Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7-8 2009
Сергей Владимирович ЛЫСАКОВ  28 июля 2009

Арендовать! В 99 случаях из 100

То количество дата-центров, и коммерческих, и корпоративных, которое сейчас есть в России, – мизер по сравнению с реальными потребностями. Даже при нынешнем уровне развития информатизации российской экономики для достижения конкурентоспособности и производительности на мировом уровне их должно быть в 10–20 раз больше. Но индустрии дата-центров у нас пока нет…

Сергей ЛЫСАКОВ, генеральный директор, ЗАО «Группа компаний Стек»Российские особенности

Основной тормоз развития индустрии дата-центров – отсутствие аутсорсинга в сфере эксплуатации инженерных систем с гарантированным уровнем качества и надежности.

Владелец дата-центра не может отдать его эксплуатацию на аутсорсинг, потому что отдать некому. Никто не готов нести ответственность за результаты своей работы ни на этапе строительства и поставок оборудования для дата-центра, ни на этапе его эксплуатации. Никто не берется реально соблюдать SLA на эксплуатацию инфраструктуры дата-центра.

И оператор услуг дата-центра вынужден создавать у себя службу эксплуатации, обучать и тренировать ее специалистов, чтобы действительно отвечать перед клиентами за тот уровень качества ИТ-сервисов (и бизнеса), за который они платят. Более того, чтобы обеспечить заявленный уровень сервиса, наша компания, например, весь последний год занималась устранением просчетов и недоработок, допущенных поставщиками оборудования и услуг при строительстве ныне действующих узлов. Это проблемы именно российского рынка. В США дата-центры, построенные 20 лет назад, работают до сих пор с минимальными переделками. Естественно, в них периодически проходят модернизации оборудования, но это не замена всей кабельной трассы, которую вынуждены были делать мы.

Пока у нас производитель – царь и бог. Он привозит оборудование, распаковывает, запускает – все работает. Но очень скоро «вдруг» начинаются процессы, которых в принципе не должно быть. А ведь поставщики не какие-то там ремесленники, а серьезные иностранные компании, которые имеют хорошую репутацию на международном рынке. Но на Россию они почему-то смотрят как на страну непуганых идиотов, готовых за любые деньги купить то, что сделали «там». Те, кто уже научен горьким опытом взаимодействия с поставщиками решений и не раз был вынужден «разруливать» ЧП, связанные со сбоями в работе «лучших в мире» кондиционеров, чилеров и дизелей, знают, что перед тем как запускать «железо» в боевое дежурство, его нужно полностью разобрать и заново собрать. Но таких специалистов у нас еще очень мало.

По стопам Петра I

В свое время Петр I поехал за границу учиться строить корабли. И нам сейчас нужно отправляться за рубеж и смотреть, как там строят и эксплуатируют дата-центры. Американские и европейские дата-центры охотно показывают свои инженерные системы. Нам надо перенимать их опыт и приглашать сюда лучших специалистов. Без этого своя индустрия дата-центров по всем используемым в них системам у нас не появится.

Также нужно, чтобы и правительственные чиновники, и работодатели поняли, что для сегодняшней России строительство дата-центров может стать мощным импульсом развития и модернизации всей экономики. Ведь нет никакого резона везти кондиционеры или дизель-генераторы для дата-центров из-за границы, если их можно делать здесь, и существенно дешевле. При определенных объемах такое производство станет настоящей индустрией, которая будет основой ЦОДофикации страны.

Аутсорсинг со скрипом

Полагаю, что в 99 случаях из 100 компании гораздо эффективнее использовать коммерческий дата-центр, вместо того чтобы строить свой. Другое дело – каким он будет. Того опыта аутсорсинга услуг дата-центров, который накоплен на пресловутом Западе, у нас, к сожалению, нет. Слова «SLA» уже произносятся, но никакой подоплеки под ними нет. Нет ни ответственности, ни измеримых параметров качества услуг.

Но перелом в отношении аутсорсинговых дата-центров все же происходит, появляется понимание того, что при правильном подходе к делу с их помощью можно хорошо сэкономить и повысить качество работы. Это начинают понимать и те компании, которые предъявляют строгие требования к информационной безопасности, потому что эти проблемы, как показывает зарубежный опыт, в коммерческом дата-центре успешно решаются.

Но переход к массовому использованию аутсорсинга дата-центров идет гораздо медленнее, чем того требуют реалии сегодняшнего дня.

Парадоксы кризиса

Как ни удивительно, сейчас в России самые подходящие условия для строительства новых дата-центров, и в первую очередь коммерческих. Хотя банковские ставки по кредитам для нормальной экономики дата-центра слишком высоки, но привлечь деньги российских или иностранных инвесторов на разумных условиях все же возможно.

Однако необходимо определиться, как и какие дата-центры строить. Выстраивать «традиционные» решения, которые используют старые технологии и рассчитаны на пожирание энергии, я считаю чрезвычайно большим риском – риском и для инвесторов, и для тех компаний, которые строят, и для их будущих клиентов. Это будут зарытые деньги, которые не дадут отдачи. Нужен переход на новые энергосберегающие технологии. Во многих современных дата-центрах коэффициент использования электроэнергии PUE (Power Usage Effectiveness – отношение энергии, поступающей в дата-центр, к энергии, расходуемой ИТ-оборудованием) составляет в среднем 2–2,5. А в тех энергосберегающих решениях, которые сегодня уже реально могут быть использованы, PUE доходит до 1,2 и даже до 1,1. Именно на эти цифры надо ориентироваться.

  

В России уже есть все предпосылки к тому, чтобы создать наконец цивилизованный рынок услуг дата-центров и на уровне базовых сервисов (colocation, dedicated), и на уровне комплекса сервисов для требовательных клиентов. Показателен пример банков и финансовых компаний, которые еще до кризиса просчитали выгоду от обращения к коммерческим дата-центрам, хотя многие из них имеют собственные. Еще одна важная тенденция – повышение интереса к услугам коммерческих дата-центров со стороны госструктур и госкорпораций. Причем этот интерес обусловлен не стремлением «освоить бюджет», а осознанной потребностью в получении услуги, необходимой для осуществления государственных функций, реализации госпрограмм, национальных проектов и т.д. Госсектор постепенно перестает быть пассивным консерватором в отношении современных ИКТ-сервисов. Не исключено, что уже в обозримом будущем именно госструктуры войдут в число самых лояльных потребителей услуг дата-центров. Для этого надо, чтобы разумный консерватизм уравновешивался пониманием истиной ценности ИКТ для отечественной экономики.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: