Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7-8 2009
Дмитрий Алексеевич СИНИЦЫН  28 июля 2009

Наш выбор – собственные ЦОДы

Если предоставление услуг дата-центра для оператора – отдельное направление бизнеса, то такой ЦОД должен находиться у него в собственности, считает Дмитрий СИНИЦЫН, директор по маркетингу ОАО «Комкор» (бренд «АКАДО Телеком»).

Дмитрий СИНИЦЫН, директор по маркетингу ОАО «Комкор» – Известно, что строительство и эксплуатация ЦОДа обходятся недешево. Какие самые крупные статьи расходов у владельца дата-центра?

– При создании ЦОДа практически все статьи довольно затратны. Если здание строится с нуля, владелец будущего дата-центра несет все расходы по его возведению. Следующие по величине затраты – на подключение электропитания. Часто ЦОД создается в помещении бывшего завода, там, как правило, имеются большие площади, достаточный запас несущей способности пола (особенно если он стоит на «земле») и электропитание.  Далее идут затраты на инфраструктуру. ЦОДу высокого класса требуются мощные системы обеспечения качественной работы – системы бесперебойного электроснабжения, холодоснабжения, пожаротушения и т.д., и это тоже достаточно затратно.

При эксплуатации ЦОДа основные расходы приходятся на электроэнергию и техническое обслуживание инфраструктуры. Причем затраты на энергоснабжение растут быстрее всех остальных статей расходов, которые увеличиваются в соответствии с общим ростом цен. Кроме того, в Москве и ее ближайших окрестностях, где сосредоточено подавляющее большинство российских ЦОДов, находить свободные электрические мощности для подключения новых дата-центров с каждым годом становится все труднее.

– Как сейчас решают проблему нехватки электроэнергии российские ЦОДовладельцы?

– Хотя в нынешней экономической ситуации объемы промышленного производства сократились и энергопотребление в целом снизилось, проблема дефицита электроэнергии стоит по-прежнему остро. Решают ее все по-разному, исходя из собственных бизнес-целей. Если оператор дата-центра в силу специфики своего бизнеса присутствует в регионах либо планирует региональное развитие – безусловно, имеет смысл строить ЦОД там, поскольку в регионах зачастую проблем с электроэнергией нет или их решение обходится значительно дешевле, чем в Москве.

Сегодня в регионах активно растет рынок ШПД, увеличиваются и объемы трафика, и количество абонентов. Продолжается развитие экономики регионов, возрастает потребность в защищенном хранении данных и необходимость создавать в ЦОДе резервные ИТ-системы.

 Досье «ИКС»

Первый дата-центр у «Комкора» появился больше 10 лет назад, практически одновременно с началом оказания телекоммуникационных услуг клиентам. Компания использовала его главным образом для собственных нужд. В 2004 г. был создан второй дата-центр, услуги которого «Комкор» предлагает клиентам как часть комплексных решений вместе с основными телекоммуникационными сервисами, такими как VPN, IP-транзит, доступ в Интернет и т.д. В двух этих дата-центрах насчитывается в общей сложности порядка сотни стоек. Недавно введен в эксплуатацию третий ЦОД, рассчитанный на 140 стоек, мощности которого также сдаются в аренду корпоративным пользователям.
– Какие технологии используют операторы ЦОДов для сокращения затрат на их создание и эксплуатацию?

– Поскольку обеспечение электропитания соответствующей категории и необходимого охлаждения – одна из основных статей расходов при создании ЦОДа, многие решения по сокращению затрат лежат в этой области. К примеру, ввиду высокой концентрации серверного и телекоммуникационного оборудования на площадках ЦОДа следует использовать коммутационное оборудование с высокой плотностью портов на один юнит занимаемого пространства и минимально возможным энергопотреблением. Кроме того, такие решения позволят владельцам коммерческих ЦОДов получать дополнительный доход за счет большего количества свободных юнитов и высвобожденных киловатт подводимой мощности.

Развитая система мониторинга состояния работы оборудования даст возможность превентивно устранять мелкие неисправности и не заниматься дорогостоящим ремонтом впоследствии.

Не менее важно правильное проектирование систем охлаждения ЦОДа. К примеру, в новом ЦОДе «АКАДО Телеком» для отвода тепла, выделяемого оборудованием, применена трехконтурная система охлаждения. В рядах стоек установлены так называемые доводчики холода. Все это позволяет обеспечить качественную работу системы климат-контроля и при этом существенно оптимизировать ежемесячные затраты на электроэнергию.

– Как повлиял экономический кризис на ситуацию на рынке услуг дата-центров?

– По прогнозам аналитиков, положительный тренд развития этого рынка сохранится, но темпы его роста снизятся. Да, кризис привел к приостановке проектов строительства новых ЦОДов. Несколько сократился и спрос на услуги дата-центров, правда, не намного, и он все еще превышает предложение. Но так как сейчас продолжают вводиться в строй дата-центры, строительство которых было начато до кризиса, то вполне вероятно, что вскоре спрос и предложение сравняются.

– Как вы считаете, всегда ли компании нужно строить собственный дата-центр? Может быть, выгоднее обратиться в коммерческий ЦОД?

– В общем случае однозначно сказать что выгоднее невозможно. Необходимо просчитывать инвестиции и срок их возврата. Некоторое время назад этот вопрос компании решали, опираясь лишь на наличие ресурсов – человеческих, финансовых, временн'ых. Однако с наступлением кризиса многие коммерческие компании (например, банки) не только отказываются от проектов создания своих ЦОДов, но и переносят оборудование из имеющихся собственных дата-центров в коммерческие. Связано это в немалой степени с увеличением арендных ставок и/или переездом в офисы меньшего размера, где места для ЦОДа не предусмотрено.

Если же говорить об операторах связи как отдельном сегменте потребителей услуг ЦОДов, то ответ на этот вопрос зависит от бизнес-модели оператора. Важными факторами являются и объем бизнеса, и цели, которые достигаются использованием ЦОДа. Если услуги ЦОДа ориентированы лишь на обеспечение потребностей своих клиентов, а абонентская база небольшая, то, безусловно, выгоднее арендовать площади ЦОДа у стороннего провайдера. Но если оператор планирует активно развивать данную услугу, выделяя ее в отдельное направление бизнеса, имеет смысл задуматься о строительстве дата-центра. Мы сделали выбор в пользу собственных ЦОДов. 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!