Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 5 2006
Александра КРЫЛОВА  01 мая 2006

Еще раз про VAS, или Оператор уходит на задний план

VAS с технологической стороны По словам открывшего конференцию зам. гендиректора CompTek А. Вомпе, замедление темпов роста рынка дополнительных услуг

VAS с технологической стороны

По словам открывшего конференцию зам. гендиректора CompTek А. Вомпе, замедление темпов роста рынка дополнительных услуг в середине 2005 г. не затронуло сегмент аппаратно-программных решений, служащих основой для их предоставления: «Мы знаем, как часто технологии совершенно неожиданно переворачивают рынок и открывают новые горизонты».

Несколько выступлений было посвящено базовой для сетей нового поколения концепции IMS (IP Multimedia Subsystem), предусматривающей предоставление операторами множества мультимедийных услуг на единой платформе с использованием для их доставки любого «транспорта» – GPRS, ADSL, Wi-Fi и др. – плюс их роуминг.

Представитель Siemens Н. Андреев познакомил участников с архитектурой IMS-платформы этого вендора (на поставку которой уже имеется 6 коммерческих контрактов), а также со спектром имеющихся приложений. В их числе – всем известный сервис Push-to-Talk, реализация которого позволяет абонентам обмениваться во время сеанса фотографиями. Уже в течение года Siemens в рамках IMS Development Program осуществляет поддержку разработчиков приложений, к 2007 г. ожидает внедрение операторами услуг IMS, а еще через год – полный и окончательный их переход на эту платформу.

Видение стратегии такого перехода, выработанное компанией «Открытые Технологии», представил А. Марьин. Для придания плавности процессу миграции его предлагается осуществлять в три этапа. Первый предполагает унификацию и оптимизацию бизнес-процессов оператора. Второй – формирование границ между TDM- и IP-cетями, внедрение базовых элементов IMS, конвергентных услуг и новых услуг на базе IMS. На заключительном этапе комплексное внедрение платформы IMS осуществляется одновременно с реконструкцией сетей доступа. В настоящее время «Открытые Технологии» по заказу одного из операторов реализуют мероприятия первого этапа.

С концепцией IMS тесно связана и технология Parlay, предназначенная для разработки услуг и технического взаимодействия операторов с поставщиками услуг. Набор открытых стандартных интерфейсов Parlay позволяет работать с сетевым ресурсом фиксированных, мобильных и IP-сетей.

Технологию SIGTRAN, предоставляющую возможность миграции дополнительных услуг в сети нового поколения и воплощенную в новом продукте CBOSSistp, продемонстрировал Д. Мезенцев (Ассоциация CBOSS). Устройство осуществляет интеллектуальную маршрутизацию трафика, резервирование, контроль и управление перегрузками, управление и сбор статистики. Используя предусмотренную технологией передачу сигнализации SS7 по протоколу IP, операторы сокращают свои расходы при подключении регионов к центральной системе предоплаченных услуг.

Не обошлось и без компьютерной телефонии – направления, которое CompTek развивает давно и по которому имеет целый ряд партнеров. Одного из них, компанию Forte-IT, представлял Д. Хижинский, рассказавший о возможностях технологий распознавания и синтеза речи при реализации голосовых услуг в сетях операторов. Он предложил использовать системы распознавания и синтеза речи, например, для услуг класса LBS или Yellow Pages. В отличие от классических IVR-услуг меню таких голосовых сервисов будет коротким и удобным для пользователя.

Самый ценный товар

Практически каждый из более чем двух десятков выступавших на конференции в ходе круглого стола и на итоговой пресс-конференции вносил свои предложения по изменению схем ведения бизнеса операторов, контент- и сервис-провайдеров.

Первым в этом ряду был доклад И. Чижа (CompTek), направленность которого он обозначил как попытку окинуть рынок дополнительных услуг свежим взглядом с новой стороны. Рассмотрев пример компании Skype, проданной осенью прошлого года за $2,6 млрд крупнейшему в мире интернетаукциону e-Bay, он отметил, что в данном случае основным активом для покупателя явилось не столько технологическое решение, сколько 80-миллионная абонентская база оператора, которая, даже по самым пессимистичным оценкам, удвоится в течение ближайших трех лет. Эта ситуация призвана показать, какую ценность для российских операторов связи представляет их массовая абонентская база. Если согласиться с тем, что реальный уровень проникновения сотовой связи в РФ – немногим более 80%, то можно заметить, что по масштабу аудитория клиентов мобильных операторов сопоставима с аудиторией ТВ и РВ.

Для успешной работы со столь серьезной абонентской базой, по словам И. Чижа, необходимо осуществлять ее сегментацию, в каждом выделенном сегменте придумывать востребованные клиентами услуги, позиционировать их, обеспечивать содержательным наполнением и продвигать. Решить эту цепочку задач оператор сможет только в тесном сотрудничестве с другими участниками рынка.

Таким образом, вместо традиционной бизнес-модели электросвязи, согласно которой основным товаром для оператора является трафик, возникает новая – аналогичная бизнес-моделям рынка СМИ: в роли основного товара выступает абонент, контролируемый оператором через сигнализацию и биллинг, в роли покупателя – контент-провайдер, а трафик превращается из товара в средство доставки услуги.

Таким образом, внимание пользователя сотовой связи может продаваться не менее успешно, чем внимание телезрителя или радиослушателя. «Дополнительные услуги связи становятся самодостаточным, самостоятельным бизнесом, – отметил И. Чиж, – и гораздо более значимым для оператора, чем они на данный момент являются, тем более важным, чем больше дешевеет трафик».

Для решения своей основной задачи – удовлетворять запросы покупателя – оператору необходимо иметь построенную на принципах открытости и стандартов сеть, готовую к реализации новых услуг – VAS Enable Network (VEN). И здесь оператор столкнется с необходимостью организовать эффективное взаимодействие с поставщиками услуг и сервисов. Для его технической реализации А. Петренко (CompTek) предложил рассматривать технологию OSA/Parlay, позволяющую операторам привлечь на свою сторону контент-провайдеров и грамотно построить работу с ними.

От трубы – к бутылочному горлу?

Взгляд оператора на взаимодействие участников рынка выразил М. Александров («Скай Линк»): «Меня как оператора совершенно не устраивает точка зрения, согласно которой оператор должен быть «трубой», предоставляя доступ к своей абонентской базе разным участникам рынка, поскольку тогда я рискую рано или поздно превратиться в «бутылочное горлышко». Через меня будут пытаться продавать больше, чем я смогу предоставить емкости, а ее расширение потребует серьезных инвестиций. Пугает и то, что при такой постановке вопроса умаляется роль оператора в предоставлении услуг, размывается его позиционирование на рынке».

Между тем и организаторы, и многие участники конференции настаивали на том, что старые бизнес-модели предоставления дополнительных услуг, где существенную роль играли именно операторы, выработали свой ресурс.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!