Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2009
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  16 июня 2009

За работу, ГЛОНАСС!

Глобальная навигационная спутниковая система из выставочного экземпляра, дорогой игрушки, нагрузки к специзделиям понемногу превращается в рабочую лошадку.

Международный конгрессно-выставочный проект «Навигационные системы, технологии и услуги» объединил два мероприятия – III Международный форум по спутниковой навигации и международную выставку «Навитех-Экспо-2009». Под «зонтиком» «Связь-Экспокомма» они оказались не случайно: два года назад выставка стала стартовой площадкой для первой в России масштабной экспозиции, посвященной ГЛОНАСС.

Сокращения инвестиций не будет

– заявил, открывая пленарное заседание форума, зам. председателя правительства РФ Сергей Иванов. Даже в условиях кризиса государство финансирует программу в полном объеме и готово поддерживать производителей навигационной аппаратуры потребителей (НАП). На 2009–2011 гг. из федерального бюджета на развитие ГЛОНАСС выделено 63 млрд руб.

Точной информацией о состоянии ГЛОНАСС мы обязаны ЦНИИмаш (ИАЦ КВНО)Еще одна новость из недр правительства, встреченная, правда, без бурных аплодисментов: в апреле на заседании Межведомственной рабочей группы по форсированному развертыванию ГЛОНАСС было принято решение о создании федерального сетевого оператора по предоставлению услуг спутниковой навигации. Цель – благая: гарантировать качественные услуги в сфере навигации органам власти и всем гражданам, единое управление навигационными технологи-ями на федеральном и региональном уровнях, формирование условий для цивилизованного рынка.

Но бизнес не разделяет оптимизма людей государевых, считая, что развитию конкуренции новообразованная структура способствовать не будет. Консолидированное мнение бизнес-сообщества: «Мы разрабатываем модули, внедряем оборудование, создаем региональные сети. И мы не понимаем, чем этот единый федеральный оператор будет заниматься. Аналогия с сотовыми операторами, которую любят проводить чиновники, в данном случае не корректна, потому что рынок сотовой связи развивался гармонично: создавали его региональные операторы, которые потом интегрировались в федеральных. В области навигации ситуация другая».

Сегодня в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС 20 спутников, которые обеспечивают 100%-ное навигационное обслуживание территории России и 98%-ное – глобально. До конца 2009 г. будет запущено еще по три «Глонасс-М» в сентябре и декабре, что позволит охватить сигналами российской навигационной системы весь земной шар.

В конце 2010 г., по словам Николая Тестоедова, генконструктора и гендиректора ОАО «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнева», будет запущен первый «Глонасс-К» – многофункциональный, с 10-, а не с 7-летним сроком активного существования. Так что с космической составляющей ГЛОНАСС, можно считать, все идет по графику.

Государственная политика

в области навигационных услуг предполагает, что, когда  в 2010 г. закончится формирование созвездия ГЛОНАСС (до 24 КА), навигационная система будет полностью включена в экономику. Сегодня устройствами ГЛОНАСС оснащено 17% воздушного транспорта, 23% морского и речного, 27% автомобильного и 35%  железнодорожного. К 2011 г. ГЛОНАСС-устройствами должны быть оснащены все 100% транспортных средств госсектора.

Если наложить эту сверхзадачу на текущую ситуацию в одном из сегментов рынка, то, может, и есть основания для оптимизма?.. По словам Владимира Максименко («Современные Телекоммуникации»), системы мониторинга и диспетчеризации автотранспорта (СМиДА) компаний «М2М Телематика», СТМ, «Навигатор» работают более чем в половине регионов РФ. В 2007–2008 гг. среднегодовой прирост рынка СМиДА составил ~40% (в инсталлированных системах и бортовых терминалах). Такой темп прироста, несмотря на кризис, сохранится и в 2009 г.

«Навитех-Экспо»: кто на новенького?

Все так же вальяжно расположилась в 8-м павильоне Экспоцентра «М2М телематика» – красное авто, блондинка а-ля Мэрилин, гламурный далматинец… А где же устройство, которое когда-то, как яйца Фаберже, хранилось под стеклянным колпаком? Какова судьба того выставочного экземпляра?

– Сегодня это серийный продукт, – рассказывает гендиректор «М2М телематика» Александр Гурко. – В прошлом году мы произвели и поставили 10 тыс. таких терминалов. Для корпоративного рынка серия в 10 тыс. – это много.

