Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2006
01 марта 2006

ТВ-цифра во множестве ипостасей

Государственная позиция и оппозиция

Задача всероссийской «оцифровки» ТВ пока не обрела четких контуров в виде принятой правительством программы, хотя Концепция внедрения наземного цифрового вещания в РФ, согласно которой все российские телепередатчики и приемники к 2015 г. должны работать только в «цифре», была принята еще в 1998 г. После выхода в свет Распоряжения Правительства РФ от 25.05.2004 № 706-р, закрепляющего приверженность российского ТВ европейской системе цифрового ТВ-стандарта DVB, Мининформсвязи подготовило проект Программы развития в России цифрового телевещания DVB (www.niir.ru), и вот уже полгода этот документ, в котором предлагаются пути перевода аналогового вещания в цифровой формат к 2015 г., проходит тернистые круги согласований.

В оппозиции к Мининформсвязи – ФГУП РТРС, в ведении которого 85% всех телепередатчиков страны. Гендиректор РТРС Г.И. Скляр утверждает, что процесс перевода вещания на «цифру» можно сократить до трех-четырех лет. Модернизация сети РТРС означает замену около 15 тыс. передатчиков и антенно-фидерных устройств, восстановление более 8 тыс. телевизионных башен, обновление всей инженерной инфраструктуры. Как уложиться в три-четыре года? Для этого предприятие намерено получить кредит в объеме около 1,5 млрд евро, который под правительственные гарантии готовы предоставить французские банки на 15 лет. Цифровой штурм РТРС планирует проводить по всем фронтам производства – от спутников (поскольку, по словам Г.И. Скляра, для решения этой задачи скорее подойдут малые специализированные цифровые ТВ-спутники, нежели принадлежащие ГПКС «Экспресс-АМ») и передатчиков до цифровых приставок к телевизорам (более 80 млн.). Огромный российский рынок set-top-box'ов РТРС призывает насытить дешевыми (около 1 тыс. руб.) устройствами, разработанными совместно с корейской фирмой Global Tech. Эти абонентские приставки не обеспечивают интерактивность, но способны доставить «цифру» из эфира даже в черно-белый телевизор. Для массового телезрителя такое решение пока что оптимально. Залогом успеха перевода страны на «цифру», считает заместитель гендиректора ФГУП РТРС В.И. Буняев, должна стать национальная программа производства и распространения таких STB среди населения.

Помимо сроков цифровизации эфира, РТРС расходится с Мининформсвязи, по крайней мере, еще по одной позиции – относительно подходов к внедрению разновидностей цифрового телевещания: наземного DVB-T и DVB-H, спутникового DVB-S, кабельного DVB-C и MMDS. Если для удаленных населенных пунктов государственный регулирующий орган предлагает активно использовать системы спутникового непосредственного ТВ (СНТВ), то государственное унитарное предприятие считает, что акцент должен быть сделан на наземное вещание. При этом РТРС планирует организовать региональные опытные зоны цифрового ТВ для отработки методов перехода на цифровой формат вещания в Самаре, Хабаровске, Ингушетии, ХМАО, в районе Сочи. «Ставить «тарелку» в каждую деревню невыгодно – и мы никогда не подпишем такую программу! На основе опыта работы в регионах мы сформировали собственное видение пути перевода российской телерадиосети на «цифру», – заявляет Г.И. Скляр.

Зам. гендиректора НИИР М.М. Симонов отмечает: «Разработчики «программы DVB» исходили прежде всего из оценки технического состояния сети аналогового ТВ-вещания, наличия дефицита РЧС, а также учитывали опыт европейских стран по организации параллельного(аналогового и цифрового) ТВ-вещания.

Для развития цифрового ТВ-вещания в РФ необходимо обеспечить достижение двух целевых показателей: вопервых, прием цифрового сигнала 99–100% населения страны и, во-вторых, обеспечение 85–90% цифровыми телевизорами или приставками.

