Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2006
М.В. ШЕХОВЦОВ  01 июля 2006

Электронные медиауслуги:

Очевидно, что «получателями» наибольших выгод от роста интернет-услуг и платного ТВ могут стать прежде всего крупные российские телекоммуникационные компании, а также владельцы консолидированных кабельных сетей. Все они будут на первом этапе предоставлять клиентам расширенный пакет каналов платного ТВ и услуги интернет-доступа, на втором – премиальные пакеты телевидения и мультимедиауслуги, а в перспективе добавят к интернет- и ТВ-сервисам еще и интернет-телефонию.

Перечисленные тенденции будут способствовать значительному наращиванию всего инфокоммуникационного сектора страны и обеспечат крупными заказами отечественных производителей телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения для обслуживания операционных и бизнеспроцессов (биллинг, CRM, ERP-системы). В выигрыше окажутся также системные интеграторы, провайдеры ИТ-услуг и создатели новых мультимедийных продуктов (игры, видео, аудио, мобильный контент и приложения), ориентированные на российский ИКТ-рынок. Компании, работающие в этих сегментах, смогут значительно увеличить свои обороты, занять устойчивое положение на внутреннем рынке и приступить к экспансии на международные рынки.

Рынки Интернета и платного ТВ в начале интеграции

До недавнего времени в России существовали два обособленных рынка – интернет-доступа и платного телевидения (см. «ИКС» № 3'2006, с. 49–52, 74–77). Сегодня растущий рынок интернет-доступа меняет свою структуру – наблюдается переход с узкополосного на широкополосный Интернет, который обладает более высокими скоростями, возможностью предоставлять пользователям услуги нового качества и, наконец, является более прибыльным для оператора.

Рынок платного ТВ можно условно разделить на три уровня: социальный (плюс бесплатное эфирное ТВ) с тарифами для пользователя до $1,5 в месяц, средний ценовой (расширенный телевизионный пакет), где подписчик услуг платит в месяц от $1,5 до $10, и премиальный с ежемесячными взносами свыше $5 в регионах и более $10 в Москве.

В последние годы происходит заметное развитие среднего сегмента, причем начало процессу положили регионы, а не столица: параллельно с ретрансляцией государственных телеканалов местные операторы начали включать в пакет популярные спутниковые каналы. Расширение пакета ТВ-каналов происходило на устаревшей технической базе с минимальным уровнем модернизации вплоть до исчерпания ресурса их пропускной способности (обычно в регионах расширенный пакет включает в себя до 30 каналов).

Сегодня операторы платного ТВ начинают предоставлять услуги доступа в сеть Интернет, а провайдеры Интернет услуг, в свою очередь, предлагают абонентам услуги телевидения. Таким образом, автономные ранее рынки сближаются. Приход же на телевизионный рынок глобальной Сети создал условия для развития интерактивного телевидения. Но полной интеграции этих сегментов услуг пока не произошло. Причина в том, что достаточно высокого проникновения кабельных ТВ-сетей достигли только Москва и Санкт-Петербург – около 90%, в других регионах России его средний уровень вполовину меньше – 45%, а львиную долю передаваемого по кабелю контента составляют социальные пакеты.

К интерактивному телевидению клиент приходит не сразу. Сначала (по мере роста благосостояния и потребностей) телезрителю хочется принимать вместо «стандартных» эфирных 3–5 каналов (в Москве их количество в пакете может доходить до 16) расширенный пакет из 30 каналов. И только потом возникнет потребность в более современных и многообещающих услугах премиального пакета, таких как трансляция до 100 каналов ТВ (сегодня многие клиенты психологически еще не готовы к такому широкому выбору), широкополосный Интернет и интерактивное телевидение в виде VoD, игр или другого дополнительного контента.

Оказалось, что к серьезному развитию премиального сегмента (а тем более интерактивных мультимедийных услуг) пока готов только московский рынок и в определенной степени рынок Санкт-Петербурга. В регионах же, как уже было отмечено, развивается прежде всего средний пакет КТВ по очень низким ценам. Дело в том, что предоставлять набор из 30 каналов вполне возможно и по старым кабельным сетям. А вот доставка премиального пакета услуг, как и организация обратного канала для интернет-услуг и интерактивного контента, требует серьезных вложений в инфраструктуру, что может позволить себе не каждый оператор. Кроме того, понадобится установить систему условного доступа для защиты контента, а для его дешифрования клиенту придется приобрести устройство set-top-box.

