Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2006
В.А. КОНЯВСКИЙ  Г.В. РОСС  В.Е. ЛИХТЕНШТЕЙН  01 февраля 2006

Электронная торговля: специфика российская и глобальная

Электронная торговля включает маркетинг и заказ товаров, платежные системы и системы предоставления услуг, в частности связанных с доставкой товаров. На сегодняшний день в России более развита первая составляющая электронной торговли, а именно маркетинг и возможность заказа товара в электронных магазинах.

По развитию электронного бизнеса Западная Европа отстает от США на одиндва года, а Россия – на три-четыре. Мировая практика последних десятилетий показала, что информация в электронной форме превратилась не только в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры, но и непосредственно в экономический ресурс роста и развития.

Потенциал электронной торговли очень велик. В нее вовлекаются всё новые виды услуг. Быстрыми темпами развиваются электронная торговля ценными бумагами, игра на биржах, электронные аукционы. Например, в США подобными аукционами сегодня занимаются сотни фирм, выставляя на продажу миллионы лотов в тысячах категорий.

Самым привлекательным для В2В является сектор торговли биржевыми товарами (энергоносители, металлы, продовольствие, ценные бумаги). Средние и малые компании больше интересует рынок профессиональных услуг.

Развитие платежных систем

пока что отстает от потребностей. Сегодня платежи осуществляются несколькими способами: с помощью удаленной авторизации кредитных карт, перечислением с банковских счетов, наличными при доставке товаров. Во всем цивилизованном мире кредитные карты являются для физических лиц основным инструментом оплаты. В России количество владельцев карт-счетов пока невелико, хотя быстро растет, в том числе благодаря возможности использования кредитных карт для покупок через Интернет. Все юридические и значительная часть физических лиц имеют расчетные счета в коммерческих банках. Многие из них пользуются системами удаленного обслуживания типа клиент–банк или home-bank, что является одним из каналов платежей в электронной коммерции. Оплата наличными по факту доставки неудобна для поставщиков товаров и практически невозможна при предоставлении услуг в виртуальном пространстве. К тому же этотспособ небезупречен с точки зрения фискальных органов государства.



Особенности российского рынка:

  • разный уровень развития рынка в регионах России;
  • государство на информационном рынке выступает в качестве основного потребителя, тогда как негосударственный сектор, включая массовое (домашнее) потребление информационных продуктов и услуг, развит недостаточно;
  • недостаточность и слабость правового регулирования рыночных отношений, связанных с подготовкой и обменом информационных услуг и продуктов, что затрудняет дальнейшее развитие рынка.
  • Универсальное состояние дел

Успешное решение этих проблем предполагает активное участие государства на уровне правительства и законодательных органов России, сотрудничество в рамках стран СНГ и в целом во внешнеэкономической деятельности. Государственное участие необходимо прежде всего для:
  • формирования условий, обеспечивающих значительное увеличение числа субъектов электронной торговли;
  • обеспечения информационной и функциональной взаимосвязи всех элементов, входящих в систему электронной торговли и образующих ее инфраструктуру;
  • создания национальных центров электронной торговли, использующих международные стандарты;
  • уточнения и дополнения существующей нормативной правовой базы с учетом международных норм и принятых странами-участниками СНГ международных обязательств в сфере торговли.
-

Транзакционные затраты и структурная перестройка

Распространение электронной торговли по всему миру создает новую среду, в которой, с одной стороны, возникают диспропорции и несоответствия, а с другой – она еще недостаточно изучена и осмыслена. По сети Интернет информация распространяется мгновенно, дешево и свободно. Но в разных странах свои юридические нормы, регулирующие заключение торговых сделок, рекламу, использование товарных знаков и ряд других процедур. Многие действия, легальные в одной стране, могут оказаться незаконными в другой. В то время как граждане этих стран общаются и заключают сделки по электронной сети, где нет ни границ, ни таможен, ни каких-либо иных барьеров, могут возникнуть проблемы с налогообложением, охраной интеллектуальной собственности и обеспечением юридической силы контрактов. Возникает объективная необходимость в унификации торгового законодательства во всем мире, в создании более благоприятной обстановки для интернационального бизнеса.

***


Электронная торговля существенно снижает транзакционные затраты, способствует постепенному, но неуклонному и все возрастающему снижению среднего размера фирм. Поэтому e-commerce является фактором, который ведет к глубокой структурной перестройке всей современной мировой системы торговли.


Электронная торговля облегчает доступ к мировому рынку малым и средним фирмам, не имеющим зарубежных филиалов и опыта экспортных операций. При этом потенциальные возможности для ведения бизнеса в малых и крупных фирмах, малых и крупных государствах выравниваются. Электронная торговля, изменяющая структуру фирм и их размеры, по своей природе нацелена на снижение транзакционных затрат.

О теории Коуза

В целом электронная торговля существенно изменяет соотношение между административно-командными и рыночными методами управления экономикой. Это соотношение, еще задолго до появления не только Интернета, но и компьютеров, исследовал американский экономист, Нобелевский лауреат Рональд Коуз. Ученый задался целью ответить на вопрос: почему часть экономической деятельности протекает внутри фирм и основывается на административном соподчинении работников и почему невозможен «сплошной» рынок, в котором все отношения строятся на добровольных двусторонних контактах.

Изучив проблему, Коуз пришел к заключению: чем более мелкими становятся субъекты рынка, тем выше транзакционные затраты, связанные с поиском информации о возможном партнере и качестве товара, с защитой и охраной прав собственности. Введение внутрифирменных организационно-управленческих структур позволяет их снизить и потому экономически выгодно.

Вместе с тем вся система экономических отношений не может быть построена по принципу сверхгигантской фирмы на административно-командных взаимоотношениях, например в виде плановой социалистической системы хозяйствования без рынка. Коуз объясняет этот факт тем, что с укрупнением фирмы возрастают затраты на бюрократический аппарат, с учетом его неэффективности и увеличения числа ошибок.

Оптимальное соотношение между административно-командными и рыночными методами наступает тогда, когда транзакционные затраты уравниваются с затратами на бюрократию. Между административнокомандной и рыночной системами устанавливается равновесие (подобно равновесию льда и воды при нуле градусов). Это равновесие подвижно, так как и транзакционные затраты, и затраты на бюрократию зависят от технического уровня и отраслевой специфики. Одним из важных выводов теории Коуза является то, что именно транзакционными затратами предопределяется распределение собственности. Иначе говоря, неважно, в чьих руках находится собственность. Рынок отрегулирует ее распределение оптимально, исходя из минимизации суммарных затрат, а именно транзакционныхзатрат и затрат на бюрократию.


Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!