Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2006
Виталий ЧААДАЕВ  И.В. ШИБАЕВА  01 мая 2006

Информационная «бомба» для ЖКХ

Скорая помощь. ИКТ на службе экономики

Возрастающую роль ИКТ в национальной экономике (подробнее см. «ИКС» № 12'2003, с. 32–56) интересно проиллюстрировать ростом использования продукта связи на основе данных опроса предприятий различных отраслей национального хозяйства об увеличении их затрат на инфокоммуникации за 2002-2004 гг. Их сумма оценивается в 170 млрд руб. Среди лидеров – органы госуправления, научно-исследовательский сектор, транспорт и связь.

Реально дополняет сказанное пример информатизации ЖКХ.

Особенности и потребности

Реформирование сферы ЖКХ влечет за собой необходимость точного учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, внедрения систем для объединения информационных потоков производства, сбыта и потребления, чтобы в дальнейшем их могли бы комплексно использовать органы исполнительной власти, ресурсоснабжающие и управляющие организации. Это обстоятельство превращает ЖКХ в перспективный рынок сбыта.

Видимые инструменты и показатели развития организаций ЖКХ – ремонт и модернизация инфраструктуры, внедрение ресурсосберегающих технологий и пр. Информационные технологии (ИТ), благодаря которым привлекаются ресурсы для модернизации инфраструктуры, закупки топлива, благоустройства территорий и повышения комфортности жилья, – невидимый, но тоже необходимый инструмент, следовательно, это и бизнес, и средство для его развития (см. «ИКС» № 10'2005, с. 56–59).

Однако если сама отрасль переживает этап своего развития, то об ИТ в ЖКХ этого сказать нельзя. Они существуют, но обычно в виде… калькулятора. Главные тому причины – административные рамки, в которые заключены ИТ, и неразвитость используемых технологий. Появление на рынке услуг ЖКХ организаций, которые в интересах ресурсоснабжающих и управляющих организаций занимались бы информационной и технологической поддержкой бизнес-процессов реализации услуг и расчетов с конечными потребителями, обеспечит рынку как минимум три серьезных преимущества:
  • методологическую прозрачность расчетов (понятная для всех поставщиков организационно-договорная схема, внятное описание учетной логики и регламентов взаимодействия с участниками расчетов);
  • технологическую прозрачность расчетов (документально оформленная технология расчетов, система обучения и воспроизводства кадров, поддержка отраслевых технологических стандартов);
  • прямую экономическую выгоду (снижение издержек ресурсоснабжающих и управляющих организаций на обслуживание розничных потребителей).
В соответствии с Программой социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.) и опираясь на мировой и отечественный опыт, компания «Ресурсинвест» разработала проект, который обеспечивает принципиально новый уровень прозрачности взаимоотношений между участниками рынка ЖКХ, а значит, способствует ускорению реформирования отрасли. Это программно-аппаратный комплекс, в основе которого – инновационные средства, позволяющие автоматизировать процессы учета поддержки бизнес-задач организаций и управления ЖКХ, возложенных на органы госвласти и местного самоуправления.

В комплекс входят:
  • информационные системы для поддержки бизнес-процессов субъектов рынка ЖКХ, в том числе автоматизированная система расчетов и платежей за услуги;
  • беспроводная система дистанционного сбора и обработки показаний приборов учета потребления коммунальных услуг;
  • средства хранения, обработки и защиты данных, гарантирующие физическую и логическую целостность электронных данных.
Технологической основой является центр обработки и хранения данных, который предназначен для информационной поддержки и связи процессов учета потребления услуг ЖКХ и расчетов за них на всех административных уровнях участников этого рынка.

Реализация проекта позволит проводить инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию просроченной задолженности; улучшит механизмы налогового администрирования и технологизации расчетных процессов; позволит оптимизировать структуру рынка ЖКХ, в рамках которой предусмотрена 100%-ная оплата услуг; создаст экономический механизм рационального использования энергоресурсов. Появится возможность реформирования межсубъектных рыночных отношений в части разделения функций по производству, транспортировке, сбыту и учету потребления коммунальных ресурсов и услуг. Будут также созданы устойчивые комплексные механизмы финансирования и мотивации к эффективному использованию коммунальных ресурсов в жилищной и бюджетной сферах.

При четком соблюдении принципа единства измерений гарантируется достоверный учет ресурсов и услуг для всех категорий клиентов, доступ к информации о плательщиках, услугах и качестве их предоставления, доходных финансовых потоках каждого поставщика услуг и организации контроля ресурсов.

Предлагаемая компанией система учета ресурсов и услуг ЖКХ реализует полный цикл информатизации предоставления услуг: онлайн-снятие информации с приборов учета, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу одного окна, контроль несанкционированного потребления ресурсов, справочные и информационные услуги, предоставление информации органам местного самоуправления и поставщикам услуг для принятия оперативных управленческих решений.

На языке экономики

В терминах эффективности проект «на выходе» объективно оптимизирует использование энергоресурсовв бытовом секторе и рациональные балансы с учетом национальных и региональных особенностей. При этом значительно сокращаются расходы бюджетов всех уровней на возмещение льгот по оплате коммунальных услуг (на 20–25%), вредные выбросы (до 30%). Прозрачность финансовых потоков и взаимоотношений участников коммунального сектора обусловливает инвестиционную привлекательность рынка ЖКХ и формирование новых рынков – нетрадиционных источников энергии, строительных материалов, электротехники, услуг.

Программно-аппаратный комплекс позволяет поддерживать оперативность единой базы данных по потребителям услуг, минимизировать расходы на расчетно-сервисное обслуживание за счет ИТ-аутсорсинга и единого информационного пространства (сокращение издержек ресурсоснабжающих и управляющих организаций до 15%), ввести гибкие тарифные планы и раздельный учет затрат.

Потребители услуг получают принципиально новое качество обслуживания, снижение (до 20%) расходов на коммунальные услуги за счет оплаты по фактическому потреблению, возможность самостоятельно регулировать свое потребление ресурсов.

Органы власти и управления приобретают возможность снизить социальную напряженность, уменьшить нагрузку на бюджеты, принимать социально значимые управленческие решения и в итоге сделать качественный скачок в развитии информационного общества.

Преференции для потенциальных инвесторов жилищно-коммунального сектора – снижение рисков по возврату вложенных средств благодаря наличию расчетной инвестиционной составляющей в тарифах, долгосрочное прогнозирование ключевых инвестиционных индикаторов, рост внутренней рентабельности инвестиционных проектов (за счет дополнительной доходности от внедрения ИКТ) и др.

Наконец, проект выходит за рамки отрасли ЖКХ: новейшие ИКТ и установка у потребителей средств широкополосного радиодоступа в городские сети связи обеспечивают всем желающим выход в глобальное информационное пространство.

Важно, что программно-аппаратные комплексы, подобные проекту «Ресурсинвеста», позволяют плавно наращивать информационные системы – от пилотных, охватывающих районы и города, до региональных систем масштаба республики.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!