Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2006
Артём АДЖЕМОВ  01 июля 2006

А.С. АДЖЕМОВ: «Изменения в системе ИКТ-образования нужны, но революция опасна»

Под сенью двух пирамид

– Артем Сергеевич, отрасль ИКТ готова ежегодно рекрутировать 50 тыс. специалистов. Как МТУСИ отвечает на вызовы времени?

– Небывалые скорости обновления знаний заставляют инерционную по своей природе систему образования адаптироваться к новым условиям. По сути, она работает как модель двух пирамид: обычной и перевернутой. Первая отождествляет совокупность знаний, которые человек постигает в период подготовки к профессиональному труду (школа, вуз, «заточка» под работодателя), вторая – сумму новой информации, которая осаждается на уровень базовых знаний. Высшая школа должна вычленить из огромного потока информации наиболее важные сведения и включить их в учебный процесс. Ныне мы живем под лозунгом «Образование через всю жизнь». Переподготовка специалиста должна происходить каждые 3–5 лет – за это время накапливается новый пласт знаний.

– Тесные контакты с крупнейшими компаниями мира и России – инновационное окно или нечто большее?

– Прежде всего это равное партнерство. К примеру, в десяти созданных нами совместно с ведущими вендорами мира учебных и научных центрах студенты могут раз в неделю бесплатно работать на самом современном и очень дорогом оборудовании.

– В чем интерес вендора?

– Таким образом поставщики продвигают свои решения на российский рынок: здесь они обучают операторов и собственных специалистов.

Еще один путь взаимовыгодного сотрудничества – создание базовых кафедр для студентов старших курсов, так называемый аутсорсинг образования. Подобные кафедры есть у МГТС, НИИР, ЦНИИС, у зарубежных вендоров. Успешная практика решает проблему трудоустройства. Многие компании платят студентам стипендии.

– Как гуру отрасли помогает другим вузам растить связистов?

– Специалисты в области телекоммуникаций настолько востребованы, что за истекшие 15 лет число университетов, занимающихся их подготовкой, возросло с 7 до 68. Всех объединяет УМО, где на МТУСИ возложены функции головной организации. Университет разрабатывает планы, методологию, стандарты. Решения принимаются по достижении консенсуса.

– Учебные планы тоже согласуются?

– В определенной части – да. Сегодня от 40 до 60% дисциплин жестко фиксируются в образовательном стандарте – это федеральный компонент. А остальные могут меняться в зависимости от потребностей региона.

– Стандарт на подготовку ИКТ-специалиста обсуждается университетским сообществом ЕС. А у нас?

– Он разработан и ждет утверждения Минобрнауки РФ – надеемся, в этом году будет принят, и тогда мы откроем это направление для абитуриентов. Это целый букет специальностей, растущих из одного древа, некоего базового начала. Нельзя быть ИКТ-специалистом, не зная, что такое телекоммуникации, информационные системы, как они интегрируются. А уж после базиса идет разветвление по областям применения этих знаний.

За что «голосует» студент

– Как вы относитесь к Болонскому соглашению?

– Это эволюционный процесс определенной унификации уровня и содержания образования. В то же время, на наш взгляд, двухуровневая система подготовки (бакалавриат 4 года и магистратура 2 года) для отечественных технических вузов не всегда подходит, так как в итоге мы можем потерять специалиста – инженера. Такую схему могут себе позволить американцы, имеющие широкую сеть корпоративных университетов, ориентированных на подготовку специалиста под потребности компаний. А бакалавр, при всей его хорошей базовой подготовке, еще не инженер. Кстати, ЦНИИС и НИИР быстро оценили момент: приглашают бакалавров и за два года доводят их до магистерского уровня.

Революции в системе образования вредны. Мы выступаем за эволюционное развитие, за преемственность и постепенность. Сломать в одночасье инженерную подготовку очень опасно. Наши учебные планы предусматривают сосуществование традиционной и новой, двухуровневой, системы образования.

– И каков выбор студента?

– Часть студентов выбирают двухуровневую систему – те, кто в дальнейшем предполагают идти в науку или на преподавательскую деятельность. Большинство же учатся 5 лет и получают диплом инженера. Полагаю, что это нормальный практический выбор, который со временем все расставит по своим местам. Государство выделяет средства на подготовку инженеров и частично магистров.

– А как формируется магистратура?

–Шестой год ориентирует будущего магистра на исследовательскую деятельность. Обычно около 10% всего выпуска остаются в магистратуре – в 2–3 раза больше, чем планирует государство. Поэтому объявляем конкурс, не прошедшие его изыскивают средства на учебу сами.

– Как вы оцениваете уровень подготовки студентов?

– Тут объективнее мнение работодателей, и оно высокое. «Распределение» идет в процессе учебы в основном через отдел по трудоустройству выпускников, который по договорам с компаниями подбирает для них кадры. В МТУСИ нет проблем с трудоустройством. Наоборот, на 20–30% университет не может удовлетворить поступающие заявки, особенно по направлению ИКТ.

– Чем руководствуется студент при выборе места работы?

– Есть две вещи, которые привлекают ребят: перспективная работа и заработная плата. Сегодня выпускникам МТУСИ предлагают от $500 до $2 тыс.

Траектория движения

– В 2001 г. МТУСИ получил премию Правительства РФ за разработку системы дистанционного обучения…

– ДО – это базовая составляющая электронного обучения: учебники, пронизанные гиперссылками, курсы лекций, практикумы. Система ДО развернута в городах России и ближнего зарубежья. Причем все вузы связи страны интегрированы в общую сеть, и это единое образовательное пространство доступно для очного и заочного обучения.

– Иными словами, имея компьютер и пароль, «высокое звание связиста» можно получить дистанционно?

– Конечно, нет. Есть дисциплины, приемы и методы обучения, которые перевести на электронную основу невозможно: снижается качество подготовки. В то же время достоинства новой системы очевидны. К примеру, ДО позволяет заочнику сократить число сессий, а следовательно, посещать МТУСИ всего один раз в год или даже в два.

– Высока ли планка популярности МТУСИ сегодня?

– Об этом говорит конкурс – от 4 до 11 претендентов на место в зависимости от специальности. Контрольные цифры приема в 2005 г. – 1165 чел. Кроме того, идет сверхплановый набор студентов на договорных условиях. В прошлом году Минобрнауки ни копейки не выделило вузам связи на бюджетный прием по гуманитарному блоку. МТУСИ планировал 78 мест на эти специальности – приняли 120, но на платной основе.

– Сколько стоит обучение связиста?

– Приблизительно 60 тыс. руб. в год. Семестр – около 30 тыс. руб. Это средняя цифра по Москве, не очень дорого.

– МТУСИ по-прежнему притягателен для иностранцев? Кто любит сильнее?

– В университете сегодня учатся 400 студентов из Вьетнама, арабских стран, Китая, СНГ (больше всего из Казахстана, Таджикистана и Киргизии), ряда европейских государств. Мы ведем обучение и на английском языке в системе повышения квалификации.

По данным Минобрнауки РФ, у нас одна из самых сильных кафедр иностранного языка. В этом году университет открыл новую специальность – «переводчик в области профессиональных коммуникаций».

– Как решаете проблему старения педагогического корпуса?

– Она напрямую связана с системой финансирования. Если государство ставит задачу готовить высокопрофессиональных специалистов – классом не ниже, чем выпускники западной высшей школы, нужно поднять зарплату тем, кто их обучает. Сегодня на одного студента нам выделяют около 20 тыс. руб. в год (а необходимо не менее 100 тыс. руб.!). На такие деньги невозможно подготовить современного специалиста с нуля. Дешево хорошо не бывает. Европейский университет на эти цели получает 20 тыс. евро в год.

Необходимо, как говорит президент, увязать финансирование с численностью студентов. А сейчас параллельно утверждаются и бюджет высшей школы, и контрольные цифры набора. Мы, конечно, стараемся выполнять свои задачи, но притока молодых педагогов в таких условиях не будет. В МТУСИ средний возраст профессора 64 года! Прибавьте 10 лет…

Мы прилагаем максимум усилий, чтобы изменить ситуацию. Так, ряд компаний выделил средства на 17 творческих стипендий преподавателям в возрасте до 35 лет. Это ежемесячно $500, а с учетом возможностей кафедр – $700–800. И что?! Половина вакансий оказалась невостребованной! Для профессионала сумма, конечно, не велика, но не в этом, как оказалось, суть. Аспиранту нужны гарантии, что стипендия будет постоянной, его интересует и научная перспектива на 5–10 лет.

– Пора делать выводы...

– Образование у нас ничуть не хуже, чем за рубежом! Но времени, которое позволяет нам оставаться на плаву, все меньше. Да, нам удалось сохранить научную школу. Помогло то, что телекоммуникации, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, продолжали развиваться. Но природу обмануть нельзя. Если не поливать – растение засохнет, если нет финансирования – люди уйдут.

Информатизация МТУСИ

52 компьютерных класса, 28 серверов, 1090 компьютеров: к Интернету подключено 468, к общеуниверситетской сети – 712. Библиотека имеет 19 ПК и свой сайт в Интернете. Электронный каталог (8 информационных баз данных) работает в режиме реального времени. Через Интернет можно пользоваться электронными базами ведущих библиотек России и мира.

Научное ядро

Исследования идут по всей цепочке: фундаментальные (20%), прикладные (50%), разработки (30%). Среднегодовой объем хоздоговорных работ и госконтрактов за 2001–2005 гг. – более 100 млн руб. Штат – свыше 200 чел. (каждый третий с ученой степенью) плюс столько же по совместительству.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: