Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2006
Наталия КИЙ  01 апреля 2006

Связь и ИТ - 2005

Подотрасли. Небольшое замедление роста показывают и другие суммарные цифры рынка. Например, доходы от услуг связи выросли на 31,4% (710 млрд руб.) против 38% в 2004 г. Фиксированная связь в 2005 г. пополнилась 2,4 млн номеров против 3,6 млн в 2004 г. От мобильной связи удвоения, как в 2004 г., не ждали вследствие насыщения рынка – рост 67%. Мобильная и проводная ипостаси телекоммуникаций все более расходятся по разным полюсам рынка: мобильная плотность в 2,5 раза выше проводной – 84% против 29,5%.

Информационные технологии сохранили темпы 2004 г. – плюс 20% (объем рынка – 308 млрд руб.). Число пользователей Интернета подросло на 4 млн (против 7 млн в 2004 г.) при плотности 15% (без учета двух столиц – лишь 10,7%), а число компьютеров – всего на 2 млн, как и в 2004 г. Объем услуг ИТ за год вырос на 11%, до 79 млрд руб., притом что за 2004 г. почти удвоился. По-видимому, не случилось благоприятного стечения обстоятельств для 30%-ного роста ИТ, на который год назад уповал руководитель Департамента информационного общества Мининформсвязи О.В. Бяхов. Зато объем экспорта ПО увеличился на 30%, до $997 млн.

«Для России стратегически важно быть держателем интеллектуальной собственности», – считает министр Л.Д. Рейман. Задачу догнать и перегнать Индию никто не ставит, а вот получить достойный кусок мирового пирога от $140 млрд рынка ПО к 2010 г. Россия рассчитывает. «Точками роста» уже второй год считают технопарки в сфере высоких технологий, программа создания которых была недавно одобрена правительством. Она обозначила 6 точек роста в европейской и азиатской частях страны, финансирование которых будет идти из федерального и местных бюджетов, из частных источников, а стоимость совокупного объема продукции и услуг технопарков оценивается в 100 млрд руб. В Мининформсвязи уповают и на решение президента о создании Российского инвестиционного фонда информационных и коммуникационных технологий, где госучастие может выразиться в сумме 2166 млрд руб. С момента, когда президент с экранов телевизоров на всю страну провозгласил идею технопарков, до того много месяцев обсуждавшуюся в отрасли, прошло уже больше года. Программа технопарков принята лишь 10 марта 2006 г., венчурный фонд еще не создан, темпы роста ИТ невелики. Думается, еще очень нескоро рынок ИКТ в экономической реальности начнет перераспределяться от телекоммуникаций, составляющих сегодня больше двух третей рынка и давно развивающихся без помощи государства, в сторону ИТ, как рассчитывает руководство отрасли.

А вот почта увеличила темпы роста с 20 до 22,4% и занимает 40-е место в рейтинге крупных отечественных субъектов экономической деятельности. Правда, и инвестировано в ее развитие в 2005 г. 4,5 млрд руб. – в 7,5 раз больше, чем в 2004 г. А претензий к ней с разных сторон множество. От Совета Федерации – к тому, что почта ищет новые услуги, а об основной деятельности забывает: альтернативные компании захватили 60% рынка доставки в Москве, могут пойти и в регионы. От Госдумы – что письма между зданиями законодательного и исполнительного органов в самом центре Москвы, которые разделяют 500 м, идут 5–6 дней. От Россвязи – что далеко не везде почта побеждает в конкурсах на универсальную услугу, несмотря на активное участие и 10 тыс. пунктов коллективного доступа, число которых в этом году должно удвоиться.

«Да, мы не везде выигрываем, но не везде оправданно. Может быть, спустя время Россвязи придется пересмотреть свои решения по конкурсам», – парировал гендиректор ФГУП «Почта России» И.А. Сырцов. Он подчеркнул, что 28%ное повышение доходов от оказания почтовых услуг не подтверждает пессимистичных прогнозов по поводу будущего почты и достигнуто отнюдь не за счет роста тарифов, поскольку регулируемые услуги остаются убыточными (универсальные услуги почтовой связи по пересылке писем и бандеролей подорожали за год на 10%).

Застыли на уровне 2004 г. и отечественные инвестиции в основной капитал (из 120 млрд руб. около трети приходится на предприятия «Связьинвеста»), иностранные сохранили скорость роста – почти двукратное увеличение за год.

Тарифы. Разумеется, общее замедление роста отрасли на 2,2% по сравнению с 2004 г. незначительно и почти условно: «вес» процента год от года больше. Тем более что в Западной Европе ежегодная динамика аналогичного показателя рынка – 3–4%. Даже по природе своей оппозиционный к ведомствам Союз потребителей РФ признает, что высокие показатели достигаются не за счет роста цен, как в других отраслях, а благодаря расширению ассортимента услуг.

Как сообщил зам. руководителя Федеральной службы по тарифам В.М. Евдокименко, рост тарифов в среднем по России в 2005 г. составил 8,7%, платежи населения увеличились на 11,8% (самая дорогая местная связь – на Дальнем Востоке), организаций – на 2,7%. Цифры Мининформсвязи выше: плюс 19,1% для населения, плюс 13,89% для организаций (местная связь). Тарифы на доступ к телефонной сети, являясь предельными, операторами не снижались, они не изменятся в сторону повышения и в 2006 г. По данным ФСТ, абонентская плата за домашний телефон в среднем по России – 192,3 руб. и равна себестоимости услуги местной связи, тарифы для организаций превышают себестоимость услуги на 40%. Планы ФСТ по тарифам на 2006 г. достаточно амбициозны: рост до 20,5%, в 2007 г. – до 15%. А вот дальнюю связь, где насчитывается 20 новых лицензиатов-конкурентов, ожидает продолжение снижения искусственно завышенных тарифов, в 2005 г., по информации «Связьинвеста», выразившееся в 5–7%.

SOS с полей дальней связи – так вполне можно охарактеризовать сигнал, который стремится донести до регулятора ОАО «Ростелеком». С 1 января 2006 г. национальный оператор начал расплачиваться за либерализацию рынка: к затратным статьям добавились плата за инициированные телефонные соединения,компенсационные надбавки существенным операторам, оплата агентского вознаграждения. Затраты на биллинг и на обслуживание абонентов теперь придется нести не только «Ростелекому», но и конкурирующим поставщикам услуг междугородной и международной связи. «Либерализация рынка дальней связи привела к снижению рентабельности услуг: она стремится к нулю, если не к отрицательному значению. Отток средств наблюдается у всех игроков», – считает зам. гендиректора «Ростелекома» С.П. Синадская. В структуре себестоимости «Ростелекома» 13% приходится на собственные затраты и 87% – на выплаты операторам. Возможностей для снижения клиентских тарифов практически нет: по словам Синадской, при сокращении затрат оператора на 20% клиентские цены снизятся всего на 2–3%, что не представляется эффективным.

«Наши конкуренты имеют возможность снижать тарифы на 30–70%. Играя по правилам, этого сделать невозможно. Следовательно, другие игроки играют не по правилам. Мы же хотим работать в равных условиях», – делает вывод Синадская. Кроме того, по ее словам, «за счет традиционных услуг «Ростелеком» долго не продержится, если все останется как есть». Что делать? Думать об оптимизации агентских услуг, искать альтернативные агентские схемы, диверсифицировать продуктовую линейку за счет доступа в Интернет и других услуг, наконец, исключить «Ростелеком» из реестра естественных монополий, о чем уже подано прошение в ФСТ.

***


В планах ведомства на 2006 г. тенденция замедления темпов роста также прослеживается: рост доходов от основной деятельности отрасли на 20% (840 млрд руб.), рост рынка ИТ на 15% (до 350 млрд руб.), 2 млн проводных номеров и 25 млн мобильных.

Более амбициозным выглядит план на пятилетку. Задача – сравняться с нефтедобывающей отраслью: вклад ИКТ в удвоение ВВП составит 0,25%, а после 2010 г. – 0,5%, что сопоставимо с нефтяным конкурентом – соответственно 0,3% и 0,6%. Для достижения этих целей доля ИКТ в ВВП к концу десятилетия должна удвоиться, а доля в структуре экспорта России – учетвериться (4%).

Лидеры по плотности фиксированной связи

Москва – 60%

Санкт-Петербург – 50%

Свердловская обл. – 35%

Новосибирская обл. – 34%

В среднем по России – 29,5%

В 2008 г., по планам Мининформсвязи, посредством механизма универсального обслуживания будут телефонизированы все не имеющие связи населенные пункты. Для этого потребуется 91 тыс. 217 таксофонов и более 15 тыс. ПКД для доступа в Интернет.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!