Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2009
Галина БОЛЬШОВА  16 июня 2009

Широкополосье на шестой части суши

В мире широкополосный бум. Аналитики констатируют рост трафика передачи данных, сравнимый с недавним ростом SMS, и вместе с вендорами активно побуждают сотовых операторов (даже тех, кто не смог построить 3G-сети) к повышению пропускной способности их каналов: не поспеете за спросом – будет поздно «пить боржоми».

Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само, и достаточно скоро.

Альберт Эйнштейн

Как выйти на новые рынки и извлечь выгоды от беспроводных технологий, выясняли участники 5-й международной конференции по широкополосным беспроводным технологиям в России и СНГ – Wireless Broadband 2009. Актуальность таких технологий для страны, где более 70% населения не имеют широкополосного доступа (данные МЭР РФ), трудно переоценить; именно в них кроется огромный потенциал для реализации проектов широкополосных сетей как грандами, так и новичками рынка.

Каковы сегодня реалии широкой полосы в нашей стране? Прежде всего это сети 3G, которые разворачивает «большая тройка» и развивает «Скай Линк», далее – сонм операторов BWA, чьи сети доступа используют разные стандарты (от 802.11а/b/g, 802.16d до фирменных), а также появившиеся недавно сети мобильного WiMAX (802.16е).

Сети 3G в Москве будут

– так начал свое выступление  В. Володин вице-президент Национальной радиоассоциации, подтвердив, что в 2009 г., после ввода в действие распределенной автоматической системы радиоконтроля и мониторинга параметров сети IMT-2000/UMTS, каждый из операторов «большой тройки» сможет разместить в Москве и ближнем Подмосковье не меньше 1500 базовых станций (БС) 3-го поколения. Сегодня, после завершения испытаний в опытных зонах, 80 установленных там БС получили разрешение Минобороны на работу.

К сожалению, никто из «большой тройки» не пожелал рассказать о продвижении 3G в России. Один «Скай Линк» не стал скрывать своих достижений: по словам коммерческого директора компании А. Цыбакова 82% всех российских 3G-абонентов сегодня работают на «Скай Линке» (средний показатель ARPU – 1000 руб.), а рост подключений держится на уровне 10% в год. Свое дальнейшее развитие компания видит в сотрудничестве с фиксированными операторами и в региональной экспансии.

Российские операторы не разделяют в абонентской базе пользователей 2/2,5G- и 3G-сетей, но цифры мирового масштаба известны: по данным J'son & Partners, в мире продано около 8 млн мобильных устройств нового поколения. На рынке 3G работают более 200 вендоров разного калибра и специализации, включая всех грандов телекома. Поэтому неудивительно, что производители оборудования не остались в стороне от обсуждения бизнес-моделей для 3G-сетей. Наряду с техническими решениями они предложили свои формулы успеха.

Так, Ericsson считает, что сохранить нынешний мировой ARPU на отметке $170–200 не удастся, но для его поддержания на приемлемом уровне (около $80) надо развивать предоставление 3G-сервисов для владельцев ноутбуков и нетбуков, ARPU которых существенно выше, чем у владельцев телефонов. Тарифы же на передачу данных нужно сделать безлимитными при трафике не более 5 Гбайт/мес. и ввести сегментацию по скорости (что сегодня почти не используется операторами). И, безусловно, следует задуматься о стоимости абонентского комплекта: она должна быть не выше 20–25 евро. Примерно так ведет себя украинская «дочка» МТС – «МТС Коннект 3G», оператор сети CDMA 2000 1X EVDO, дотируя пакеты для абонента для наращивания абонентской базы и предлагая «безлимитку».

Решение фемто-WCDMA, или установку БС WCDMA через кабельную разводку в зданиях, рекомендовала NSN, справедливо добавив, что хот-споты Wi-Fi все равно вынудят 3G-операторов снижать цены, а такое решение существенно экономит затраты. Но ряд мобильных операторов, в том числе американские Clearwire и AT&T (первый, кстати, задействует и Wi-Fi, и WiMAX) и российский «ВымпелКом» уже активно используют именно Wi-Fi как продолжение своей сети.

Некоторые предпочитают Wi-Fi,

не задумываясь о хэндовере, поскольку пользователям, работающим с данными, важнее иметь доступ в Интернет, чем гладкий хэндовер (проблема которого для Wi-Fi еще не решена).

В области строительства Wi-Fi-зон пальма первенства у двух игроков отечественного рынка – «ВымпелКома» и «Комстар-ОТС». Первый после слияния с «Голден Телекомом» развернул региональную экспансию, второй – сосредоточил свои усилия в Москве и окрестностях.

У «ВымпелКома», по данным руководителя службы маркетинга компании Ф. Ледбеттера, свыше 100 тыс. пользователей Wi-Fi в 55 городах РФ, 90% из них используют эту связь дома, а 10% – вне дома. Сегодняшние задачи – расширение наружной сети Wi-Fi (outdoor) в Москве и улучшение качества покрытия. Стратегия оператора – использование проводной сети «Голден Телекома» как базовой и Wi-Fi-доступа как последней мили, включая хотспоты (коих у оператора по России уже более 250) в общественных местах. В русле этой стратегии и тарифы – без ограничения трафика, по необходимому периоду подключения («всегда», «иногда», «сутки»), а роуминг по «зоне хотспотов» в 28 странах мира поддерживается соглашением с компанией WERoam.

Оптимальную модель развития своей сети, использующую DSL, Wi-Fi и WiMAX, реализовал в Москве «Комстар-ОТС» (см. «ИКС» №11'2008, с. 22), вовремя уловив тренд рынка на рост мобильного доступа в Интернет. Сделав ставку на две беспроводные технологии, компания верно оценила их комплементарность и возможности взаимодополнения, ориентировав эти услуги на пользователей нетбуков и ноутбуков. Интегрирование этих технологий обеспечивает интерфейс Connection Manager, устанавливаемый на нетбуке, а роуминг по миру – сотрудничество с оператором FON. Сегодня в сети «Комстар-ОТС» уже действует и сеть WiMAX, о коммерческом запуске которой было объявлено на выставке «Связь-Экспокомм-2009».  И хотя, по мнению А. Горбунова («Комстар-ОТС»), в крупных городах с высокой плотностью застройки и развитой инфраструктурой WiMAX будет существовать лишь в варианте nomadic (ограниченная подвижность), именно эту технологию он считает драйвером широкополосного доступа, благодаря высокой доступности сети и хорошим скоростям.

WiMAX – агрегатор сервисов для малых городов

и инструмент для захвата рынка там, где нет хорошей проводной инфраструктуры, считает П. Назаров (N.R. Growth). Финансируемая N.R. Growth сеть WiMAX «МетроМАКС» (Поволжье), по его словам, сегодня может быть продана, поскольку выполнила свою функцию – насытила рынок широкополосным фиксированным доступом. Вместе с тем в регионах для доступа в Интернет более востребован фиксированный доступ, а мобильная связь используется традиционно для телефонии.

В. Тихвинский («Престиж Групп»): «Решения регулятора по мобильному WiMAX сегодня нет»B. Фоноу (Virgin Сonnect Russia): «Наша стратегия – регионы»Оператор Virgin Сonnect Russia, хотя и строит свою BWA-сеть в диапазоне 5 ГГц, уверен, что WiMAX принадлежит будущее, и это будущее – в российских регионах, в городах с населением 2–4 тыс. жителей. Такого  же мнения придерживается и компания «Престиж Групп», развернувшая WiMAX в диапазоне 3,5 ГГц в 33 городах РФ. Сегодня этот оператор ввел в коммерческую эксплуатацию сети мобильного WiMAX в Москве, Липецке, Туле, Пензе и Екатеринбурге, в остальных пока установлено по одной-две БС.

Что же касается инвестиций в проекты сетей широкополосной беспроводной связи и конкретно в WiMAX-сети, то, по мнению представителей таких инвестиционных компаний, как Allianz Rosno Asset Management, Quadriga Capital, N.R. Growth, Norum Privite, Equity Advisors, время венчурных инвестиций прошло. А время строительства крупных проектов, судя по состоянию рынка, пока откладывается… Вместе с тем они не сомневаются в продолжении инвестиций в уже стартовавшие крупные проекты, причем предпочтения будут отданы работающему бизнесу.

Однако для мобильного WiMAX в Таблице распределения полос частот места пока не предусмотрено. Все назначения касаются лишь фиксированного WiMAX. Можно только позавидовать соседям на Укра-ине, которые имеют возможность использовать полосу в 200 МГц для развертывания своей сети мобильного WiMAX.

И хотя сегодня мобильный WiMAX обладает полной экосистемой, обеспечивает неплохой выбор сертифицированного (а значит, совместимого) оборудования по вполне приемлемым ценам (стоимость WiMAX-модема в Европе не выше  $70), технология продолжает бороться за место под солнцем. Теперь ее конкурент не HSPA+, а LTE, притом, что по техническим характеристикам WiMAX Rel. 1.5, оборудование  которого будет доступно в конце 2009 г., соответствует спецификациям 3GPP LTE, а разрабатываемый WiMAX Rel. 2.0 превосходит LTE. Ирония судьбы, но сотовые операторы предпочитают LTE – к LTE их подталкивают и основные производители оборудования сотовой связи, которые пока не имеют (в отличие  от WiMAX) ни одного реально работающего и сертифицированного устройства (чипсеты LTE Qualcomm обещает лишь к концу 2009 г.). Похоже, вендоры инициировали новый технологический бум – LTE.

Об этой технологии задумались и у нас. Минкомсвязи объявило, что Инфокоммуникационный союз возглавит работу в области развертывания сетей связи LTE/SAE в РФ, в перечень работ включены развертывание опытной зоны, исследования по обеспечению сетей LTE/SAE радиочастотным ресурсом и межсетевого взаимодействия с другими сетями и РЭС, а также разработка правил применения оборудования LTE/SAE в сетях 3G.

WiMAX же, хотя и небыстро, но распространяется по миру, сегодня на этой технологии работает 305 сетей в 118 странах, из них не меньше шести – в России.

  


В заключение цитата с конференции: «Хорошо бы российскому регулятору отказаться от привязки технологий к радиочастотному спектру. Тогда бы технологии развивались просто согласно спросу и бизнесу».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!