Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 7-8 2009
Владимир МАКСИМЕНКО  М.А. ВАСИЛЬЕВ  28 июля 2009

NGN–IMS–FMC–SoftSwitch. Как соотнести понятия и бизнес-модели?

Как трактовать фразу «Бизнес-модель FMC лучше всего реализовать, используя концепцию NGN, на технологической архитектуре IMS с использованием технологии SoftSwitch»? Каждый специалист приведет сразу несколько толкований. Как разобраться в хитросплетениях терминологий?

В.Н.  МАКСИМЕНКО, Современные телекоммуникации М.А. ВАСИЛЬЕВ, МТСЦель статьи – обоснование иерархии терминов SoftSwitch, NGN, IMS, FMC, которая в дальнейшем может быть целенаправленно использована при анализе бизнес-моделей операторов телекоммуникационных услуг.

В настоящий момент понятия и явления по имени SoftSwitch, NGN, IMS и FMC определяют наиболее важные направления развития как бизнеса, так и топологии сетей. Однако разные специалисты трактуют эти понятия по-разному – как технологии, как архитектуры и даже как концепции*. Разнобой в оценках, с одной стороны, и общность оценок – с другой не позволяют конкретному оператору провести продуктивный анализ и определить, в каком направлении и как модифицировать свою сеть и бизнес для поддержания его конкурентоспособности в ближайшем будущем.

Некоторые эксперты время от времени предрекают скорую кончину то одному, то другому из этих направлений. Возможно, такие прогнозы ошибочны хотя бы по причине того, что, например, элемент, который ранее считали концепцией, на самом деле должен выполнять роль технологии, т.е. призван решать более узкие задачи и потому просуществует еще долгое время.

Как же распределяются роли у четырех направлений–технологий–трендов в соответствии с современным состоянием их стандартизации?

 Вопросы конвергенции фиксированной и мобильной сетей рассмотрены в следующих основных документах ITU-T:

•Рекомендации ITU-T Q.1761 «Principles and requirements for convergence of fixed and existing IMT-2000 systems»;


•Рекомендации
ITU-T Q.1762 «Fixed-mobile convergence general requirements»;

Telecommunication Standardization Sector Study Period 2005 – 2008. NGN GSI Rapporteur Group Meeting: Geneva, 12-22 May 2008.


NGN: концептуальное понятие


Согласно Рекомендации Y.2001 МСЭ-Т, NGN (Next Generation Network) – это сеть с пакетной коммутацией, пригодная для предоставления услуг электросвязи и использования нескольких широкополосных технологий транспортирования с включенной функцией QoS, в которой связанные с обслуживанием функции не зависят от лежащих в основе технологий, ответственных за транспортировку. Она позволяет осуществлять беспрепятственный доступ пользователей к сетям и конкурирующим поставщикам услуг и/или к выбираемым ими услугам и поддерживает универсальную подвижность, обеспечивающую постоянное и повсеместное предоставление услуг пользователям.

Одно из концептуальных отличий архитектуры сети NGN от предшествующих ей технологий – это принципиально иная модель логического взаимодействия подсистем (компонентов архитектуры). При классическом построении сети связи основными функциональными элементами сети являются узлы коммутации различных уровней иерархии, во взаимодействии с которыми работают узлы доступа. При этом одно и то же оборудование (узел связи) выполняет одновременно несколько функций: трансляцию пользовательской информации (данных), обслуживание вызова в процессе установления коммутируемого соединения, а также предоставление услуг и дополнительных видов обслуживания.

Эталонная архитектура сети NGN характеризуется четким разделением на три уровня в соответствии с их функциональными задачами (рис. 1).

NGN можно классифицировать как концепцию организации взаимодействия сетей. Оно является концептуальным по отношению к другим рассматриваемым здесь понятиям.

IMS: архитектурное решение

Задачи, которые NGN призвана решать в соответствии с приведенным выше определением, оптимальным на данный момент образом решаются, если эту концепцию реализовать на архитектурном решении IMS (IP Multimedia Subsystem), представляющем собой стандартизованную в рамках 3GPP подсистему фактически для решения всех задач, сформулированных для NGN. Причем, несмотря на многочисленные попытки найти оптимальное архитектурное решение, у 3GPP это получилось наиболее удачно в силу традиционной ориентированности этой стандартизации на взаимодействие сетей (роуминг), в том числе и в части взаиморасчетов (биллинг), а также на изначальный учет места регистрации абонентов как в домашней, так и в гостевой сетях.

Стандартизованная архитектура подразумевает иерархическое упорядочение функций в соответствии с концепцией NGN (рис. 2).

Принципиальной особенностью построения архитектуры IMS является то, что подавляющее число интерфейсов взаимодействия (см. рис. 2) реализовано на стеке протоколов IP благодаря тому, что этот стек покрывает все уровни стандартной модели OSI, существенные с точки зрения предоставления мультимедийных услуг.

FMC: бизнес-модель конвергенции

В некоторых работах** уже показано, что благодаря представленной архитектуре важнейшая задача, решаемая с помощью NGN и не решенная в законченном виде ранее, заключается в обеспечении конвергенции сетей фиксированной и мобильной связи (Fixed Mobile Convergence – FMC). Вследствие этого понятие NGN можно классифицировать как концептуальное по отношению к понятию FMC, на котором последнее и базируется.

Как же определяется понятие конвергентной сети?

Наиболее завершенные определения понятий конвергенции и FMC даны в недавно опубликованном документе ITU-T – Telecommunication Standardization Sector Study Period 2005–2008. NGN GSI Rapporteur Group Meeting: Geneva, 12–22 May 2008:

• конвергенция – скоординированная эволюция формально отдельных сетей к единству в поддержке предоставления услуг и приложений;

• FMC – использование технологий проводного или беспроводного доступа совместно с опорной сетью, базирующейся на IMS (рис. 3).

В этих документах рассмотрены вопросы реализации роуминга пользователей при предоставлении им базовых или дополнительных услуг, а также архитектура сети для реализации FMC, базирующаяся на IMS.

Согласно приведенному выше определению, целью FMC является обеспечение абонентов одними и теми же услугами как в фиксированной, так и в мобильной среде.

Архитектура предполагает наличие общей IMS – сервисной платформы, служащей для предоставления услуг как в фиксированной, так и в мобильной сетях. Конвергентная IMS-платформа может служить для переноса услуг между терминалами, подключенными к различным сетям с учетом их достижимости или требований абонента, а также для переноса услуг из одной точки доступа в другую при обеспечении непрерывности услуги в случае использования мультимодового терминала, способного работать как в мобильной, так и в фиксированной сетях.

Конвергенция услуг на базе IMS обеспечивает следующие возможности FMC:

• доступ к одним и тем же базовым услугам IMS с различных терминалов с различными идентификаторами (они могут быть реализованы как различные физические терминалы с различными идентификаторами);

• доступ к одним и тем же услугам с различных терминалов, использующих один и тот же абонентский идентификатор, что позволяет пользователю решать, с какого терминала должна быть предоставлена та или иная услуга и в каком порядке;

• непрерывность услуги на многомодовом терминале в момент движения между зоной, создаваемой оборудованием фиксированной связи (дома и на предприятии) и сетью мобильной связи (т.е. двухмодовые UTRAN- и WLAN/Bluetooth-терминалы или PDA, который может соединяться с базовой станцией UTRAN или с точкой доступа WLAN/

Bluetooth, подключенной к сети доступа фиксированной сети).

Конвергентные услуги – это предмет очередной большой битвы на рынке телекоммуникаций. Одни операторы отдадут предпочтение конвергенции только на уровне услуг и приложений, возможно, под единым брендом. Такой вариант достаточно легко реализовать, и он может рассматриваться как первая фаза создания единого конвергентного оператора. Другие сразу пойдут по пути полной сетевой конвергенции, т.е. создания единого конвергентного оператора, объединяющего фиксированный, мобильный и широкополосный бизнесы, включая сетевую конвергенцию. Это довольно сложный и длительный процесс, который потребует конвергенции/перестройки не только технологической базы, но и всей структуры оператора. Тем не менее успешная реализация такого плана обеспечит оператору наилучшие позиции.

SoftSwitch: технология

В свете сказанного понятие FMC можно расценивать как концептуальное в смысле новых направлений формирования бизнеса и как одну из опций концепции NGN в смысле технологии.

А при чем же здесь третий элемент – SoftSwitch?

Согласно эталонной архитектуре, разработанной International Packet Communication Consortium (IPCC), SoftSwitch является технологическим решением, обеспечивающим иерархическое выполнение иерархически разноуровневых функций в четырех функциональных плоскостях – транспортной, управления обслуживанием вызова и сигнализации, услуг и приложений, эксплуатационного управления (рис. 4).

Такое разделение функций по иерархическим уровням в полной мере соответствует принципам структурирования NGN (см. рис. 1). Благодаря этому SoftSwitch можно охарактеризовать как технологическое решение, на котором на данном уровне развития технологии концепция NGN реализуется наилучшим образом.

Позиционирование SoftSwitch как технологического решения подтверждается многими факторами, в том числе и тем, что решения использовались в ИТ-системах для контроля и управления трафиком задолго до появления концепции NGN и совсем уж без претензии на организацию межсетевого взаимодействия и «компоновки» мультимедийных услуг.

Таким образом, утверждение «бизнес-модель FMC лучше всего реализовать, используя концепцию NGN, на технологической архитектуре IMS с использованием технологии SoftSwitch» выглядит сегодня логически обоснованным.

Применительно к анализу, например, биллинговых систем это утверждение может обозначать, что решения с использованием технологии SoftSwitch могут относиться к сетям следующего поколения, реализующим концепцию NGN, но не на конвергентной платформе IMS.

Иерархия понятий

В качестве резюме еще раз подчеркнем, что как архитектурное решение IMS наилучшим на данный момент образом подходит для реализации концепции NGN в первую очередь в силу ориентированности этой архитектуры на взаимодействие сетей (роуминг), в том числе и в части взаиморасчетов (биллинг), а также на изначальный учет места регистрации абонентов как в домашней, так и в гостевой сетях.

Наряду с функцией расчета стоимости услуг (биллинга) в бизнес-модель любого оператора непременно входит функция оценки качества предоставляемых услуг.

Как показал проведенный анализ, самым высокоуровневым и концептуальным понятием в рассмотренной связке определений является NGN. Услуги, предоставляемые в рамках этой концепции, согласно определению NGN, приведенному в начале статьи, имеют следующие отличительные особенности:

• мультимедийность, а также вытекающее из этого большое разнообразие видов услуг,

• использование нескольких широкополосных технологий транспортирования,

• универсальную подвижность пользователя услуги, предусматривающую хэндовер между подсетями доступа, построенными по различным технологиям.

В силу этих особенностей можно утверждать, что в стандартах, относящихся к качеству предоставления услуг***, анализируются не сами услуги, которые могут предоставляться в рамках концепции NGN, а лишь качественные показатели компонентов, составляющих конкретные мультимедийные услуги на этапах их прохождения по конкретным подсетям NGN. В такой ситуации для оценки качественных показателей конкретных услуг выходом из положения может стать предложенный нами метод декомпозиции****, в соответствии с которым процесс предоставления услуги путем анализа структуры услуги разбивается на этапы, для которых по отдельности применимы стандартизованные показатели качества.  икс 

___________________________________________________________________________________________________

* Аналитический обзор «Анализ зарубежного опыта внедрения платформы IMS и ее перспектив на сетях российских сотовых операторов 2.5/3G». ЗАО «Современные Телекоммуникации», 2006.

** Гольдштейн А.Б., Гольдштейн Б.С. SoftSwitch. СПб
.: БХВ-Санкт-Петербург, 2006.

*** ETSI TS 102 250-1. Speech processing, Transmission and Quality Aspects (STQ); QoS aspects for popular services in GSM and 3G networks;  Part 1: Identification of Quality of service criteria.

**** Максименко В.Н., Васильев М.А. Метод декомпозиции абонентских услуг мобильной связи с целью расчёта стандартных параметров качества (на примере LBS).Roman'">
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!