Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2009
Наталия КИЙ  16 июня 2009

Ударим по кризису нацпроектом

ИТ-общественность и законодатели не разделяют оптимизма регулятора по поводу оценок состояния сектора в кризисную «ИТ Весну-2009» (так по времени года назывался конгресс ИТ для бизнеса, проходивший во время выставки «Связь-Экспокомм-2009»). По оценкам IDC, в кризис «железо» в России упало на 40%, ПО – на 55%. От 30 до 40% – таков прогноз падения коммерческих заказов в ИТ-индустрии в 2009 г. от депутата Госдумы Ильи Пономарева. Как спасти индустрию?

Ветер в лицо делает моряка мудрецом.

Французская пословица


У этой задачки государственного и бизнес-масштаба много вариантов решений. Один из них – свободное (free) или близкое ему по назначению и применению открытое (open) ПО. Некоторые сторонники такого ПО прямо-таки приветствуют кризис, так как работа с ним предполагает полное отсутствие финансовых затрат или минимальный начальный платеж и – что востребовано в российском обществе – возвращение протекционизма со стороны государства. Но, например, по мнению представителя Microsoft Россия Владислава Шершульского, надежды апологетов свободного ПО (СПО) недостаточно обоснованны хотя бы потому, что «для владельцев бизнеса ИТ-проекты теперь конкурируют с другими инвестиционными проектами, а СПО-компании так и не нашли схем извлечения прибылей в сравнении с коммерческими компаниями».

Что думает рынок

За три-четыре года свободное ПО стало использоваться на 8–10% рабочих мест России (1% приходится на Linux) ; в 2012 г. 2–3 млн рабочих мест в стране будут оснащены open office (данные Дмитрия Комиссарова, ГК «АйТи»). Участники ИТ-рынка единодушны в одном: в России нет индустрии свободного ПО, в лучшем случае она пребывает в зародышевом состоянии. «Сегодня в крупных городах работают по 3–10 СПО-компаний. Индустрия появится, когда в каждом мегаполисе их будет не меньше сотни», – говорит Павел Фролов (Linuxcenter). «Ничто не возникает на пустом месте, а в России найдется всего лишь один-два крупных успешных проекта СПО», – напоминает Дмитрий Дмитриев (Linux Ink). Борис Славин из Союза ИТ-директоров (СОДИТ) вообще считает, что бизнес сначала должен решать свои задачи, а потом уж думать, с помощью каких инструментов. Проблемы с совместимостью, отсутствие на данный момент подзаконных актов для постановки СПО на баланс и менеджмента для В. Шершульский, Microsoft: «Мы не боремся с движением свободного ПО, но конкурируем с отдельными его продуктами»продвижения продуктов, неуспех в «конкуренции» с контрафактным ПО – все это ставят в упрек свободному ПО. При этом даже представитель Microsoft Екатерина Зверянская уверена, что точка невозврата индустрией ПО пройдена (движение самого Microsoft в сторону свободного ПО иные эксперты трактуют как попытку остаться монополистом). И никто не спорит, что СПО – хороший способ подготовки программистов.

Как трактует профильное ведомство

77 млрд руб. было потрачено на программное обеспечение в 2008 г., из них 60 млрд  – на импортное ПО. Об этом на Форуме по открытому коду сообщил Сергей Иванов, заместитель директора департамента по стратегии построения информационного общества Минкомсвязи России.

Из 60 млрд руб., затраченных на зарубежные программные продукты, 30 млрд –  бюджетные деньги. Всего лишь 18% программного обеспечения, используемого в органах власти,  российской разработки.

В связи с необходимостью поддержки отечественной экономики в кризисный период и развития национальной индустрии программного обеспечения становится актуальным вопрос создания свободного программного обеспечения, которое может стать путем к собственной российской программной платформе. «Речь идет о создании российской индустрии свободного ПО, а не отдельных продуктов. Наша задача, чтобы компьютер не всегда ассоциировался с одной системой и единственным брендом, чтобы у пользователя был выбор», – прокомментировал С.  Иванов. Оптимальное соотношение долей свободного и «несвободного» ПО на рынке он оценивает как 50:50.

Что демонстрируют политика  и общество

Во время августовского 2008 г. конфликта в Грузии картографический сервис Google Maps на территории Южной Осетии не действовал, как и GPS. Эти и подобные обстоятельства ставят вопрос о зависимости России от зарубежных систем и ПО.

Как известно, решением Президента России отечественное открытое ПО в 2008 г. внедрено в школах страны. В нескольких регионах прошли эксперименты по установке и использованию в школах базовых пакетов программ для кабинетов информатики и вычислительной техники и начата подготовка преподавателей информатики для работы с открытым ПО в среде Windows и Linux.

Начавшийся в середине 2008 г. кризис серьезно ударил по рынку высоких технологий, прежде всего по ИТ-проектам и индустрии ПО.

Даешь национальную программную платформу?

Реализация национального проекта с целевыми деньгами для российских компаний – такой способ поддержки отечественной индустрии ИТ предлагает Илья Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета по информационной политике, технологиям и связи Госдумы. По аналогии с цифровым телевидением в телекоме, которое должно стать локомотивным проектом с серьезным госфинансированием.

И. Пономарев. В поисках сторонниковНа круглом столе, состоявшемся в рамках «ИТ Весны-2009», И. Пономарев сообщил о предложении разработать национальную программную платформу, которая  стала бы «стандартом для государственных компаний и органов власти». «Да, мы хотим конкурировать с Microsoft в области ядра. Надо создать коммерчески эффективный продукт и одновременно поддержать российских производителей и разработчиков», – заявил депутат. Стоимость разработки ядра ОС он оценивает ориентировочно в $10 млн, сроки – в полтора-два года.

Письмо с предложением об инициации нового надведомственного национального проекта по созданию национальной программной платформы направлено Президенту России. По мнению инициативной группы, данный проект целесообразно реализовать на уровне госкорпорации «Ростехнологии» в качестве координатора и заказчика (на сегодня эта структура объединяет около 400 разнородных предприятий). Одним из «подписантов» письма является компания Sun Microsystems. Microsoft после некоторых колебаний и при благожелательном отношении к инициативе отказалась присоединиться к письму, такую же позицию заняли общественные организации АП КИТ и «РУССОФТ». Минкомсвязи, по словам С. Иванова, заняло осторожную позицию, не считая возможным возглавить эту работу: «Против идеи возражений нет, есть различные взгляды на решение. Главное – сформировать приоритеты так, чтобы не сломать сложившуюся отрасль разработки ПО». «Лично мне идея поддержки отрасли нравится, – сказал Д. Комиссаров. –  В рамках нацпроекта надо спонсировать школу разработки операционной системы. Сегодня такими школами и коллективами мы не обладаем. Для быстрого прорыва правильно использовать модель свободного ПО. Но я сомневаюсь, что какая-либо госкорпорация могла бы такими проектами управлять».

«Все-таки не Linux надо взять за основу, а нечто новое, прорывное. Специалисты есть – разработчики Microsoft и Google по большей части имеют российское происхождение. У нас нет проблем с людьми, есть проблемы с концепцией. Если проект не получится, мы как минимум решим задачу поддержки российских производителей», – убежден И. Пономарев.

  

Нетрудно заметить, что в товарищах согласья нет не только по поводу модели развития свободного ПО, но и в отношении ключевых положений предлагаемого нацпроекта и собственно его принципиальной поддержки. Вроде никто не против, но и, как выясняется, не за… В этой ситуации объединение ИТ-сил требуется в любой форме – будь то создаваемая Российская ассоциация свободного ПО (РАСПО) или флагманский для индустрии нацпроект. Чтобы выжить.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!