Конечно, в дальнейшем постепенно начнут развиваться самые разные интерактивные мультимедиауслуги – от pay-perview до интерактивных каналов, а вслед за ними можно ожидать и появления рынка triple play, когда к услугам телевидения и Интернета прибавится IP-телефония. Схожие тенденции ожидаются в будущем и на рынке мобильных услуг, когда клиент сможет получать в едином пакете услуги связи, интернет-доступа, мобильное ТВ и мультимедиауслуги.

В целом наблюдается наращивание различных типов контента, предоставляемых клиенту одним оператором. С одной стороны, эта долгосрочная тенденция определяется постоянным расширением пропускной способности каналов доступа к клиенту, с другой – наращиванием функциональности клиентских устройств (телевизора, компьютера, сотового телефона или игровой приставки). На высшей стадии развития все телекоммуникационные и мультимедийные услуги сможет предоставлять один оператор, используя единую сеть.

Услуги мультимедиа

Отдельные услуги мультимедиарынка уже переживают бурный рост, что объясняется в том числе невысокой стартовой базой для развития. По мере насыщения рынка сотовой связи растет рынок мобильного контента. Та же тенденция характерна и для широкополосных мультимедийных услуг (VoD, игры и др.)–она начала проявляться вместе с развитием сегментов платного ТВ и интернет-доступа. Но пока объемы собственно рынка мультимедиауслуг, за исключением узкополосного мобильного контента, невелики. Качественных же изменений можно ждать лишь после того, как широкополосный интернет-доступ и расширенный пакет платного ТВ станут по-настоящему массовыми услугами и эта модель сможет составить весомую альтернативу открытому телевидению.

В целом электронные медиауслуги развиваются в России достаточно быстро. К ним можно отнести сервисы открытых вещательных каналов («1-й канал», «Россия», «НТВ» и др.) и платного ТВ, а также радио, интернет-доступ, мобильный контент, электронные игры… Источниками доходов здесь служат реклама и платная подписка на услуги.

Рынок рекламы

Взаимозависимость рынков ТВ-рекламы и платного ТВ в России обусловливает возможность структурных изменений на рынке телевидения, которые могут произойти в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

На открытых ТВ-каналах непропорционально большая доля рекламы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2005 г. она составляла около 46% (почти половину!) всего рекламного рынка, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает его трети. Одно из объяснений этому явлению – недостаточное развитие отечественного платного ТВ. Поскольку внимание телеаудитории сконцентрировано на открытых центральных каналах, то в результате именно они и привлекают львиную долю рекламных бюджетов.

Развитие платного телевидения повлечет за собой рост числа ТВ-каналов, доступных для населения за счет активного внедрения кабельных каналов. И в конце концов сложится ситуация, когда у открытых каналов, с одной стороны, кабельное ТВ «отнимет» часть рекламных бюджетов, с другой – коммерческое ТВ «заберет» часть аудитории. Такой поворот событий может заметно помешать развитию рекламного ТВ-рынка. Ведь платное ТВ существует в основном за счет средств от подписки на услуги, а рекламную модель использует только как дополнительный источник доходов.

***


Объем отечественного рынка мультимедиа сможет уже за ближайшие три года вырасти с сегодняшних более чем $4,6 млрд до $7,2 млрд.

До сего дня рост сдерживался недостатком инвестиций у значительной части мелких и средних игроков (прежде всего в сфере интернет-доступа и платного ТВ). Сейчас, когда этими сегментами заинтересовались крупные игроки (АФК «Система», «Ренова», «Телекоминвест» и др.), рост рынка может интенсифицироваться.

Основные факторы роста сегментов медиауслуг в России
  • Невысокий уровень развития услуг по сравнению с другими странами.
  • Развитие прорывных технологий связи, сетей и программных продуктов: новых широкополосных сетей (Ethernet, ADSL, EV-DO, DVB-H, WiMAX), мобильного контента, электронных игр и широкополосных мультимедиауслуг.
  • Рост доходов населения.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: