте МРК. Много жалоб на то, что тарифы завышены. Ситуация будет сохраняться ровно до момента, когда для каждого «существенного» оператора будут установлены цены Россвязьнадзора. До этого операторы юридически вправе определять цены самостоятельно, что сейчас и происходит. После утверждения соответствующих методик будет произведен расчет цен. С момента их установления любая сторона, участвующая в договоре, будет вправе требовать установления именно этих цен.

– С какого момента взаимодействующие операторы должны будут рассчитываться по пропуску трафика?

И.П. До вступления документов в силу операторы вправе самостоятельно устанавливать цены и выбирать систему тарификации на точку подключения, на соединительные линии, трафик. Сейчас эти вопросы решаются операторами на основе взаимной договоренности. С 1 января вступает в силу Постановление Правительства РФ № 161 от 28.03.05 «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» – взаимодействующие операторы будут обязаны вести учет трафика повременно. Ориентировочно с апреля будет введена «твердая» единица тарификации – за секунду, а не какаялибо иная.

– Будет ли в ближайшее время разработан типовой договор о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи, исключающий свободное толкование требований нормативных правовых актов?

К.Н. Каждый договор является индивидуальным, и пока, по мнению Мининформсвязи, типовой договор разрабатывать нецелесообразно. Возможно, появятся общие методические рекомендации.

– Оператор местной сети в соответствии с лицензией обязан заключать с абонентом договор на предоставление услуг местной телефонной, зоновой, междугородной и международной связи. Что делать в ситуации, когда оператор дальней связи предлагает клиенту свой договор?

К.Н. Если между операторами местной и дальней связи существует агентское соглашение, то от имени обоих оператор местной связи заключает договор с абонентом. Вступление в силу новых нормативных актов вовсе не означает, что с 1 января со всеми физическими лицами в стране будут перезаключаться договоры. Здесь будет работать механизм конклюдентных действий. А вот с юридическими лицами договоры будут перезаключаться.

– Если по агентским договорам с абонентами имеется какая-то ясность, то по взаиморасчетам операторов зоновой и дальней связи – одни вопросы.

К.Н. С этим нельзя не согласиться. Вероятно, только когда будет наработан некоторый опыт и «набиты шишки», решать проблемы станет легче.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!