Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2006
Алексей МИШУШИН  01 января 2006

Карты оплаты услуг связи: возможен ли компромисс интересов?

Преимущества использования карт предоплаты очевидны. Пользователь услугами связи может заранее, до начала оказания услуги, определиться, сколько он готов потратить собственных денежных средств на интересующую его услугу связи и каким будет объем и характер услуги. Покупатель карты избавлен от необходимости знакомиться с договором, на условиях которого действует оператор связи, посещать его офис, согласовывать режим получения услуги, технические параметры и др. Карты предоплаты предполагают заведомо известную статичность характеристик оказываемых услуг.

Пункт 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи определяет «карты оплаты услуг телефонной связи» как «средство, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи инициировать вызов, идентифицировав абонента и (или) пользователя услугами телефонной связи перед оператором связи как плательщика в сети связи оператора связи». В п. 108 этих Правил детально описывается, что подразумевается под «средством, позволяющим идентифицировать абонента и (или) пользователя услугами телефонной связи», а именно: карта оплаты услуг телефонной связи содержит закодированную определенным способом информацию, используемую для доведения до оператора связи сведений об оплате услуг телефонной связи. Сходным же образом Правилами оказания услуг подвижной связи термин «карта оплаты услуг подвижной связи» трактуется как «средство, позволяющее абоненту инициировать вызов, идентифицировав абонента перед оператором связи как плательщика в сети подвижной связи оператора связи».

Таким образом, карты предназначены, во-первых, для обеспечения возможности предварительной оплаты услуг оператора связи, а во-вторых – для информирования последнего о появлении нового пользователя услугами связи, на определенных условиях авансировавшего услуги. Разумеется, что запуск всего спектра обязательств по оказанию услуг возможен только в том случае, если абонент надлежащим образом воспользуется информацией, содержащейся на карте, и вступит во взаимодействие с оператором связи.

О чем говорят карты

Правила регламентируют действия оператора связи по информированию о картах оплаты услуг телефонной связи. В соответствии с п. 80 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи оператор связи, оказывающий услуги телефонной связи с использованием таксофонов, которые принимают жетоны и карты оплаты услуг телефонной связи, обязан сообщать пользователям о местах реализации этих жетонов и карт оплаты услуг телефонной связи. Информация должна быть представлена в удобной и доступной форме на таксофоне или доведена до сведения пользователя иным способом.

В отношении карт оплаты услуг подвижной связи аналог данного перечня сведений содержится в п. 44 Правил оказания услуг подвижной связи. Оказание услуг связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных, телематических услуг связи пока не сопровождается идентичными обязательствами перед пользователями услугами связи.

Вместе с тем нельзя забывать о п. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которым информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
  • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков становятся непригодными для использования по назначению;
  • адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), иное.
Таким образом, требования Правил по обязательному сообщению информации, адресуемой потенциальным пользователям услугами связи, не являют собой нечто радикально новое и неожиданное.

Как вернуть остаток

Иные впечатления возникают при дальнейшем знакомстве с Правилами. Согласно п. 109 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и п. 45 Правил оказания услуг подвижной связи, абонент и/или пользователь имеет право обратиться к оператору связи за возвратом денежных средств, внесенных им в качестве аванса, а тот обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств.

На первый взгляд, формулировки вполне закономерны. Поскольку карты сами по себе являются формой предварительной оплаты, легко предположить, что, если абонент не воспользовался услугами связи с помощью карты в какой-либо части, он вправе требовать возврата всех излишне уплаченных денежных средств. Есть оплата – есть услуга. Если услуга не оказана, внесенная плата, казалось бы, приобретает статус необоснованного обогащения оператора связи.

