Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2006
Лилия ПАВЛОВА  01 марта 2006

Правила услуг передачи данных Еще одна точка над «i»

Во избежание путаницы

Неоднозначная реакция на первые в российской истории Правила оказания услуг связи по передаче данных вызвана, очевидно, терминологической путаницей. В обиходе многие под услугами передачи данных понимают доступ в Интернет dialup, услуги электронной почты, datafax и т.д. – то, что в действительности относится к телематическим услугам. Поэтому во избежание подмены понятий сразу необходимо отметить, что речь идет о регулировании отношений абонентов и операторов только при оказании услуг передачи данных (IPVPN, FR, ATM), которыми широко пользуются корпоративные клиенты.

Правила, по сути, закрепляют и конкретизируют уже сложившиеся на рынке правоотношения. Как заверяет регулятор, они направлены на защиту прав потребителей. Так, в случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора абонент вправе обратиться в суд (пункт 23). Абонент также вправе отказаться от оплаты ус луг связи, не предусмотренных договором и предоставленных без его согласия (пункт 33). Правилами установлены три разных способа оплаты услуг связи по передаче данных: абонентская, повременная либо по объему трафика (пункт 35). Неиспользованный оста ток средств, внесенных абонентом в качестве авансового платежа, опера тор связи обязан ему вернуть.

Таким образом, непосредственно го отношения к оказанию услуг доступа в Интернет для массового пользователя Правила оказания услуг связи по передаче данных не имеют, и рядового гражданина, наверное, мало касаются. Однако в развитии сетей передачи данных заинтересовано все общество, поскольку поверх этих сетей будет проще предоставлять услуги телемедицины, дистанционно го обучения и другие, требующие наличия гарантированно качественных каналов (а в Правилах эти требования четко регламентированы).

В целом, – отметил директор Департамента госполитики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи России В.А. Слизень, – утверждение Правительством РФ Правил оказания услуг связи по передаче данных мы рассматриваем не как некое из ряда вон вы ходящее событие, а как очередной шаг на пути завершения системы отраслевого регулирования (к настоящему времени в развитие закона О связи правительством принято уже около 40 нормативных документов). Данным документом впервые регулируется область предоставления услуг передачи данных. С его выходом мы закрываем наконец важные вопросы использования IP телефонии.

Точки над «IP»

Трактовка Мининформсвязи IP коммуникаций известна: это связь между двумя IP устройствами, между двумя компьютерами, между SIP телефоном и компьютером, между двумя SIP телефонами и т.д. Набирая номер своего визави по IP телефону, абонент должен указать либо его сетевое имя, либо IP адрес, либо иной идентификатор. Но не телефонный номер, иначе это будет уже не IP телефония. Заметив, что IP – хорошая прогресссивная технология, которую надо использовать и которая уже широко используется, В.А. Слизень привел в при мер Ростелеком, МТТ и Голден Телеком, которые часть трафика между своими узлами пропускают по IР среде, а РТКОММ установил для своих бизнес клиентов IPPBX в Москве и Хабаровске (если компания организует последнюю милю по ADSL – будет получена полноценная IP сеть). Глава департамента подчеркнул, что с принятием Правил все точки над i в вопросах IP коммуникаций теперь расставлены: Звонки с компьютера на компьютер, если они подключены по широкополосному окончанию, – это IP телефония, и никаких инфра структурных требований к построению такой сети на сегодняшний день нет. Скорее всего, и не будет, а будут предъявляться только общие требования по СОРМ, электропитанию, правилам монтажа. Но отдельно в пункте 28 указано, что при заключении договора не допускается выделять в качестве уникального кода идентификации номер из ресурса географически определяемой или географически не определяемой зоны нумерации. Таким образом, Мининформсвязи не планирует регулировать рынок IP телефонии. Просто еще раз регулятор постарался дать сигнал рынку: если оператор использует IP телефонные окончания, он может работать вне требований регулирования, предъявляемых к телефонным сетям.

Что впереди?

В настоящее время Мининформ связи завершает разработку проектов еще двух важнейших документов из семейства правил – для услуг телематики и услуг телерадиовещания. На верное, еще рано говорить о каких либо конкретных значимых пунктах, ведь публичное обсуждение начнется после размещения текстов этих проектов на официальном сайте Мининформсвязи. Можно ожидать, что структурно и те и другие правила будут приведены в соответствие с уже принятыми для услуг фиксирован ной, мобильной телефонной связи, передачи данных и др. и включат в себя разделы, отражающие вопросы по рядка и условий оказания услуг, обязанности и права операторов связи, абонентов, порядок расчетов за услуги, предъявления и рассмотрения жалоб и претензий, ответственность сторон. В Правилах оказания телематических услуг связи, которые как раз затрагивают интересы массового пользователя Интернета, особое внимание будет уделено вопросам качества предоставляемых услуг. Какой пользователь dialup не испытывал раздражения из за того, что при подключении к Интернету оказывается весьма проблематично дозвониться до провайдера? Чтобы оградить абонента от подобных неприятностей, в Правилах будут заложены критерии, по которым можно оценить качество услуг Интернет провайдера (в частности, время, затраченное абонентом на то, чтобы дозвониться до него при выходе в Интернет). Для защиты абонентов от спама и вирусов провайдеры должны будут предусмотреть специальные меры, предупреждать абонентов о возможных опасностях, размещать на своих сайтах антивирусные и антиспамовые программы. В действительности некоторые Интернет провайдеры предпринимают такие меры уже сегодня, толь ко с принятием Правил это станет нор мой для всех. Таким образом, как и в случае принятия Правил оказания ус луг связи по передаче данных, уже наработанные рынком телематики отношения будут оформлены в русле регулирования.

Многоточие над «i»

Очевидно, что серьезные нововведения ожидаются в области регулирования услуг телерадиовещания: перевод ТВ на цифровой формат требует разработки нормативной базы, учитывающей изменения в правоотношениях, в том числе по явление новых субъектов этих правоотношений. По словам В.А. Слизеня, в Правилах оказания услуг телерадиовещания будут отражены вопросы, связанные с технологией IPTV, причем основная сложность регулирования таких ус луг заложена именно в их конвергентном характере (IP + TV): Это одна из проблем, требующих регулирования. Пока непонятна грань между обеспечением доступа к информации через Интернет (доступ к Интернет сайту) и вещанием через Интернет. Мы понимаем, что это разные режимы предоставления услуг, это разные рыночные модели, однако регулированием это понимание не подтверждено.

Вероятно, резонанс, связанный с Правилами оказания услуг связи по передаче данных, следует признать фальстартом со стороны СМИ. Можно ожидать, что именно проект Правил оказания услуг телерадиовещания вызовет наибольшую волну публичных обсуждений: если другие аналогичные документы, по сути, лишь подтверждают уже сложившуюся де факто практику взаимоотношений на рынке услуг связи, то в области вещания новая практика только начинает о себе заявлять.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!