Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2006
Борис ЛАСТОВИЧ  01 мая 2006

Не только коммерция

Прописные истины

Телекоммуникации – нервная система государства, обеспечивающая функционирование органов власти и управления, обороны и безопасности, социальной сферы. И именно традиционные операторы, включая «Ростелеком», вот уже более ста лет поддерживают ее жизнедеятельность.

Разве может в обозримом будущем измениться обслуживание связью госструктур и учреждений или обеспечение деятельности органов правопорядка, экстренных и социальных служб на бескрайних просторах России? Да и бизнес не намерен отказываться от надежной и сравнительно дешевой стационарной связи, имеющей к тому же фиксированное место предоставления услуги и отработанную схему взаимоотношений с ее поставщиком.

В условиях конкуренции экономика традиционных операторов в решающей степени зависит от правил регулирования рынка, а государство не будет осуществлять это регулирование себе во вред – рано или поздно найдет оптимальные решения.

Наконец, из самого определения телекоммуникаций вытекает необходимость не только их соответствия уровню развития государственных институтов, экономики, социума, но и создания условий и предпосылок для повышения качества жизни. И в самом деле, можно ли применить ИТ в деятельности федеральных ведомств, обеспечить современный уровень разделения труда в промышленности или организовать электронную торговлю в сфере потребления без упреждающего развития телекоммуникаций?

О госрегулировании и приватизации

Макроэкономические особенности телекоммуникаций как инфраструктуры обусловлены тем, что основной эффект от ее деятельности реализуется за рамками отрасли – имеет народно-хозяйственную значимость. Этим же определяется необходимость и госрегулирования этого сектора рынка, и других форм участия государства в формировании национальной телекоммуникационной инфраструктуры. Неслучайно в Западной Европе приватизация национальных операторов в 80–90-е годы проводилась на основании специально принятых законов, а вырученные средства в значительной части (а то и полностью) направлялись на модернизацию национальных телекоммуникаций. И в слу чаях приобретения традиционных операторов стратегическими инвесторами договоры согласовывались и утверждались на высшем государственном уровне, и государством же контролировалось их выполнение. Конечной целью приватизации ставилось повышение общественной и экономической эффективности сектора, а одним из основных побудительных мотивов – возможность привлечения частного капитала к реконструкции национальных сетей.

В нашей стране приватизация предприятий связи не повлекла за собой модернизации инфраструктуры, не дала прямых инвестиций, а национальный оператор был раздроблен. Так что происходившее в 80–90-е годы очередное глобальное техническое перевооружение отрасли мы пропустили.

За годы хозяйственной самостоятельности операторы многое сделали. Взамен медных магистралей строились ВОЛС, одряхлевшие АТС образца середины прошлого века заменялись электронными. По наложенным сетям сегодня осуществляется пропуск цифрового трафика Интернета и корпоративных пользователей. В коммерчески привлекательных нишах успешно действуют альтернативные, частные компании, изначально строящие современные сети. Однако к кардинальному росту эффективности отечественных телекоммуникаций такой путь развития не привел в силу ограниченности ресурсов операторов и, как следствие, точечного характера технического перевооружения. Не могут решить проблему и заемные средства – это те же собственные деньги, только тратятся они до того, как будут заработаны, со всеми вытекающими отсюда проблемами.

Два аспекта эффективности

В силу особенностей отрасли эффективность телекоммуникаций следует рассматривать в двух аспектах – отраслевом и народно-хозяйственном.

Если отраслевая эффективность достаточно полно характеризуется такими относительными показателями, как производительность труда, доходы на линию , то методы расчета эффективности общественной – предмет многолетних научных изысканий. Она не может сводиться к доле оплаты услуг связи в стоимости товаров и услуг, так как современное производство в принципе не может быть организовано без телекоммуникационного обмена.

В общем случае народнохозяйственную эффективность телекоммуникаций достаточно точно можно оценить как степень соответствия потребностям развивающейся экономики и социума. В качестве одного из показателей можно рассматривать уровень удовлетворения платежеспособного спроса. Здесь, кстати, мы выглядим не так уж плохо. Можно утверждать, что спрос корпоративных пользователей и госучреждений удовлетворяется во всех регионах (и практически на все необходимые услуги, включая новые!) за счет строительства мультисервисных сетей с адресной коммутацией (дополнительно к действующим). Спрос населения также близок к насыщению, но уже по ограничителям, обусловленным уровнем жизни. Однако капиталовложения в развитие наложенных сетей сегодня неэффективны, а вынужденные решения, как правило, не имеют перспектив. Единственный способ довести эффективность отечественных телекоммуникаций до европейского уровня – коренная реконструкция сети связи общего пользования. Нет иного решения и дляпроблемы повышения конкурентоспособности традиционных операторов, альтернативы которым в части выполнения функций телекоммуникационной инфраструктуры государства и общества пока не усматривается.

Как показывает опыт стран Евросоюза, сравнимых по территории с нашими регионами, отказ от исторически сложившегося крайне неэффективного радиально-узлового способа построения сетей, унификация оборудования, сокращение неимоверного количества узлов коммутации, централизованный контроль и управление, новые принципы обслуживания дают 40–50%-ное повышение производительности труда. Необходимо сразу формировать современные сети, а не пытаться включить в софт свичи полувековой давности старье.

Нет худа без добра

Наше отставание дает нам определенные преимущества – можно, минуя этап синхронных сетей, сразу перейти на технологии нового поколения, строить NGN. При этом формируется универсальная информационно-транспортная среда, которая стимулирует прогресс в других областях жизнедеятельности общества.

Перспектива стационарных сетей с учетом тенденций развития, современных технологий и оценки изменения спроса видится в их преобразовании в единую универсальную высокоскоростную транспортную систему, в которую можно включать любые узлы и терминалы – от абонентских модулей голосовой телефонии до цифрового ТВ. На основе такой сети региональные предприятия смогли бы представлять клиентам неограниченный спектр услуг не только электросвязи, но и любых контент-провайдеров. Не обойтись без универсальной транспортной системы и при распространении ИТ.

Опыт эксплуатации построенной в Московской области сети АТМ, рассчитанной в перспективе на пропуск трафика от сотен тысяч пользователей, подтверждает ее универсальность. Уже сегодня в городах ближнего Подмосковья предоставляется практически весь спектр востребованных услуг – от комплекта «телефон–Интернет населению» до распространения местных ТВ-программ.

За прямые инвестиции!

Комплексная реконструкция стационарных сетей требует немалых средств. Та же подмосковная сеть обошлась «ЦентрТелекому» как минимум в $10 млн. Сегодня уже есть более дешевые технологии, оборудование, софт. К тому же не придется начинать с нуля: в ЦФО мультисервисные сети работают в 14 областях из 17. Во всех регионах действуют или строятся зоновые и межстанционные ВОЛС, накоплен опыт создания сетей с адресной коммутацией, организации широкополосного доступа к услугам.

И все же самим операторам финансирование технического перевооружения не по силам. В последние годы по этой причине региональные компании и МРК направляют инвестиции в основном на строительство сетей доступа, т.е. расширение клиентской базы. Что вполне оправданно в условиях наличия платежеспособного спроса на традиционные услуги, а также возможности сохранения электромеханических коммутаторов в составе действующих сетей.

Как показывает мировой опыт,финансировать формирование адекватной инфраструктуры сегодня не в состоянии и государство, что, как уже было сказано, и определило необходимость привлечения частного капитала, прямых инвестиций на мировых фондовых рынках. Аналогичным способом развивали сети и наши ведущие сотовые операторы «МТС» и «ВымпелКом»; после корпоративных преобразований смогла привлечь прямые инвестиции на давно назревшую реконструкцию и МГТС. Традиционные операторы – не исключение. Только привлечение прямых инвестиций (что может произойти после приватизации «Связьинвеста») позволит повысить отраслевую и общественную эффективность, сформировать отвечающую требованиям времени телекоммуникационную инфраструктуру страны.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!