Однако обратимся к п. 1 ст. 782 ГК РФ. С учетом содержащихся в нем норм пользователь услугами связи вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты оператору связи фактически понесенных им расходов. И здесь возникает вопрос: как сочетать нормы п. 109 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и п. 45 Правил оказания услуг подвижной связи с нормами п. 1 ст. 782 ГК РФ? Согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ приоритет юридической силы принадлежит ГК РФ, поскольку в случае противоречия постановления Правительства РФ Кодексу применяются нормы ГК РФ. Это означает необходимость возвращать абоненту неиспользованный остаток денежных средств, уменьшенный на сумму расходов, которые оператор связи фактически понес в целях исполнения той части услуг, от которых пользователь услугами связи отказался, а также на сумму фактически понесенных расходов по возврату неиспользованного остатка денежных средств.

Встречаются утверждения об исключительности карт как объекта правового регулирования и неприменимости к ним правил о возврате неиспользованных остатков денежных средств. Действительно, перед нами не вполне обычный способ предложения услуг, заметно выделяющийся по порядку заключения договора, по заранее известной сторонам договора статичности условий его исполнения, по широким возможностям покупателя карты воспользоваться услугами связи в удобном для него режиме. Такая специфика порождает иллюзию «дозированной» услуги (т.е. целостной и не разделимой на части, которые можно было бы компенсировать) – подобно тому, как не возвращаются денежные средства за недосмотренный по желанию зрителя кинофильм, спектакль или спортивное состязание.

Между тем предположения об исключительности отношений, связанных с использованием карт предоплаты, не находят правового обоснования. Приобретение пользователем услугами связи карты предоплаты, а затем сообщение оператору связи идентификаторов, скрытых под ее упаковкой, означает акцепт оферты и, соответственно, заключение договора на оказание услуг связи. Вид услуг связи и условия их оказания определяются информацией, сопутствующей реализуемой карте. После заключения договора, осуществленного в столь непривычном для большинства гражданско-правовых сделок порядке, возникает, тем не менее, хорошо знакомое юристам обязательство, а именно договор возмездного оказания услуг. Нормативное регулирование данного обязательства, в свою очередь, полностью подчинено правилам главы 39 ГК РФ и в случае расторжения договора по инициативе пользователя услугами связи не предполагает возможность удержания оператором связи уплаченных и неизрасходованных денежных средств, за исключением фактически понесенных расходов, о которых говорилось выше.

Что делать?

Думается, операторам связи следует проанализировать и рассчитать свои возможные расходы, провести ревизию финансовой составляющей производства карт предоплаты, а также процедуры возврата пользователям услугами связи остатков денежных средств.

Необходимо также решить другой практический вопрос, неизбежно возникающий, если оператор связи распространяет карты предоплаты на основании посреднических договоров (агентирование и др.). Известно, что размер выручки, получаемой оператором связи от реализации карт через агента, и размер выручки от реализации карты своими силами разнятся. Это обстоятельство заставляет задуматься о единообразных для компании принципах определения денежного выражения неизрасходованных учетных единиц, остающихся на карте. Выработав указанные принципы, их следует доводить до сведения пользователей услугами связи, размещая информацию о стоимости «возвращаемых» единиц на картах, рекламно-информационных материалах, web сайтах компаний.

Операторам, использующим карты оплаты услуг связи, рано или поздно придется столкнуться с нарастающим количеством обращений пользователей услугами связи и применять новые нормы законодательства в своей ежедневной практической деятельности. Лучше готовиться к этому заблаговременно.

Согласно п. 108 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи на карте оплаты услуг телефонной связи приводятся следующие сведения:
  • а) наименование (фирменное наименование) оператора связи, выпустившего данную карту оплаты услуг телефонной связи;
  • б) наименование видов услуг телефонной связи, оплачиваемых с использованием карты оплаты услуг телефонной связи;
  • в) размер авансового платежа оператору связи, внесение которого подтверждает карта оплаты услуг телефонной связи;
  • г) срок действия карты оплаты услуг телефонной связи;
  • д) справочные (контактные) телефоны оператора связи;
  • е) правила пользования картой оплаты услуг телефонной связи;
  • ж) идентификационный номер карты оплаты услуг телефонной связи.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: