Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7 2006
01 июля 2006

Саспенс

Тревожная музыка за кадром – постоянный фон сводок о состоянии дел на рынке труда ИКТ в странах ОЭСР. По данным IDC, к 2008 г. европейским предприятиям будет не хватать около полумиллиона ИКТ-специалистов, в трети стран спрос превысит предложение более чем на 20%. А с самым острым дефицитом столкнутся страны Восточной Европы – в основном не входящие в ЕС. Переломить ситуацию Европа пытается путем консолидации средств в программы поддержки ИКТ и реформирования системы образования. В отличие от США она намерена растить собственные кадры, адаптируя системы обучения к единой общеевропейской образовательной среде, но с ориентацией на глобальное ее соответствие.

Аналогичные данные по России озвучить трудно. Не популярны экономические исследования эффективности использования ИКТ, прогнозы развития индустрии и ее потребностей в кадрах, не ведется мониторинг рынка труда, статистика образования не выдерживает критики. Так, число вузов, выпускающих специалистов для отрасли ИКТ, колеблется в широких пределах – от 68 до 250. Как и рост отечественного рынка ИТ-обучения – от 30 до 60% (2004 г.).

Физиолог И.П. Павлов однажды сказал, что у русского человека, в отличие от англосакса, нет инстинкта цели. «Не похвальбы ради, а пользы для» надо отметить, что капитаны отечественного ИКТбизнеса демонстрируют серьезность намерений в деле реконструкции индустрии образования. Работает все связистское сообщество: чиновники, педагоги, ученые, эксперты, частный бизнес, студенты. Документы, представленные правительству, готовятся в рекордно короткие сроки и отличаются четкой и лаконичной аргументацией, этапностью конкретных действий… и ложатся под сукно властей предержащих. Высшее образование стало «мишенью бесчисленных камней и стрел», что вряд ли справедливо. Вузы ищут и находят самостоятельные решения. Никто, как они, так остро не чувствуют, что, лишаясь атмосферы обновления знаний, Россия теряет статус передовой страны с современным образованием, культурой и воспитанием. Как говаривал академик Ю.В. Прохоров, русский инженер отличается от западного тем, что, помимо логарифмической линейки, знает еще и Горация. Обидно терять наследие– инженерное, культурное…

Знаковым событием для отрасли стало создание в 2005 г. координирующего комитета в области подготовки специалистов ИКТ, так называемого тетраэдра. Его грани: Мининформсвязи РФ (заказчик), Минобрнауки РФ (подрядчик), РАН (эксперт) и бизнес (партнер). Концепция развития образования от Минобрнауки РФ должна быть согласована с членами нового комитета. В ее рамках предполагается объединить все положительное в области подготовки кадров в нашей стране и за рубежом. Будет установлено несколько страт образования, расширена сеть курсов разного целевого назначения, особенно в регионах. Резерв кадров у нас есть: это и возвращение специалистов «из стран рассеяния», и переподготовка огромной армии инженеров, ушедших в перестроечные годы из НИИ и КБ в сферу низкоквалифицированного труда.

Наконец-то легализовано дистанционное обучение, пробивает себе дорогу e-learning, ожидается принятие нового стандарта обучения по направлению «Инфокоммуникации». В будущее надо смотреть с надеждой. Что нам еще остается?
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!