Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
07 августа 2009

И. КРУТОВ (IBM): К сожалению или к счастью, но универсального подхода к решению этой проблемы не существует

Дата-центр: строить нельзя арендовать... Не все компании могут легко и просто поставить запятую в этой фразе. Остальным приходится решать задачу со многими начальными условиями. Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №7-8`2009, «Практика ЦОДопотребления». Часть V.

? «ИКС»: На вопрос о том, строить ли компании свой дата-центр или обращаться в коммерческий ЦОД, однозначного ответа нет, он зависит от многих входящих параметров. Как эта проблема решалась год-два назад и как решается сейчас?

Олег ЗЯБРЕВ, старший консультант подразделения центров обработки данных, APC by Schneider Electric: Подход к решению этой проблемы за последние два года не изменился. Если на рынке есть коммерчески привлекательные предложения необходимых услуг ЦОДа соответствующего уровня, то, конечно, надо обращаться к услугам коммерческого дата-центра. В противном случае – строить свой, либо снижать требуемый уровень услуг и пользоваться существующими коммерческими ЦОДами.

Илья КРУТОВ, бренд-менеджер по серверам IBM стандартной архитектуры: К сожалению или к счастью, но какого-то универсального подхода к решению этой проблемы не существует. У каждой компании есть свои бизнес-задачи, и нет такого набора критериев, по которому можно было бы точно определить, строить ли ей собственный ЦОД или обращаться к аутсорсингу. Все это в какой-то степени субъективно. Но, если исходить из нынешних экономических условий, то, полагаю, потенциал для использования аутсорсинга сегодня все-таки выше, чем год-два назад, потому что традиционно считается, что аутсорсинг ИТ-инфраструктуры - это способ экономии на ИТ для компании.

Леонид ФИЛАТОВ, председатель совета директоров, ГК .masterhost: Свой собственный ЦОД имеет смысл строить в нескольких случаях. Во-первых, тем компаниям, которые хотят иметь полный контроль над своими ресурсами, и не готовы отдать на аутсорсинг хранение и обработку своих данных. Во-вторых, при объединении компаний в крупный холдинг с внедрением единой ERP-системы и созданием собственной ИТ-инфраструктуры. Компаниям, которые не специализируется на предоставлении ИТ-услуг, на наш взгляд, выгоднее пользоваться коммерческим ЦОД – это позволит существенно снизить финансовые и организационные издержки.

Николай ПАРШИН, директор Центра обработки данных, IBS DataFort: Создавать собственный ЦОД в период экономического кризиса стало нецелесообразно. Поэтому наиболее оптимальный выход из ситуации -- использование коммерческих ЦОДов, предложение которых на рынке сейчас неограниченно. Данное решение будет намного выгодней, чем строительство собственного ЦОДа, которое потребует огромных финансовых вложений. Строительство собственного ЦОД имеет экономический смысл в том случае, если планируется разместить свыше 100 стоек. Выгоды от аутсорсинга ЦОДа следующие: инфраструктура быстро развертывается с нуля; не нужно закупать и обслуживать оборудование (как вычислительное, так и инженерное) и содержать для этого дорогостоящих специалистов; неограниченные возможности масштабирования ресурсов в зависимости от потребностей бизнеса (как в большую, так и в меньшую сторону!).

Рассматривая тенденции рынка, можно наблюдать некий всплеск интереса к услугам аутсорсинга даже у небольших компаний. Это обусловлено тем, что маленькой компании тяжело содержать, например, дорогого специалиста по Windows. Но, как правило, операционной системой дело не заканчивается. Есть и сетевые решения, и системы резервного копирования, и не всегда это именно Windows. Малый, и даже средний бизнес в текущей экономической ситуации не в состоянии содержать дорогой ИТ-персонал, то есть специалистов, которые могут адекватно поддерживать систему и приложения.

Дмитрий КАЛГАНОВ, технический директор, "Центр Хранения Данных": Сейчас все пытаются экономить и сокращают бюджеты всех подразделений предприятий. В условиях кризиса самое время подумать о размещении своих ИТ-ресурсов в коммерческих дата-центрах, тем более, что для этого настала действительно благоприятная обстановка: к примеру, в Москве с конца 2008 года резко возросло предложение услуг на этом рынке, что в условиях экономического спада остановило рост цен. Строительство же своих собственных площадок, очевидно, не целесообразно – резкое увеличение капитальных затрат в условиях кризиса едва ли можно считать разумным.

Владимир ЛОБАНОВ, директор по продажам, Linxtelecom CIS: Многие корпорации и сейчас все еще полагают правильным и экономичным полное ИТ-обслуживание за счет внутренних ресурсов, и идеи аутсорсинга не всегда воспринимаются как более экономичные. Однако расчеты показывают, что затраты на аренду отдельных помещений для ИТ-структуры, создание первой категории электропитания, обеспечение режима безопасности, пожаротушения, обслуживания и, главное, затраты на восстановление бизнеса после всяческих аварий – это стоит гораздо дороже, чем получить эти услуги от коммерческого ЦОДа вместе с телекоммуникациями в одном портфеле по принципу аутсорсинга. Более того, если учесть возможность распределения оборудования по разным ЦОДам, связанным широкополосными линиями связи, то можно говорить о существенной экономии затрат. Конечно, оценить такую экономию и возможный ущерб в случае аварии трудно без учета всех особенностей проекта, но в среднем надежное размещение оборудования во внешнем коммерческом дата-центре может дать экономию до 50% и более. Кроме того, можно сократить вспомогательные службы, что в настоящее время весьма актуально для руководителей предприятий, старающихся сократить издержки и упростить бизнес-процессы.

Владимир ГАБРИЕЛЯН, технический директор, Mail.Ru: Учитывая сегодняшние реалии рынка, а именно экономический кризис, высокую стоимость заемных средств и отсутствие дефицита ЦОДов, на мой взгляд, практически однозначно решение должно склоняться в пользу арендуемого коммерческого ЦОДа. Собственный корпоративный ЦОД имеет право на существование или в случае сверхбольших объемов (более 200-300 стоек) или в случае необходимости обеспечения исключительных параметров безопасности.

Сергей КИРЯЧЕК, директор по глобальным информационным технологиям департамента «Сименс АйТи Солюшенс энд Сервисез», ООО «Сименс»: Строительство своего собственного ЦОДа обосновано технологическими и коммерческими аргументами в совокупности. Пример аргументации «за» строительство собственного ЦОДа:

- наличие свободных электрических мощностей,

- специфические требования от службы информационной безопасности,

- наличие собственной или привлечённой компетенции в инфраструктуре ЦОДа,

- наличие свободных средств для инвестиций и др.

Михаил РОМАНОВ, директор по развитию бизнеса в России, СНГ и странах Балтии, StoneSoft: Если необходимо обеспечить высокую доступность, надежность и защищенность критически важных приложений, то есть смысл строить свой ЦОД, несмотря на всю затратность этого процесса, поскольку российская практика показывает, что выполнение SLA между компаниями -- задача трудная как технически, так и юридически.

Если же приоритет отдается экономии средств, оптимизации инфраструктуры, кадрового состава и т.п., то следует рассмотреть вариант использования коммерческого ЦОДа. Но при этом не стоит ожидать, что начальная цена таких услуг будет на порядок меньше, чем строительство своего ЦОДа. Экономия тут достигается за счет эксплуатационных расходов, расходов на поддержание профессионального уровня специалистов, электроэнергию и др.

Андрей СИНЯЧЕНКО, руководитель центра компетенции ЦОД, «АйТи»: Ситуация на рынке за последние годы кардинально не изменилась. По-прежнему основными потребителями услуг коммерческих ЦОД остаются операторы связи, страховые и интернет-ориентированные компании, которые получают от поставщика услуги с заданным качеством в соответствие с SLA — соглашением об уровне сервиса. Банки и крупные производственные компании, как правило, выбирают путь строительства собственного корпоративного ЦОД, так как опасаются за непрерывность своих бизнес-процессов и не уверены в уровне безопасности коммерческих ЦОД. Хотя стоит отметить, что в последнее время и они начинают задумываться над использованием ресурсов коммерческих ЦОД.

Существует и уже начинает активно пользоваться спросом третий подход к строительству и эксплуатации ЦОД, который потенциально устраняет недостатки обоих перечисленных выше подходов. Это аутсорсинг ЦОД. При этом строительство ЦОД проводится в строгом соответствии с требованиями Заказчика и за счет Заказчика, а затем готовый ЦОД передается в управление внешней профессиональной команде. При этом удается достичь как полного соответствия решения требованиям Заказчика, так и достичь необходимого уровня обслуживания ЦОД и качества сервиса. Для большинства средних и даже крупных компаний данный вариант представляется наиболее оптимальным.

Сергей БЕРЕЗИН, менеджер по маркетингу ИТ-решений, ВСС: Обсуждение строить ли в компании собственный ЦОД или воспользоваться услугами коммерческого дата-центра, по сути, имеет смысл только в том случае, если ее ИТ-бюджет позволяет спроектировать и внедрить у себя собственный ЦОД. Если же бюджета на строительство ЦОД нет, то нет и вариантов выбора.

Но если деньги все-таки есть, то компания может принять решение, исходя из следующих основных положений:

- Корпоративная политика по безопасности данных. Разрешает ли она размещение серверов и систем хранения данных, или их аренду и передачу своих корпоративных приложений на хостинг стороннему провайдеру услуг;

- Перспективность инвестиций в ЦОД, исходя из текущего состояния бизнеса. Понятно, что если состояние бизнеса неустойчиво, то значительные инвестиции, каковыми являются вложения в ЦОД, лучше отложить до момента стабилизации ситуации и перехода рынка к этапу роста;

- Доступность услуг коммерческих дата-центров. Следует оценить качество услуг и уровень цен в региональных коммерческих ЦОД, а также оценить вариант обращения к московским провайдерам (здесь важно наличие хороших каналов связи, а также низких тарифов на трафик).

Вот примерный и очень краткий список условий, который компаниям следует оценивать при выборе пути реализации своих потребностей в услугах ЦОДа. Но у каждой организации, без сомнения, будут свои дополнительные критерии оценки ситуации, которые повлияют на окончательный выбор.

Остается добавить, что для предприятий сектора СМБ совсем необязательно строительство корпоративного ЦОД должно ассоциироваться с гигантскими ИТ-бюджетами. Например, для этой категории заказчиков есть компактные «коробочные» ЦОД, в том числе на базе блейд-шасси. Выгода заказчиков в том, что в таких решениях минимальна стоимость самого проектирования и достаточно короткие сроки развертывания ЦОД, - в пределах одного месяца.

Из новых реалий стоит отметить такую тенденцию, как выделение части мощностей корпоративных ЦОДов для продажи в виде набора коммерческих услуг внешним компаниям. Так, например, произошло с новым корпоративным ЦОДом ОАО «Уралсвязьинформ», чьи мощности доступны и клиентам этого оператора связи.

Павел ЗЕЛЕНСКИЙ, начальник группы системной архитектуры центров обработки данных, «Инфосистемы Джет»: Если эксплуатация инфраструктуры ЦОДа для компании -- не профильный вид деятельности, то арендовать ЦОД будет не только проще, но и дешевле. Если сроки запуска системы ограничены, то следует арендовать, иначе планы не будут выполнены. Это, пожалуй, две основные причины, по которым выбирают аренду.

Вместе с тем, если есть «свободные» деньги, то сейчас самое время вложить их в инфраструктуру.

Сам факт необходимости ЦОД для компании говорит о том, что компания развивается, и в таких условиях аргументы, по которым принимается решение, никак не будут отличаться от аргументов годичной или двухлетней давности. Разве что бюджеты могут оказаться поменьше. Любой бизнес-план должен реализовываться, не зависимо от наличия или отсутствия кризиса.

Александр СУРЖИК, руководитель отдела планирования и развития сетей, «Мастертел»: Анализируя тенденции рынка, могу отметить нарастающую волну интереса к услугам аутсорсинга ЦОД. Капитальные затраты на строительство собственного ЦОД, включающего инженерную и телекоммуникационную инфраструктуру, которую еще и необходимо обслуживать, в условиях кризиса представляются нерациональными.

Кроме того, малый и даже средний бизнес в текущей экономической ситуации не в состоянии содержать дорогостоящий ИТ-персонал, способный адекватно поддерживать систему и приложения.

Алексей РОМАНЕНКО, начальник департамента развития информационных систем, «МегаФон»: Решение о строительстве собственного ЦОДа или аренде мощностей коммерческого дата-центра - это всегда компромисс между стоимостью и рисками (как текущими, так и будущими). Как правило, крупные операторы строят собственные ЦОДы, сейчас это оправдано экономически.

Вячеслав КОВАЛЕВ, начальник отдела ЦОД, "Открытые Технологии": Прежде всего, следует провести исследование на предмет экономической привлекательности в переходе на использование коммерческого ЦОД. Особенно важно обсудить этот вопрос с теми отделами предприятия, работа которых напрямую будет зависеть от работы этого ЦОД.

Очевидно, что строительство своего ЦОД и его последующая эксплуатация связаны с большими инвестициями. Не секрет, что ЦОД подразумевает инфраструктуру различного масштаба. Для одних — это комплекс оборудования, умещающийся в нескольких стойках, для других — это несколько залов; для третьих — это мощный комплекс серверного, телекоммуникационного и прочего оборудования, размещаемый в отдельном здании и требующий для своего содержания большого количества специалистов, наличия необходимых каналов связи, а также резервируемых линий электропитания. Во всех этих случаях внутренняя архитектура ЦОД будет различна. Но объединяет их всех одно, а именно то, что содержание их разросшейся архитектуры, рано или поздно, становится слишком затратным. При этом масштаб самого предприятия здесь не играет роли.

В равной степени с такой проблемой сталкиваются и малые, и средние предприятия, а также крупные корпорации. Что в этом случае делать? Сокращать расходы за счёт единиц оборудования — означает лишить себя запаса прочности на случай роста бизнеса в ближайшей перспективе. Уволить часть технического персонала — в результате очевиден риск потерять контроль над всей инфраструктурой ЦОД, что ещё в большей степени негативно скажется на бизнесе компании.

Сегодня в добавление к перечисленным выше вариантам решения проблем имеется и третий вариант — привлечение услуг коммерческого ЦОД. Естественно, здесь тоже есть свои риски. Например, важно понимать, что, прибегая к услугам коммерческого ЦОД, компания делегирует ему часть тех рисков, которые до сих пор контролировала сама.

Тем не менее, полагаю, что для организаций в условиях кризиса можно найти компромиссный вариант, позволяющий значительно сэкономить средства за счёт привлечения услуг коммерческого ЦОД.

Павел АВЕРКИН, начальник управления развития и сопровождения продуктов, «Ростелеком»: Полагаю, что новые экономические условия скорректируют взгляды компаний на использование коммерческих услуг ЦОДов, поэтому в условиях кризиса компании активнее начнут обращаться к услугам коммерческих ЦОДов, что позволит им оптимизировать расходы.

Строительство собственного корпоративного ЦОД требует больших капитальных вложений на проектирование инфраструктуры, подготовку помещения, закупку дорогостоящего инженерного оборудования и получение электропитания в необходимом объеме. Не каждая компания может позволить себе столь дорогостоящий проект, тем более в условиях кризиса, когда все компании стараются сократить ИТ-бюджет. Для части корпоративных клиентов (особенно в банковском секторе) на одно из первых мест выходит вопрос информационной безопасности. Многие из них боятся размещать свое оборудование на чужих площадях и предпочитают строить собственные ЦОДы. В основном это происходит из-за недостаточной информированности об организации информационной безопасности и контроле доступа в ЦОД.

Сергей ЩЕЛКУНОВ, руководитель группы продаж услуг дата-центров, "РТКомм.РУ": Строить и эксплуатировать свой ЦОД имеет смысл только при наличии специфических требований (безопасность, нестандартное оборудование, собственный технический персонал и т.п.), выполнить которые на арендованной площадке невозможно. В остальных случаях намного целесообразней обратиться к услугам коммерческого дата-центра.

Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!