Rambler's Top100
 
 
Статьи ИКС № 7-8 2009
Брайан (Brian) ПОТТЕРИЛ (Potterill)  Дэвид РАССЕЛ  28 июля 2009

Сети совместного использования: время пришло

Идея использовать инфраструктуру сети совместно с другими провайдерами для операторов мобильной связи весьма привлекательна. Однако успешных сделок в этой области не так много, а создание совместно используемых сетей сопряжено с различными трудностями и препятствиями. На что надо обратить внимание?

Дифференциация
 
Совместное использование сетей в действии: Великобритания, Испания, Индия, далее... ?

В декабре 2007 г. британские сотовые операторы T-Mobile и Hutchison 3 заключили договор об объединении своих сетей 3G и создании для управления ими совместного предприятия Mobile Broadband Network Limited (MBNL) с равными долями участия. Эта сделка должна обеспечить партнерам охват 3G-услугами 98% населения Великобритании, а также экономию 2 млрд ф. ст. (3 млрд евро) в течение 10 лет за счет отключения 5 тыс. сотовых вышек. Компании заявили, что достигнутое ими соглашение «существенно повысит качество 3G-услуг и широкополосного доступа в Интернет с мобильных устройств, увеличит зону действия обоих операторов, снизит затраты, а также принесет серьезные выгоды с точки зрения экологии».

В Испании мобильные операторы Vodafone Spain и France Telecom Espana (ныне Orange) в ноябре 2006 г. заключили соглашение о совместном использовании сети 3G, охватывающей сельские районы страны. Они объединили усилия по созданию 3G-сетей в некоторых испанских городах с населением менее 25 тыс. человек. По оценке компаний, сделка позволит им значительно сократить расходы и на 40% уменьшить количество вышек, которые нужно будет установить.

В Индии оператор Bharti Airtel совместно с двумя своими основными конкурентами по услугам GSM – Vodafone-Essar и Idea Cellular – учредил независимую компанию по управлению сотовыми вышками Indus Towers с целью предложить использование своих вышек всем телеком-компаниям. Bharti уже сумел снизить операционные затраты, передав на аутсорсинг б'ольшую часть функций по управлению своими сетями вендорам – Ericsson и Nokia Siemens Networks.

Конкуренция сегодня снижает традиционно высокую прибыль операторских компаний, и происходит это как раз тогда, когда наступает время крупных инвестиций. Одновременно ужесточаются требования по охране окружающей среды, а бурный рост услуг передачи данных вынуждает операторов пересматривать свою роль в цепочке создания стоимости. В таких условиях переход к совместному использованию сетей кажется очевидным шагом.



С момента появления услуг GSM в начале 1990-х годов и до подключения миллиардного абонента сеть, базовые станции и подключения базовых станций к сети принадлежали операторам и они сами управляли всей инфраструктурой. Эта вертикально интегрированная организационная модель отражала тогдашнюю ситуацию: игроки на рынке различались по зоне охвата сети. Широкое покрытие было главной потребностью абонентов, а значит, и важным фактором конкуренции. Поэтому операторы строго охраняли свое географическое преимущество перед конкурентами, а контроль над стратегическими активами (т.е. сетью), дававшими это преимущество, считали своей главной обязанностью. Этот подход приносил высокую отдачу, поскольку прибыль операторов с наилучшей зоной охвата обычно росла быстрее.

Во вторую волну развертывания сетей GSM стратегия изменилась: операторы стремились быстро закрыть «прорехи» в покрытии своих сетей. Крупные компании, чтобы укрепить свое положение, покупали землю под сайты и отказывались делить места под вышки с другими операторами.

Однако со временем сети операторов и их зоны охвата разрослись, а различия между ними стали так малы, что новые инвестиции в зону покрытия приносили минимальную отдачу. Полномасштабная борьба за зону охвата закончилась в начале 2000-х годов, когда охват сети перестал быть значимым отличием в глазах большинства абонентов.

Сегодня успех на рынке сотовой связи в большей степени зависит от дистрибуции, брендинга и набора услуг. Появление iPhone дало толчок распространению мобильного контента и еще заметнее сместило акцент, который прежде делался на сети. Теперь операторы включили в сферу своего внимания контент и медиа, пытаясь взять под контроль добавочную стоимость, создаваемую на этих новых рынках.

По мере того как сеть все больше стали считать «трубопроводом» услуг сотовой связи, а не отличительным коммерческим аргументом, компании стали задаваться вопросом, так ли уж необходимо владеть сетью и управлять ею своими силами. С начала этого столетия сотовые операторы, прежде крепко державшие сетевую инфраструктуру в своих руках, ослабили хватку. Сначала они стали заключать договоры субаренды пространства на своих сайтах, а затем появились специальные сетевые компании, предлагающие услуги совместного использования вышек. В США это Crown Castle, Spectrasite и American Tower; есть такие сети и в других странах.

Затем возник аутсорсинг сетей, при котором, как правило, операторы передают операционный контроль над развертыванием сети и ее эксплуатацию в ведение стороннего поставщика. Например, нидерландский оператор Telfort, сохранив за собой право владения инфраструктурой сети, задачи по расширению зоны ее действия и управлению ею передал компании Ericsson. Аутсорсинг позволил Telfort снизить расходы и сконцентрироваться на обслуживании клиентов.

Совместное использование сетей – следующий и неизбежный шаг на этом пути.

Возможная экономия

Какой же экономии можно добиться при совместном использовании сети? Ответ: экономия может быть значительной, но при этом, возможно, придется пойти на компромисс в отношении услуг или зоны действия сети. Сокращение затрат обусловлено демонтажом некоторых базовых станций или других объектов инфраструктуры в местах, где сети участников сделки перекрываются. В некоторых местах покрытие обеспечивает сайт только одного оператора, и там объединение сетей может привести к снижению качества услуг и вызвать недовольство абонентов. Хотя при разработке бизнес-модели и реализации проекта по совместному использованию сети следует учитывать влияние, которое оно может оказать на степень удовлетворенности клиентов, масштаб потенциальной экономии таков, что подобные соображения редко подрывают общее экономическое обоснование.

Планы T-Mobile и Hutchison 3 демонтировать 5 тыс. мачт и сэкономить 2 млрд ф. ст. за 10 лет показывают, насколько велика может быть экономия. Когда Vodafone планировала так и оставшуюся незавершенной сделку с Orange, она рассчитывала за несколько лет сократить капитальные и операционные затраты на сети 2G и 3G на 20–30%.

Очевидно, в каждом конкретном случае экономия зависит от положения, активов и зоны действия сети каждого из партнеров. Как правило, наибольшая часть капитальных затрат сотового оператора приходится на радиосеть. Переход с единичного совместного использования сайтов и вышек на совместное использование всей радиосети дает гораздо больше возможностей для снижения затрат (см. рисунок. При совместном использовании радиосети экономия на один сайт составляет 130 тыс. евро для капитальных затрат и 14 тыс. евро – для годовых операционных расходов).

Когда операторы планируют и реализуют проект по получению такой экономии, перед ними встает следующая проблема: основная часть капитальных затрат уже произведена, и если рассчитывать вернуть затраты на переход к совместному использованию радиосети только за счет уменьшения операционных расходов, то срок окупаемости может оказаться очень большим. Однако опыт показывает, что капитальные затраты имеют место при модернизации, изменении архитектуры и даже при устаревании сети. Значит, экономию от совместного использования сети можно получать на протяжении всего инвестиционного цикла.

Совместное использование сети дает и другие преимущества помимо снижения издержек. Во-первых, оно позволяет операторам сконцентрироваться на функциях, которые действительно отличают их с точки зрения современного абонента, таких как бренд, портфель услуг, ценовая политика и быстрота реагирования на потребности клиентов. А во-вторых, оно помогает операторам точнее соблюдать требования по охране окружающей среды, более эффективно используя инфраструктуру и сокращая выбросы двуокиси углерода.

Эффект 3G

Появление технологии 3G и обусловленная этим потребность в крупных инвестициях в создание инфраструктуры новых сетей придали совместному использованию сети особую популярность: все больше компаний осознают потенциал экономии от такого подхода. Регулирующие органы также замечают его преимущества. например, в Индии в 2008 г. были приняты новые правила, разрешающие совместное использование активной инфраструктуры сетей. Вполне вероятно, что в последующие пять лет совместное использование сетей станет основным направлением развития сектора мобильной связи во всех странах мира.

Проблемы и препятствия

Однако на пути успешного заключения и исполнения таких сделок по-прежнему будет возникать целый ряд сложностей, наблюдающихся практически на всех рынках.

Влияние на стратегию и получение выгоды. Обеим сторонам важно понимать последствия договора о совместном пользовании сетью и соответствующим образом позиционировать себя. В дальнейшем сеть может вернуть себе статус ключевого фактора в стратегии оператора по разработке продуктов и услуг, а совместное использование сети означает совместное принятие решений о будущих инвестициях и ее развитии. Партнеры должны быть уверены в том, что совместная сеть будет соответствовать их стратегическим целям и что договор о совместном использовании даст им возможность получать справедливую долю возникающей выгоды.

Регулирование. До недавнего времени регулирование было направлено на стимулирование конкуренции в области инфраструктуры мобильной связи. Операторы должны осознавать риск возникновения проблем с антимонопольным законодательством, особенно при обмене информацией о таких факторах, как ценообразование и окупаемость инвестиций. По этой причине операторы, заключающие сделку по совместному использованию сетей, во многих случаях для обработки данных используют помещения, которые изолированы от оперативных сотрудников и доступ к которым разрешен лишь некоторым руководителям и независимым консультантам.

Организационная культура и перемены. Одно из основных и часто недооцениваемых препятствий – масштаб культурных перемен, необходимых для заключения сделки о совместном использовании сетей с оператором-конкурентом. Должен измениться корпоративный менталитет – от исторически сложившейся на рынке открытой конкурентной враждебности к некоторой форме сотрудничества. Также необходимо уйти от инженерно-сетевого мировоззрения, приняв концепцию, сосредоточенную на клиенте и бренде. Различия в культуре ведения бизнеса двух компаний также могут привести к недопониманию и напряженности.

Структурирование сотрудничества. Сделка может реализовываться либо посредством прямого совместного использования, либо через создание совместного предприятия. Выделив управление сетью в отдельное направление деятельности и создав для этих целей независимую компанию, находящуюся в общей собственности, но имеющую свой собственный отчет о прибылях и убытках, стороны могут создать более объективный и прочный фундамент своих взаимоотношений. Однако и этот подход привносит свои практические сложности, в частности необходимость определять уровни обслуживания, приоритетность инвестиций и внутрифирменные цены.

Оценка вкладов сторон. Ситуация, в которой стороны вкладывают различные ресурсы и рассчитывают на соответствующий доход, – почва для разногласий относительно того, получает ли каждая из них должную отдачу от своих инвестиций. Возникающая напряженность может свести на нет потенциальные выгоды.

Затраты на интеграцию и переходный период. Партнерам придется заботиться о поддержании надлежащего уровня услуг при одновременной рационализации сети и заниматься выводом из эксплуатации дублирующей инфраструктуры. На это потребуются значительные стартовые инвестиции до того, как компании начнут получать какую-либо выгоду от понесенных затрат, что может осложнить обоснование долгосрочной экономической модели.

Активы, учет и налогообложение. Совместное использование сетей влияет не только на капитальные и операционные затраты, но и на владение активами. Это неизбежно вызывает целый ряд непростых вопросов, связанных с бухгалтерским учетом и налогообложением активов, например списанием или ускоренной амортизацией имеющихся основных средств.

Взгляд в будущее

Альтернативы совместному использованию сетей непривлекательны – это постоянное повышение капитальных затрат и потеря выгод от увеличения масштаба деятельности, которые переходят к операторам совместных сетей. Хотя, как показывает опыт, дьявол кроется в деталях и есть риск того, что их блестящие перспективы поблекнут под бременем рутинных операций, связанных с оценками, операционным контролем и окупаемостью инвестиций. Однако операторы не должны останавливаться перед препятствиями на пути к успеху в совместном использовании сетей. Если договор правильно составлен и структурирован, он выгоден для всех участвующих сторон и их клиентов, служит интересам экологии и экономики страны, в которой они работают.

Выжидательная стратегия – не самый лучший выход. По мере того как другие операторы объединяются, стратегические возможности для одиночек быстро сужаются. Короче говоря, совместное использование сетей – это идея, время которой пришло. И выиграют компании, которые будут действовать быстрее других.   
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!