Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2006
Александра КРЫЛОВА  01 июля 2006

Когда же 3-е поколение придет в Россию?

За российскими пределами

На июньском семинаре «Стратегия развития сетей связи нового поколения» в преддверии в очередной раз обещанной регулятором выдачи в конце этого года лицензий на услуги 3G российские и зарубежные участники встретились, чтобы соотнести выработанные Ассоциацией 3G теоретические подходы с реальным опытом операторов UMTS в мире.

О победном шествии стандарта WCDMA в мировом масштабе поведал президент UMTS Forum Ж.-П. Бьенамэ. Согласно приведенным им данным, на сегодняшний день в мире 110 сетей UMTS, находящихся в стадии коммерческой эксплуатации, предоставляют услуги связи 3-го поколения более чем 70 млн пользователей. Для получения современных сервисов подписчики могут воспользоваться любым из более чем 300 видов абонентских устройств.

Развитие WCDMA наблюдается как в Азии, так и в Европе, но доля рынка последней оказалась несколько больше (51% против 48%). Впрочем, первое место в десятке стран-лидеров в развитии сетей связи этого стандарта прочно удерживает Япония. За ней следуют Италия, Бруней, Гонконг, Люксембург, Португалия и др.

При этом операторы сетей UMTS обладают возможностью сочетать преимущества технологий разных поколений. Так, например, по словам Ж.-П. Бьенамэ, 40 операторов, обслуживающих городских жителей в стандарте WCDMA, в сельской местности оказывают услуги передачи данных с помощью технологии EDGE.

Европейские операторы готовятся сделать следующий шаг в развитии стандарта UMTS – внедрить технологию HSDPA. На сегодняшний день в мире действует 25 таких сетей, куда абоненты получают доступ при помощи сетевых карт. Однако уже этим летом можно ожидать появления двух первых моделей HSDPA-телефонов – BenQSiemens EF91 и Samsung SGH-Z660.

Руководитель рабочей группы операторов UMTS Forum Г. Урига акцентировала внимание на уроках, которые можно извлечь из хода развития сетей UMTS. По ее словам, переход европейских операторов на UMTS-сети привел к увеличению объемов трафика, прежде всего у активных пользователей. Наиболее интересными видами контента для них оказались музыка и мобильное ТВ. Так, абоненты Orange France, которые могут выбирать любой из предлагаемых им 54 телеканалов, тратят на просмотр мобильных телепередач в среднем 30 мин в месяц. Несмотря на постепенную демократизациюэтих услуг (тариф на неограниченное время просмотра мобильного ТВ в выходные дни составляет 10 евро, а услуги видеотелефонии предоставляются по цене обычной телефонной связи), ARPU и вслед за ней доходность оператора растут.

По убеждению К. Идзава из NTT DoCoMo, «пионера» WCDMA с 25 млн 3G-абонентов, высокоскоростные услуги – не только инструмент повышения ARPU, но и мощное оружие в конкурентной борьбе. В настоящее время оператор активно работает с технологиями мобильной коммерции, позволяющими использовать терминал, например, для оплаты проезда в общественном транспорте или в качестве кредитной карты.

Казалось бы, бурный рост мирового рынка UMTS должен вдохновить российскую Администрацию связи на то, чтобы приложить все усилия для выполнения своего обещания о выдаче лицензий в конце этого года. Впрочем, у регулятора на этот счет несколько иное мнение. «С нашей точки зрения, – сказал зам. директора департамента госполитики в области ИТ Мининформсвязи К. Новодережкин, – было бы преждевременно выдавать лицензии на сети связи 3-го поколения сегодня, когда в сетях 2-го поколения далеко не исчерпаны возможности впечатляющего роста. Поспешный ввод сетей связи 3-го поколения может привести к недостаточному инвестированию в сети связи 2-го поколения, что отрицательно скажется на развитии подвижной радиотелефонной связи в регионах России, где ее проникновение еще недостаточно».

Между тем принципы лицензирования давно выработаны Ассоциацией 3G и известны. Согласно им предусматривается выдача лицензий на всю территорию страны победителям конкурса на оказание услуг сотовой связи с использованием технологии UMTS в радиочастотном диапазоне 2 ГГц. Число выдаваемых лицензий – не более четырех. Срок действия лицензии – не менее 25 лет с правом продления; срок начала предоставления услуг – 2 года с момента назначения частот. Каждому оператору должен быть выделен на равноправной основе частотный ресурс не менее 35 МГц в диапазоне 2 ГГц. При этом лицензиаты должны будут участвовать в мероприятиях по высвобождению выделяемых полос частот.

