Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2006
Александра КРЫЛОВА  01 апреля 2006

Дождутся ли VAS любители звездного неба?

Основная тематика конференции была пунктирно обозначена открывавшим ее А. Скородумовым, исполнительным директором Ассоциации 3G. К перспективным с точки зрения доходности сервисам он отнес мобильное ТВ и мобильную коммерцию, а в качестве бизнес-модели, многообещающей для расширения спектра дополнительных услуг, назвал оператора виртуальных сетей подвижной связи (ВСПС, или MVNO).

Основная тематика конференции была пунктирно обозначена открывавшим ее А. Скородумовым, исполнительным директором Ассоциации 3G. К перспективным с точки зрения доходности сервисам он отнес мобильное ТВ и мобильную коммерцию, а в качестве бизнес-модели, многообещающей для расширения спектра дополнительных услуг, назвал оператора виртуальных сетей подвижной связи (ВСПС, или MVNO).

По согласованию с Мининформсвязи РФ Ассоциация 3G координировала научно-исследовательские работы по внедрению в стране ВСПС. В создании опытной зоны участвовали «Народный Мобильный Телефон», «Московская Сотовая Связь», «Tele2 Россия» и «СМАРТС», а также ЦНИИС и НИИР, «Гипросвязь» и «НИИР – Платежные Системы». Первый этап завершился определением условий внедрения ВСПС в России и разработкой предложений по госрегулированию их деятельности.

А. Скородумов отметил, что виртуальные операторы, рассчитывающие достичь успеха только за счет ценовой конкуренции на массовом рынке, не имеют перспектив. Для ВСПС наиболее вероятная возможность завоевать «место под солнцем» – предоставлять новые, уникальные, персонализированные услуги.

Актуальность вопроса о повышении доходности VAS в мобильных сетях имеет под собой прочные основания. Подводя итоги минувшего года, О. Панкратова (аналитик «iKS-Консалтинг») отметила понижение темпов роста рынка VAS. По сравнению с прошлыми годами объем дополнительных услуг в РФ вырос лишь на 46% (против среднего роста в предыдущие годы 176%), не дотянув до $1,5 млрд, а ARPU от VAS снизился c $1,5 до $1,2. При этом на долю контент-услуг приходится лишь 22% этого рынка, или $315 млн.

Минувший год впервые за несколько лет был отмечен и замедлением роста доходов сотовых операторов от традиционных голосовых услуг (со среднегодовых 46% в 2002–2004 гг. до 31%). Показатель ARPU от голосовых услуг в 2005 г. снизился на 27%. Аналитик считает, что повысить уровень этого показателя операторы смогут, только развивая дополнительные услуги.

Другой взгляд на перспективы рынка VAS высказал Н. Ситников (JASMiND). По его мнению, в недалеком будущем дополнительные услуги будут незначительно влиять на повышение доходов операторов, поскольку активно потребляющие VAS абоненты быстро начнут воспринимать их как базовые сервисы. Предвидя такой исход, операторы в Европе и в США уже сегодня активно экспериментируют с моделью получения дохода от рекламы. Предоставление услуги пользователю в этом случае происходит за счет рекламодателей. В роли локомотива выступает известный бренд рекламодателя. Оператору предстоит решить только две проблемы – добиться толерантности потребителей и выбрать формат рекламного контента.

Опыт применения такой модели есть и в России. На конференции мы познакомились с директором по развитию «ГДМ Групп» А. Чумаченко. Эта компания с конца прошлого года предлагает абонентам сети «Билайн» услугу GIGAFONE. Суть ее в том, что пользователь смартфона может во время входящего звонка получать на терминал рекламное объявление по выбранной им тематике, за что на его счет у сотового оператора начисляются деньги. Эти средства, а также затраты на оплату GPRS-трафика полностью покрываются из кармана рекламодателя. По словам А. Чумаченко, за месяц предоставления услуги ею воспользовались около 3 тыс. абонентов оператора.


<Однако пока такая модель не получила широкого распространения, участники конференции не могли не затронуть тему распределения доходов от VAS. Докладчики из числа аналитиков, контент- и сервис-провайдеров называли несправедливым порядок, при котором оператор сотовой связи оставляет себе 35–40% дохода. Однако, по словам аналитика IDC Н. Коротковой, условия работы контент- и сервис-провайдеров, принятые на западно-европейском рынке, не намного лучше: 50% доходов от информационно-развлекательных услуг получают правообладатели.

Большинство сошлось во мнении, что уже в ближайшем будущем основным источником дохода мобильных операторов от VAS станет трафик. Средства же, поступающие от абонентов за пользование услугой, будут доставаться другим участникам рынка.

Представители «МегаФон-Москва», «Билайн», «СМАРТС» и «Скай Линк» напрямую своего отношения к такой постановке вопроса не высказали. Впрочем, о нем было нетрудно догадаться по косвенным признакам. Так, директор по развитию бизнеса «Соник Дуо» В. Кузичев назвал основными тенденциями 2006 г. взаимодействия участников рынка контент-услуг ужесточение требований оператора к их качеству и своевременному оформлению бухгалтерской отчетности, определение для контентпровайдеров «планки» минимального ежемесячного счета в $1 тыс., а также развитие института контент-агрегаторов. Руководитель службы новых технологий ПД и мультимедиа «ВымпелКома» В. Бируллин заявил об ожидающемся в первой половине этого года запуске на сети «Билайн» первого сервиса на платформе IMS – Push-to-Talk over Cellular (PoC).

О внедрении платформы BREW, практически полностью автоматизирующей взаимоотношения между разработчиками, оператором и абонентом и обеспечивающей гибкую тарификацию услуг и контроль их качества, рассказал директор департамента перспективных проектов «Скай Линк» В. Козлов.

Все это свидетельствует о том, что, несмотря на вполне осознанную сотовыми операторами потребность в расширении спектра дополнительных услуг за счет сервисов для разных групп абонентов (и следовательно, их заинтересованность в сотрудничестве с поставщиками и разработчиками VAS), они пока не собираются сокращать свою долю в схеме распределения дохода и уж тем более довольствоваться платой за трафик. Такая позиция во многом объясняет их прохладное отношение к идее выхода на рынок новых игроков – ВСПС.

Между тем, по словам гендиректора компании «Народный Мобильный Телефон» В. Шульги, для российского мобильного рынка, на 95% поделенного между тремя крупнейшими операторами, MVNO – «горсть блох, необходимая здоровой собаке». Именно включение виртуальных операторов в процесс предоставления дополнительных услуг позволит существенно расширить круг контент- и сервис-провайдеров, которые, используя стандартный Parlay-интерфейс, смогут реализовать «клубный вариант» доступа к уникальным сервисам. Например, предложить интересные услуги для любителей звездного неба.

Однако, несмотря на то, что результаты исследований в опытной зоне доказали возможность применения действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность операторов сетей подвижной радиотелефонной связи, без каких-либо изменений и дополнений к деятельности ВСПС, регулирующий орган пока не торопится принимать решение. Оптимистичный сценарий предполагает, что разрешения на деятельность MVNO могут быть получены уже в первой половине 2006 г. Пессимистичный позволяет надеяться на их выдачу до конца года.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!