Исходя из этого в программе предложен оптимальный вариант перехода на «цифру» (достижимый уже к 2012 г.) с точки зрения 100%-ного охвата населения и устранения диспропорций в количестве ТВ-программ, доступных населению в глубинке и в крупных городах. По техническим и экономическим соображениям предлагается вариант комбинированный, в котором есть место и эфирному, и спутниковому (СНТВ), и кабельному цифровому ТВ. При этом для 35% населения, не охваченного наземным цифровым ТВ-вещанием, используется СНТВ (непосредственный прием и в сочетании с СКПТ и КТВ). На СНТВ возлагаются две задачи: распределение пакета из социально значимых ТВпрограмм сначала первого мультиплекса (4–5 ТВпрограмм, по терминологии Минкультуры), а затем и второго, когда количество ТВ-программ «социального блока» увеличится до десяти, а также предоставление услуг вещания в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах».

Разногласия, похоже, настолько непримиримы, что ожидание программы затягивается из месяца в месяц и вырастает в отдельную проблему. Для преодоления межведомственных барьеров, говорит Г.И. Скляр, «нужен единый орган, облеченный полномочиями. А сейчас этим вопросом занимаются и Мининформсвязи, и Минкультуры, и Администрация Президента РФ…».

Подходы разные – проблемы общие

Однако независимо от подходов есть пул общих проблем, требующих скорейшего разрешения. Одна из ключевых – радиочастотное обеспечение цифрового вещания. Переход от аналогового ТВ-вещания к цифровому связан с введением международного частотного плана RRC-06. В июне 2006 г. будет окончательно утвержден цифровой план стран Европы, в том числе России. В настоящее время в РФ полосы частот, предварительно выделенные для цифрового ТВ, используются системами воздушной радионавигации и другими РЭС, так что планирование цифрового ТВ возможно только в результате конверсии РЧС. Поэтому в 2006 г. необходимо провести организационно технические мероприятия по конверсии РЧС, назначить конкретные сроки высвобождения частотного ресурса. «Это вопрос непреходящий, но острота проблемы для разных технологий вещания имеет разное значение. Например, для СНТВ существует достаточный для развития частотный ресурс (в диапазоне 18/12 ГГц), определенный всемирным планом радиовещательной спутниковой службы (РСС), а у наземного эфирного вещания проблем гораздо больше, поскольку есть очень много служб, имеющих прямое отношение к полосам частот эфирного ТВ. И самый актуальный вопрос – переходный период, потому что внедрение цифрового ТВ без нарушения работы сложившейся аналоговой системы вещания – это отдельная статья, которая требует аккуратного подхода, чтобы, создавая новое, не разрушить старое. Какое то время эти две системы должны жить совместно – соответственно, на какое то время потребуются дополнительные частоты».

Вторая общая проблема – недостаточность правового обеспечения. При переходе от аналогового вещания к цифровому неизбежно меняется система лицензирования и регулирования. Для аналогового ТВ государство проводит конкурсы среди ТВ-компаний на свободную частоту вещания в метровом/дециметровом диапазоне. По их итогам частота вещания и право работать на ней принадлежат уже конкретному вещателю. С переходом на «цифру» в режиме вещания по официально принятому стандарту DVB-T на одной частоте может одновременно передаваться до пяти-шести программ в форме единого мультиплексированного цифрового транспортного потока DVB. В этом случае частота не может принадлежать какой либо конкретной телекомпании. Появляется специализированный оператор связи, который осуществляет мультиплексирование (объединение нескольких цифровых сигналов телепрограмм) в единый цифровой транспортный поток DVB. Его деятельность, по версии РТРС, должна лицензироваться отдельно.

Очевидно, что переход на цифровое телевещание потребует очень большого объема работ и значительных финансовых вложений, и уже сейчас ясно, что без координации со стороны государства осуществить его будет трудно. Есть основания надеяться, что труд разработчиков проекта Программы развития в России цифрового телевещания DVB все же не пропадет: сам документ вряд ли уже будет утвержден в виде правительственного постановления, но его содержание, по словам М.М. Симонова, ляжет в основу ТВ-раздела разрабатываемого ныне проекта ФЦП «Обеспечение доступных современных информационно-коммуникационных услуг для населения и развитие национальной инфраструктуры связи РФ».

Дело делается скорее, чем сказка сказывается

На исходе 2005 г. «российская сказка о DVB-T» обрела конкретные очертания в мордовском проекте – первом в РФ. Созданная здесь сеть связи эфирного вещания покрыла 100% территории республики. Цифровое вещание организовано в 17 районах Мордовии и непосредственно в ее столице Саранске. Проект реализует «ВолгаТелеком».

До этого система распространения ТВ-программ республики обеспечивала прием одной программы 89% населения и двух программ – 68% населения (только в крупных городах можно было принимать пять и более программ по сетям кабельного ТВ). Новая инфраструктура связи позволяет компаниям, имеющим лицензии на вещание, распространять сигналы своих программ на основе аренды существующей инфраструктуры, не тратя дополнительные средства на собственную сеть распространения.

К концу 2006 г. на территории всей республики будет обеспечено цифровое вещание 10 самых популярных телеканалов. За 100 руб. в месяц телезритель, кроме качественного ТВ, получает еще пять радиопрограмм. Население уже приобретает приставки-декодеры стоимостью около 3 тыс. руб. Планируется ввод качественно новых услуг: VoD, доступ в Интернет, телемедицина и др. Предусматривается возможность вещания ТВ-программ через IP-сеть.

А в Сибири IPTV (Internet Protocol Television), эта пока что даже не прописанная в регламентирующих документах технология доставки ТВ-сигнала, заявила о себе уже под занавес 2005 г. (первыми ласточками интернет-телевидения в нашем отечестве были «Стрим-ТВ» и краснодарская ЦНТ в ЮТК). В декабре новосибирский «Новотелеком» в рамках проекта «Электронный город» запустил систему кабельного интернет-телевидения «КИТ Электронного города» в четырех районах города. В 2006 г. будут подключены еще три и число абонентов сети «Электронный город», как ожидается, вырастет до 25% (с 10% в 2005 г.). Пользователи могут смотреть ТВ-программы спутниковых каналов на своих компьютерах, а к середине года компания намерена предложить абонентам STB. Число транслируемых каналов планируется довести до 40.

Примерно в то же время ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) и компания «Спутниковое мультимедийное вещание» начали тестовую трансляцию цифрового ТВ по интернет-протоколу с использованием емкости КА «Экспресс-АМ2» (80° в.д.). IPTV-контент формируется в едином техническом центре, откуда идет передача IPпотока через спутник. Подъем сигнала на спутник осуществлен одной из земных станций Центра космической связи «Дубна». Стандарт MPEG-4 AVC (H.264/Part 10) и способ обработки аудиопотока ААС обеспечивают скорость потока одной ТВ-программы до 1,5 Мбит/с при неизменно высоком качестве изображения, а зона покрытия спутника и высокая мощность транспондера позволяют операторам широкополосных сетей принимать сигнал на антенну диаметром 1,2 м практически на всей территории России. На «НАТЭКСПО-2005», где демонстрировалось решение, с «Экспресс-АМ2» в режиме реального времени был организован прием мультимедийного потока данных (MPEG-4) IPTV с ТВ-каналом «Звезда».

Затраты на цифровизацию ТВ в мире

Россия:
  • 150 млрд руб.; 18 млрд руб. из бюджета будет выделено для приобретения населением цифровых приставок (версия разработчиков «программы DVB»)
  • 1,5 млрд евро (ФГУП РТРС)
США – $1,5 млрд

Япония – 40 трлн иен (около $38 млрд)

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!