Rambler's Top100
Статьи
29 июля 2009

Большим операторам - большие проекты

В 2009 г. в ЦОДе МТС, одного из ведущих российских операторов мобильной связи, был осуществлен проект модернизации инфраструктуры хранения данных: в нем была установлена система на базе дискового массива Symmetrix DMX-4 производства компании EMC.

О внедрении самого крупного дискового хранилища в России и СНГ рассказывают директор МТС по информационным технологиям Валерий Шоржин и директор департамента EMC по работе с операторами связи Георгий Джаноев.

"ИКС": Когда и почему в МТС встал вопрос о необходимости модернизации системы хранения данных?

В. Шоржин: Дисковые системы хранения производства ЕМС стали основой для хранения данных биллинговых систем в МТС впервые еще в 1998 г. с приобретением массива модели 3430 для биллинговой системы CBOSS. В ее рамках в дальнейшем была дважды произведена успешная смена поколений дисковых массивов ЕМС. Поэтому при запуске новой биллинговой системы FORIS в 2004 г. в качестве системы хранения данных (СХД) был выбран массив DMX2000 того же производителя. Первоначальная емкость DMX2000 составляла 21 Тбайт, но с ростом объемов хранимых данных в 2005 г. к нему добавился массив DMX3000 той же емкости, а в 2006 г. - массив DMX3, предназначенный для резервного комплекса биллинговой системы FORIS и обеспечивающий выполнение более высоких требований к надежности и к объемам обрабатываемой информации. За это время основные СХД на базе дисковых массивов DMX2000 и 3000 неоднократно модернизировались: емкость DMX 2000 была увеличена вдвое – до 42 Тбайт, а DMX 3000 – в 4 раза, до 84 Тбайт.

Но с ростом абонентской базы, увеличением объемов потребления услуг связи и появлением новых услуг (к голосовой связи добавились услуги передачи данных, широкополосный доступ в Интернет и др.) стало очевидно, что мощностей существующих массивов уже недостаточно для обеспечения растущих потребностей, и встал вопрос о дальнейшей модернизации СХД системы расчетов с абонентами. Мы решили, что оптимальным решением задачи масштабирования будет установка нового массива EMC Symmetrix DMX-4. Он содержит 1200 дисков по 146 Гбайт, что дает в сумме 175 Тбайт "сырой" емкости. Причем уже сейчас понятно, что это не предел и через некоторое время массив придется расширять.

"ИКС": Есть ли у таких крупных телекоммуникационных операторов как МТС какие-то особые требования к системам хранения данных?

В. Шоржин: Требования, которые мы предъявляем системам хранения данных, на мой взгляд, разумные и обоснованные: системы должны быть надежными, функциональными и удобными в использовании. Кроме того, для нас как телекоммуникационной компании, чрезвычайно важна скорость обработки, доступность и сохранность данных, поскольку работа системы биллинга, тарификация, расчет пользования услугами осуществляются в реальном масштабе времени в очень большой компании, обслуживающей более 90 млн. абонентов. Поэтому, нам необходимо обеспечить надежную и бесперебойную работу наших информационных систем. Отсюда и вытекают основные требования к ИТ-инфраструктуре: это устойчивость к отказам ее элементов, скорость восстановления после сбоев, гарантированная сохранность данных.

"ИКС": Рассматривались ли решения других производителей при выборе новой СХД?

В. Шоржин: При принятии решения о выборе оборудования учитывалось много критериев: функциональность варианта, стоимость его реализации, сроки, компенсация рисков миграции данных, объем предлагаемых услуг, опыт работы с поставщиком… Понятно, что ЕМС не единственная компания, выпускающая системы хранения. Мы используем системы Sun Microsystems, HDS, других производителей, и при проведении тендера предпочтений не было ни для кого. Кроме основных конкурсных преимуществ по условиям поставки оборудования, компания ЕМС предложила нам также комплекс услуг по его запуску и вводу в эксплуатацию, а также помощь в администрировании – нам выделен квалифицированный инженер ЕМС, и мы всегда знаем к кому обратиться с вопросом или за помощью.

"ИКС": В каких приложениях кроме биллинга используется новая СДХ?

В. Шоржин: Новый массив стал составной частью инфраструктуры системы биллинга. К данным, которые на нем хранятся, обращаются система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), системы финансовой и управленческой отчетности, и другие функциональные системы. После завершения переноса всех данных на новый массив системы DMX2000 и DMX3000 переместились на обслуживание бизнес-логики и других задач.

"ИКС": Как проходил процесс "переезда" на EMC Symmetrix DMX-4?

Г. Джаноев: С нашей стороны проект занял около двух месяцев. Вся команда, выполнявшая работы, состояла из шести человек (два инженера подразделения Профессиональных услуг, два специалиста подразделения Технической поддержки, администратор и менеджер проекта). Самым сложным оказалась осуществить миграцию данных на новую систему. Прежде всего, из-за значительного объемов этих данных, а во-вторых, из-за того, что бизнес-процессы МТС требовали выполнения миграции в условиях непрерывной работы системы биллинга. К этим сложностям добавился ряд ограничений, связанных с периодами максимальных нагрузок на биллинговую систему, когда любые работы на ней запрещены. Но у ЕМС есть огромный мировой опыт по осуществлению подобного рода проектов и отработанные методики для их проведения, поэтому мы успешно справились с трудностями и выполнили работу в заданные сроки. Другой немаловажный фактор – высококлассные специалисты, задействованные нами в проекте.

В. Шоржин: Предложенное решение позволило осуществить процесс переезда прозрачно, без перерывов в работе приложения. Инженеры ЕМС успешно справились с интеграцией системы и миграцией данных, а наши специалисты им ассистировали.

"ИКС": Установленная в МТС конфигурация является самой большой СХД на территории России и СНГ". А в "мировом масштабе" есть аналоги?

Г. Джаноев: Наиболее близким аналогом является, на мой взгляд, система, работающая в компании Vodafone, в которой эксплуатируется инфраструктура на базе СХД EMC Symmetrix суммарной емкостью более 25 петабайт! Для Vodafone ЕМС реализовала несколько проектов по консолидации многочисленных ЦОДов в один мегацентр. Опыт этих проектов мы использовали и в нашей работе с МТС.


"ИКС": МТС в деле развития своих ЦОДов уже не первый раз идет впереди России всей (например, первый Sun Blackbox в России установил именно МТС). Есть ли новые планы?

В. Шоржин: Мы должны обеспечить эффективное решение задач, которые ставит перед нами бизнес, и для этого нам нужна стабильная высокопроизводительная масштабируемая инфраструктура. Новые технологии - это лишь один из инструментов. Мы не ставим перед собою цель немедленно внедрять все технологические новинки, как только они появляются на рынке, но внимательно следим за ними. Например, сейчас мы рассматриваем применимость у нас SSD (flash) дисков, а также прорабатываем возможности повышения эффективности работы существующих ЦОДов за счет использования энергосберегающих технологий и консолидации ИТ-инфраструктуры.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!