Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2006
Павел РЕБРОВ  01 марта 2006

IPTV: Клондайк или деньги на ветер?

Что часто недооценивают операторы? В первую очередь – вопросы качества. Систем контроля IPTV очень мало, и одна из причин этого – поразительно низкий спрос на них. Телекоммуникационные операторы полагают, что, купив все необходимые «ингредиенты» для IPTV и поставив их на сеть, они получат готовую услугу. Это неправильно.

Что часто недооценивают операторы? В первую очередь – вопросы качества. Систем контроля IPTV очень мало, и одна из причин этого – поразительно низкий спрос на них. Телекоммуникационные операторы полагают, что, купив все необходимые «ингредиенты» для IPTV и поставив их на сеть, они получат готовую услугу. Это неправильно. В пакете голос+данные+видео абоненты «покупаются» именно на видео (даже если эта услуга сама по себе не является прибыльной, она придает привлекательность всему пакету). Причем мы привыкли к «телевизионному» качеству (картинка не рассыпается, не пропадает), и, если в телевизоре что-то не работает, нам это кажется странным. Чтобы добиться такого же качества от IP, нужно приложить усилия. Это одна из немногих, но сложных технологических проблем. И все же она решается.

Гораздо хуже с пониманием прагматических сторон бизнеса. Почему платное ТВ непопулярно в России? Ответ простой: у нас хорошее эфирное ТВ, интересные государственные телеканалы – примерно так же в Англии, где население в основном смотрит BBC. Но операторы должны осознать, что IPTV не конкурирует с обычным эфирным ТВ: бессмысленно, наверное, пытаться осчастливить пенсионера услугой VoD. Заметим, что именно видео по запросу выносится на щит IPTV: на него проще всего «спровоцировать» потенциального абонента.

Кому же нужны услуги IPTV – дорогие и сложные? В первую очередь, самому оператору. В конкурентной среде, когда абоненты мигрируют от одного поставщика услуг к другому (в Москве есть дома, в подъездах которых можно увидеть сразу несколько объявлений об услугах домовых сетей), IPTV поможет их удержать. Это дорого – но дешевле, чем терять абонентов.

Затраты на одну линию IPTV-пользователя, по нашим расчетам, составляют $350 при абонентской базе в 5 тыс. клиентов и $200 – при 50 тыс., причем бо’льшая часть стоимости – это цена абонентского устройства. Впрочем, наблюдается устойчивая тенденция снижения цен: год назад затраты на абонентскую линию составляли соответственно $600 и $350. С другой стороны, следует учитывать и операционные расходы, и затраты на контент. На последний фактор оператору следует обратить особое внимание.

Провайдеры интернет-услуг долгое время пребывали в счастливой ситуации, когда собственно контент их не заботил, поскольку они были всего лишь «окном» в мир контента. При переходе на IPTV ситуация меняется кардинально: теперь оператор должен подумать о содержании поставляемых абоненту услуг. Что можно посоветовать? Одна из базовых услуг IPTV, видео по запросу, предполагает наличие на операторской площадке VoD-сервера, хранящего большое количество фильмов. Но это весьма дорогое предприятие (скажем, полгода проката одного голливудского блокбастера стоит около $15 тыс.), окупать его при небольшой абонентской базе тяжело. По нашим расчетам, если оператор сможет получить с абонента $30–35 в месяц, окупаемость проекта составит 1,5–2 года. Как этого добиться?

Можно предложить оператору заняться так называемым локальным контентом (местные телевизионные передачи), вплоть до «самодельного» контента, когда отдельный канал отводится под круглосуточный «сам себе режиссер», куда абоненты присылают свои сюжеты (как показывает практика, скажем, того же «Стрим-ТВ», канал World Made Channel пользуется исключительной популярностью).

Один из методов повышения привлекательности услуги – ее персонализация. Идея персонализации основана на предположении, что каждый человек должен иметь собственный телевизор (как мобильный телефон), «заточенный» под его предпочтения. Скажем, папа-бизнесмен получает котировки акций, мама-домохозяйка – кулинарные рецепты, а дочь-школьница смотрит программы о молодежной музыке…

Как еще повысить привлекательность услуги? Ответ – интерактивный контент. Самое простое его выражение – абонент может управлять телевизионной картинкой (например, следить за футбольным матчем в разных ракурсах). А далее вступает в силу мощное средство удержания клиентов – комьюнити-билдинг, когда абоненты объединяются по интересам. Здесь же – видеоконференции, видеовызов, видеоавтоответчик.

И не следует забывать о рекламных возможностях. IPTV прокладывает дорогу к профи-пользователю, позволяя предлагать рекламу целенаправленно, на основе анализа предпочтений клиента.

Но самое главное для оператора – понять, что IPTV – это не телевидение и не Интернет, а нечто совершенно иное. Если научиться продавать это «нечто иное» по новым законам, есть шанс выиграть на чужой территории – куда и вступают операторы связи.

Статистика IPTV


Рынок услуг IPTV, при всей неоднозначности его оценок, невелик – 5% телезрителей мира (рис. 1). Консалтинговые компании существенно расходятся в своих прогнозах на будущее IPTV (рис. 2). Российские эксперты дают принципиально разные оценки: одни полагают, что к 2010 г. в мире будет 50 млн. абонентов IPTV (в России до миллиона, а в 2005 г. их было, по разным данным, от 10 до 15 тыс.), другие – что интерес к IPTV скоро угаснет, поскольку мы привыкли к качественному бесплатному ТВ.

Так или иначе, но в 2005 г. в России появились первые коммерческие проекты трансляции платного ТВ в IP-сетях (в первую очередь «Стрим-ТВ»). Во многом это объясняется тем, что ими занялись телекоммуникационные компании.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!