Скромненько для головного предприятия по ГЛОНАСС выглядел РНИИ КП, от которого на другую линию (чтобы не путали?) перешел НИИ КП со своим Glospace. Здесь же МКБ «Компас», Ижевский радиозавод, «Гейзер»…

Классически строгий стенд концерна ПВО «Алмаз-Антей»: «ВНИИРА-Навигатор», «Транзас», НИЭМИ, НПФ «Традиция». Заглавную партию в этой объединенной экспозиции играет Российский институт радионавигации и времени (РИРВ). Кооперация, о необходимости которой говорят уже три года, нашла реальное воплощение в присутствии на коллективном стенде КБ «Навис», у которого заключен договор о сотрудничестве с предприятиями концерна.

В настоящее время более половины российских производителей предлагают двухсистемные навигационные устройства: ГЛОНАСС + GPS. Их преимущества общеизвестны: устойчивая работа при наличии помех в диапазоне одной из систем, улучшенные показатели точности определения местоположения, скорости и времени. И появление на выставке зарубежных брендов – канадской Novatel, корейской Mio Technology, демонстрирующих совмещенные приемники, – вполне естественно.

Выпуск первого коммерческого двухсистемного автонавигатора Mio C725 стал знаковым событием постольку, поскольку это первый зарубежный бренд пользовательской НАП, поддерживающей ГЛОНАСС. В решении используется 24-канальный двухсистемный ГЛОНАСС/GPS-приемник DuoStar-2000 разработки российской компании Spirit.

В целом на фронте навигационной аппаратуры для гражданского использования практически без перемен: волна потребительских устройств рынок не накрыла. Ответ на вопрос: «Сколько можете выпустить в серии?» – прежний: «А сколько вам нужно?»...

И претензии к отечественной НАП всё те же: дизайн, энергопотребление, цена… Впрочем, по энергопотреблению отечественные решения, говорят их разработчики, не уступают зарубежным; стоимость готовых приборов с прошлогодних $250 снизилась до $100; через пару лет совмещенные моду-ли ГЛОНАСС/GPS приблизятся по цене к модулям GPS…

«Пользователь» и «Пользователь 2,5»:  почувствуйте разницуХитом сезона на стенде РИРВ называют изделие «Пользователь 2,5» – с улучшенными характеристиками, минимизированными габаритами 130 × 80 × 20 мм и более современным дизайном, чем у предшественника. В приемнике установлена микросхема разработки РИРВ, изготавливаемая в Европе. Сборка российская. Запуск в производство намечен на конец 2009 – начало 2010  г. Линия по производству навигационных приемников на заводе «Навигатор» готова выпускать 300 тыс. устройств в год.

Оптимистичные выводы

У нас уже сегодня достаточно спутников для пре-доставления навигационных услуг на всей территории страны. Разработчики отечественных навигационных потребительских устройств готовы к их серийному производству – были бы заказчики. Все активнее работают интеграторы услуг спутниковой навигации – остается надеяться, что создание федерального оператора не затормозит процесс.

На смену взрывному росту ГЛОНАСС после провальных 90-х пришла поступательная рутинная работа. «Идет нормальное развитие рынка», – считает А. Гурко. Причем российским производителям навигационных решений сегодня помогает кризис: снизилась стоимость входа на зарубежные рынки. На CeBIT-2009 «М2М телематика», например, вела переговоры о поставках своих модулей с 58 зарубежными компаниями.

Россия, отмечали участники форума, наряду с Бразилией и Китаем входит в тройку стран, в плане навигации развивающихся опережающими темпами. Так, может, скоро догоним Америку? Тем более что Счетная палата США недавно обнаружила: недостаточно эффективное управление GPS, в орбитальной группировке которой сегодня 31 спутник, и проблемы с финансированием грозят выходом из строя ключевых элементов системы.

«Мировая гонка» глобальных навигационных систем, из которых работающих пока две (GPS и ГЛОНАСС; европейскую Galileo планируется ввести в эксплуатацию в 2014 г., китайскую Compass – в 2015–2020 годах), сопровождается кооперацией, наращиванием усилий по совместимости и взаимодополняемости систем. Шансы ГЛОНАСС растут – нам бы только найти дорогу на коммерческий рынок потребительских устройств.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: