Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2006
Лилия ПАВЛОВА  01 июня 2006

M-commerce: вокруг эксперимента в галактике новых услуг

Драйверы и тормозы

Конкурентная борьба операторов сотовой связи перемещается из области наращивания абонентской базы в сферу тонких материй удержания абонентов. Главный инструмент – новые услуги, самые интересные, особенно привлекательные. В одиночку справиться с этой задачей «технологически ориентированному» оператору не под силу, и в игру включаются контент- и сервис-провайдеры, операторы виртуальных сетей подвижной связи. В Европе насчитывается более 8 тыс. поставщиков контента, в Японии – свыше 40 тыс., в России – около 200. В простейшем варианте mcommerce уже широко используется массовым абонентом и у нас в стране: рингтоны, картинки, игры особенно популярны у молодежи.

И все же основа мобильной коммерции – мобильные платежи. Причем сложная в технологическом и в правовом отношении; с точки зрения построения бизнес-моделей и, что немаловажно, в плане продвижения в массы. Объем рынка потребительских платежей в России составил в 2005 г. $255 млрд, из них около 60% – наличными деньгами. «Нужно учесть, что многие клиенты банков, получая зарплату на карточки, все равно ее обналичивают и в итоге осуществляют платежи наличными. Тем не менее потребитель не очень уверенно, но начинает привыкать к финансовым инструментам. У российского потребителя сохраняется приоритет расходов над сбережением средств – просто иначе не получается. Но большая наличная база в России позволяет вводить разные инструменты платежей», – комментирует аналитик J'son & Partners С. Горбунцов.

Среди этих инструментов есть и мобильные платежи. Однако, как признает исполнительный директор Ассоциации 3G А. Скородумов, российский рынок услуг нового поколения, в том числе и мобильных платежей, находится на начальной стадии своего формирования. Одна из главных причин – не определены необходимые правовые нормы по его регулированию, в частности принципы взаимодействия новых участников рынка и порядок лицензирования их деятельности. Тормозит процесс устаревшее правовое регулирование в области интеллектуальной собственности, электронной торговли, ЭЦП. Пробуксовывает и формирование новых услуг из-за неопределенностей в проведении конкурсов налицензии 3G. «Да и сами разработчики, к сожалению, еще не представляют тех возможностей, что откроются перед ними с внедрением новых технологий, и занимают пассивную позицию, – отмечает А. Скородумов. – Это касается и поставщиков контента, которые остановились на уровне картинок и мелодий. А рынок остановок не прощает. По сути, институт новых участников рынка еще только предстоит сформировать».

Вообще-то в России тенденция к m-commerce обозначилась уже к 2000 г., однако, как пояснил начальник отдела реестров сертификатов ключей подписей Росинформтехнологии В. Голобоков, «была приостановлена из-за отсутствия инструментария, подтверждающего юридическую значимость операций». После того как было найдено решение об использовании ЭЦП для идентификации участников юридически значимого информационного обмена, тенденция начала восстанавливаться, и сегодня интенсивно ведутся работы в трех основных направлениях, требующих использования ЭЦП: оплата услуг парковки с использованием SMS-сообщений, предоставление услуг координатно-временно’го и навигационного обслуживания с использованием системы ГЛОНАСС, оплата проезда в общественном транспорте с использованием SMS.

Для создания механизма совершения платежей Ассоциация 3G разработала системный проект электронной платежной платформы для действующих и перспективных сетей сотовой связи (головной исполнитель – «НИИР Платежные системы»). В ходе исследований на опытном фрагменте платежной платформы проведены испытания в действующих сетях связи МТС и «Скай Линк», а также во фрагменте опытной зоны виртуальной сети подвижной связи компании «Народный Мобильный Телефон». Испытаниям, в частности, подверглись услуги оплаты парковки машин с применением мобильного телефона. Эксперимент не прошел незамеченным: в настоящее время Департамент транспорта и связи Москвы заказал одновременно всем сотовым операторам услугу оплаты парковки. «Создание единой услуги у разных операторов очень важно для преодоления психологического барьера, – считает А. Скородумов. – Платежная платформа выступила как интегрирующая среда для всех операторов сотовой связи. Реализация проекта электронной платежной платформы позволит придать мобильному терминалу функции «кошелька» и объединить функции платежных карт и мобильных телефонов; освободить операторов от рисков, связанных с платежными операциями, и даст им возможность получать дополнительные доходы».

Менее оптимистичен руководитель Дирекции инновационных и инвестиционных проектов Института развития информационного общества А. Евтюшкин: «Технологии мобильных платежей находятся в стадии экспериментов. Платежной системы, имеющей международное признание, пока нет. Таким образом, каждый в России, кто захочет создать мобильную платежную систему, рискует: он ее создаст, а лет через 5 придет крупная западная система со своими стандартами, которые по определению не будут совпадать с нашими».

Что такое m-commerce?

При многообразии определений мобильной коммерции («кошелек в телефоне», «инструмент управления банковским счетом» и др.) А. Скородумов предложил остановиться на академичном варианте – «способ продажи товаров и услуг и предоставления услуг, при котором для осуществления транзакций используются средства мобильной связи без голосового ввода данных». Аналитик «Коминфо Консалтинг» Н. Новожилов считает, что m-commerce – «подкласс электронной коммерции, который просто подразумевает использование мобильного устройства связи». Впрочем, А. Евтюшкин вообще усомнился в правомерности термина: «Мобильной (как и электронной) коммерции как таковой не существует: есть просто коммерция, которая использует для взаимодействия с контрагентами те или иные электронные каналы (Интернет, мобильную связь, цифровое интерактивное ТВ и др.)».

Как играют в m-commerce

Основные игроки рынка мобильных платежей – покупатели, продавцы, операторы мобильной связи, финансовые институты. Самая простая бизнес-модель в мобильной коммерции – списание со счета абонента оператора связи денежных средств для оплаты услуг рингтона и др. Более сложная – управление банковским счетом. Ее особенность – установка дополнительного оборудования на стороне магазина (специальные POS-терминалы по приему мобильных платежей) либо «привязка» кредитной карты к телефону абонента. И наконец, «мобильный кошелек» – по сути, приложение, которое загружается на мобильное средство связи и используется для доступа к денежным средствам с банка клиентов.

Сегодня в России все крупные операторы занимаются мобильным банкингом; действует система мобильных платежей SimMP (запущена в коммерческую эксплуатацию в апреле 2003 г. в Новосибирске, на данный момент обслуживает абонентов в 60 городах, взаимодействует более чем со 100 банками и 25 операторами), работающая с банковскими счетами сотовых абонентов для оплаты коммунальных услуг, услуг фиксированной и мобильной связи, кабельного ТВ и др. Но потенциально сфера применения мобильных платежей гораздо шире. В 2006–2008 гг., по прогнозам J'son & Partners, появится интерес и к сегменту розничной торговли. Однако в m-commerce-игре повышенные риски. Как отметил А. Евтюшкин, с точки зрения существующей нормативно-правовой и регламентирующей базы только первая бизнес-модель не вызывает вопросов в плане легитимности. Поэтому первоочередная задача – приведение документов, регламентирующих деятельность в области мобильных платежей, в соответствие с реалиями и перспективными потребностями рынка.

Еще одна проблема, которая встанет при развитии мобильных платежей в системе розничной торговли, – отсутствие сети приема мобильных платежей. Ни один банк в России не возьмет на себя строительство такой сети регионального, и тем более федерального, масштаба в одиночку. С другой стороны, проникновение мобильной связи превышает проникновение банковских карт (сегодня в России около 53 млндержателей банковских карт) и Интернета, что делает идею использования абонентской базы мобильной связи привлекательной для банков. «Первые банки, которые выйдут на этот рынок, имеют хорошие шансы для его захвата, но высок и риск неудачи из-за технологической и правовой неопределенности, возможности недофинансирования проекта, – заметил А. Евтюшкин. – Поэтому целесообразно сформировать ассоциацию, куда вошли бы крупные банки, способные профинансировать проект. Это будет дорогостоящий проект, с длительным сроком окупаемости и высокими рисками».

К чему готовится рынок? По мнению гендиректора «КредитПилот.ком» В. Сухонько, в течение следующих 10 лет мобильные платежи займут до 20% рынка (прогноз по объему платежей на одного абонента – более $500 в год). А Н. Новожилов сравнивает рынок m-commerce с конструктором, «на котором будет происходить одновременно конкурентная борьба и интеграция. Но не мобильная коммерция станет killer application, а товары и услуги, которые удобно покупать с помощью m-commerce. Они-то и окажутся killer application. Какие именно – пока вопрос».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!