Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2006
01 февраля 2006

Джонатан СПАРРОУ: «Общаться с детьми лучше на русском

– Джонатан, вы росли в традиционной американской семье, причем не в самый лучший период российско американских отношений, и все же получили высшее образование именно по «русской» специальности?

– Я бы не сказал, что сознательно выбрал профессию. Скорее это было логическим итогом начатого еще в детстве изучения русского языка. Большую часть своей «американской» жизни я провел в Нью-Джерси. Знаете, 25 лет назад мы мало что знали о России, тем не менее в школе в качестве обязательного иностранного языка я выбрал русский. Почему?

Дело в том, что в детстве я любил играть в хоккей, даже собирался в будущем стать профессиональным хоккеистом (забегая вперед, замечу: не получилось). Поэтому смотрел все выдающиеся матчи и както увидел удивительно красивую игру команды в красных майках с надписью «СССР». Что за команда такая – «СиСиСиПи»? Отец объяснил, что это не команда, а страна – Советский Союз, СССР.

У меня был очень хороший учитель русского языка, влюбленный в свою профессию (он часто бывает в России, и мы не теряем друг друга из виду). Благодаря ему я решил продолжать учить русский и после окончания школы – в университете.

– Дальше, по закону перехода количества в качество, вы поехали работать в Россию. Так?

– В общем так. Но до этого я познакомился со своей будущей женой. Она училась в МГУ и приезжала к нам в университет по программе обмена студентами. В 1991 г., через год после получения диплома, уже я приехал к ней (вроде по той же программе, но с другими планами). Жена и друзья помогли мне получить визу сначала на месяц, затем продлили ее на год. Я начал искать работу…

– Что значит работа в вашей жизни?

– Отец учил меня с ответственностью относиться к любому труду: даже если просто косишь газоны – делай это как можно лучше. Позже, когда я, как и многие студенты, подрабатывал в ресторанах и барах, то старался следовать этому правилу… следую ему и сейчас.

– Начало 90 х – не лучший период для России. Не было мысли уехать с семьей в США?

– Да нет. Тогда я понимал, что наступило время перемен, – надо посмотреть, что будет дальше. А сегодня я понимаю, что готов навсегда остаться жить и работать в Москве, в России. Мне здесь комфортно, интересно. В Америке было бы проще, но, скорее всего, скучно. США – очень религиозная страна.

– Но ведь многие находят опору именно в религии. У вас иные «точки опоры»?

– Я отношусь к той категории верующих людей, которые не ходят регулярно в церковь. Для меня главная опора в жизни – моя семья, моя работа.

– Вы специально учились менеджменту или главное в этом деле – способности?

– Думаю, управленческое образование полезно. Однако обучение без практики не то чтобы бессмысленно, но очень ущербно. Я не получил диплом MBA. Мне было уже далеко за 30, и был немалый опыт работы, когда этот статус стал почти официальным требованием к менеджерам. Я долго думал, надо ли учиться? Но поскольку это на 2–3 года отвлекло бы от практики, решил заняться самообразованием: стараюсь понять, как должен работать лидер, ведь на мне лежит ответственность за развитие управленческих качеств у подчиненных. Кроме того, в Nokia есть хорошие курсы менеджмента, специальные программы повышения квалификации.

– Чем профессионально гордитесь и о чем, быть может, сожалеете?

– Я думаю, каждому хотелось бы сказать: «Вот я пришел в бизнес, поработал – и все вокруг стало значительно лучше». Но не менее важно, чтобы такая же удовлетворенность была у команды, которой ты управлял, и у партнеров, с которыми работал. В моем случае (причем на самых разных бизнес-площадках) так и произошло, чем горжусь. В Nokia наша команда вообще обращает внимание на степень удовлетворенности работой сотрудников и партнеров. Специальные опросы показывают, что мы с этой задачей неплохо справляемся. Но «гонка» далеко не закончена – я не отдыхаю, не отдыхает и команда. Чтобы стать лидерами на рынке, мы должны ежегодно получать результаты, лучшие, чем у конкурентов.

– У вас есть бизнес секреты?

– Я пришел в Nokia без четкой концепции, был лишь общий подход: этот бизнес стратегический; у клиентов собственные стратегии; между операторами высокая конкуренция. В такой ситуации моя задача – понять стратегию каждого клиента и определить роль Nokia в ее реализации. Вот и весь секрет. Ну и такое иррациональное понятие, как драйв. Работа доставляет мне удовольствие.

– Какой момент в профессиональной жизни считаете переломным?

– Был период, который считаю для себя наиважнейшим. Тогда я уже работал в консалтинге и после кризиса 1998 года около 10 месяцев жил в Будапеште. Консалтинговая компания была сосредоточена на системной интеграции, а я, честно говоря, ничего не смыслил в системах биллинга, ERP, CRM. Тем не менее мне предстояло предложить (и продать!) систему такого класса венгерскому оператору Vodafone, объявившему тендер. Дилемма была жесткая: или я, поняв специфику задачи, предложу верные пути ее решения, или мне придется уйти с работы. В итоге наше предложение оказалось лучшим по качеству, мы оказались на втором месте, а через три месяца получили другой проект. В бизнесе важно делать работу тщательно и до конца (если даже просто косишь газон, делай это как можно лучше!). Считаю своим долгом убедить новое поколение менеджеровв том, что успех определяется на финальном этапе.

– Какие качества в себе цените и чем недовольны?

– Думаю, что я уже сейчас неплохой руководитель, но в этом отношении мне нужно решить непростую задачу – стать еще и хорошим «тренером» для подчиненных. Что касается недостатков, то я не умею быстро абстрагироваться от полученного негатива. Скажем, после трудного обсуждения какого-то вопроса я, участвуя уже в других переговорах, все еще раздумываю над проблемами предыдущего спора, не могу сложить проблемы «в коробочкуи задвинуть ее подальше в глубину сознания. Долго переживаю, и домой несу свои переживания. Слава Богу, у меня жена терпеливая и все понимает, и, слава Богу, есть дети, рядом с которыми понемногу забываются рабочие неурядицы…

– С детьми общаетесь на английском?

– На русском. Когда я приехал в Россию, мы с женой условились говорить между собой только порусски. Мне комфортнее говорить с русскими на русском языке, это правильно. С рождением детей наш договор не нарушаем. Я считаю, что английский язык удобен для переговоров, для коммерции, если хотите – для Голливуда. А общаться с детьми лучше на русском.

– Но в России теперь принято обучать детей английскому, хотя бы ради перспективы трудоустройства. Что же, будете отдавать в спецшколу или нанимать репетиторов?

– Отправлю на летние каникулы к брату в Америку. Выучат английский язык, никуда не денутся.

– Предвижу ответ, но тем не менее: как проводите свободное от работы время?

– Да, вы угадали. Поскольку я отец и муж, то с семьей. У детей сейчас самый активный период развития (дочери – 9 лет, сыну – 6). Дочка очень любит конный спорт, танцы и дважды в год участвует в показах детской моды, а сын – маленький художник и артист.

В выходные дни я, кроме всего прочего, играю при детях роль то ли водителя, то ли партнера. Еще выполняю функции семейного повара. В выходные у нас постоянно гости. Летом на даче – шашлык (мой шашлык очень вкусный!). Я отличный повар, люблю готовить, но, к сожалению, сейчас получается побаловать семью и друзей не чаще двух раз в месяц. Фирменное блюдо – куриное филе с чесноком, шампиньонами и каперсами. И еще делаю ужасно вкусный соус дляспагетти.

– Ну а ваши насущные задачи в жизни?

– Долгосрочные – чтобы в семье все были здоровы и чтобы дети были счастливы. На ближайшее время – закончить ремонт в квартире. Профессиональная – сделать очередной шаг в бизнесе. Сейчас российские операторы сотовой связи осуществляют экспансию в СНГ и заглядывают за границы бывшего Союза. Мы должны, во-первых, технологически подкрепить эту готовность; во-вторых, поддержать их бизнес и с точки зрения расширения сервисов, повышения ARPU. Что мне нравится в России, так это то, что при жесткой конкуренции мы все, тем не менее, дружим между собой. Сегодня мы в выигрыше – завтра ктото другой, сегодня меня компании поздравляют – завтра я их. Это дружественная индустрия: хорошие люди работают в телекоммуникациях, и я рад, что отрасль выбрала меня.

– Какой видите свою жизнь в старости?

– Над этим я как раз думал сегодня. Идеально – зиму проводить на теплом острове, а остальное время – в большом городе. И в окружении многочисленных внуков и внучек.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!