К внедрению услуг нового поколения готов!

Поставщики оборудования все активнее продвигают свои решения для сетей нового поколения. Корпорация ZTE организовала для этой цели форум «Telecom ValueAdded Service», к участию в котором пригласила своих партнеров и заинтересованных игроков рынка: операторов связи (как мобильной, так и фиксированной) и сервис-провайдеров.

Высокие скорости передачи данных, достигнутые в сетях сотовой связи 3-го поколения, открывают перед операторами широкие возможности предоставления абонентам разнообразных мультимедийных, интегрированных и персонализированных услуг, тем самым увеличивая ARPU и повышая доходность компании в целом.

А поскольку для реализации этих возможностей требуется надежная, масштабируемая и открытая платформа, корпорация ZTE разработала и продвигает на мировом рынке, в частности среди операторов ряда европейских и североамериканских стран, комплексное решение под маркой ZTE Anyservice Platform. В его основе – платформа предоставления услуг, обеспечивающая абонентам получение всех необходимых сервисов в одной точке, а операторам – возможность централизованного управления всеми предоставляемыми услугами. И те, и другие, а также многочисленные поставщики контента и сервисов, взаимодействующие с сетью оператора посредством интерфейсов Parlay, могут управлять процессами оказания и получения услуг с веб-порталов. Таких порталов в платформе предусмотрено три: для пользователей, контент/сервис-провайдеров и самого оператора.

Комплексное решение ZTE обеспечивает предоставление услуг потоковой передачи данных, видеоконференцсвязи, мобильной коммерции, определения местонахождения абонента, мультимедийных и видеосообщений и др. – словом, любых широкополосных и видеосервисов как для операторов сетей стандартов GSM, CDMA2000 и PHS, так и для операторов IN и NGN.

Участникам форума были продемонстрированы технологические решения, бизнес-модели и сценарии реализации новых услуг, доказавших свою высокую доходность. В их числе – услуга Colour Ring Back Tone. Как отметил аналитик агентства «iKS-Консалтинг» К. Анкилов, корпорация ZTE занимает в Китае первое место по поставке CRBT. Есть в активе китайского производителя и внедрение этого сервиса на постсоветском пространстве – у одного из операторов Таджикистана.

Однако наибольший интерес вызвала реализованная на сервисной платформе ZTE услуга SoftDA (Soft Digital Assistant), ориентированная на три группы пользователей: служащих, бизнесменов и операторов. Эта интегрированная мультимедийная услуга объединила в себе телекоммуникационные и интернет-сервисы, сосредоточенные на персональном коммуникационном портале пользователя.

Доступ к широкому набору его функций (в том числе хранению личных данных и обмену мгновенными сообщениями) абонент получает с помощью специальных клиентских приложений, предназначенных как для ПК, так и для Java-телефонов и PDA .

Заметим, что услуга Instant Messaging (обмен мгновенными сообщениями) неуклонно завоевывает популярность пользователей. По данным исследовательской компании Radicati Group, в 2003 г. в мире насчитывалось 590 млн пользователей этого сервиса, а к 2007 г. их число вырастет чуть ли не втрое, до 1 млрд 439 млн. Столь высокий потенциал привлек к услуге внимание сотовых операторов как в Европе (где в 2001 г. одним из первых ее внедрила Vodafone), так и в Азии (в 2002 г. – компания SKT).

На персональном портале абонента SoftDA реализованы четыре группы функций, во многом схожих с функционалом офисных PBX: помимо мгновенных сообщений к ним относятся звонки и конференции (аудио и видео). Оператору предоставление новой мультимедийной услуги позволит расширить портфель предложений, ориентированных на корпоративных пользователей. Разумеется, это может произойти только после того, как платформа ZTE, уже работающая на сетях операторов в Венгрии, Румынии и Португалии, будет сертифицирована и в России.

По данным 3G Today.com, к апрелю 2006 г. в коммерческой эксплуатации находились 3G-сети 195 операторов в 84 странах мира. Из них 101 сеть стандарта WCDMA (UMTS), 8 – HSDPA, 29 – CDMA2000 1x EV-DO и 97 – CDMA2000 1x.

В совокупности эти сети предоставляют услуги 3G более чем 273 млн абонентов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!