Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 8 2006
01 августа 2006

Конкуренция производителей

По признанию и российских, и зарубежных вендоров, конкуренция ведется достаточно жестко. По мнению А. Шайфутдинова, основные критерии при выборе заказчиками отечественных РРС – более низкая стоимость, упрощенная процедура сертификации и получения частотных разрешений, близость производителя, специфика строительства систем связи, когда жестко оговаривается использование только российского оборудования (например, некоторыми госструктурами). Кроме того, поставщикам не требуется оформлять разрешение на ввоз РЭС. Но, как отметил поставщик известных западных брендов, при выборе системы связи по отношению цена/качество не всегда решающим фактором становится цена. А с точки зрения надежности оборудования и функционала лишь небольшая часть российских РРС может составить конкуренцию зарубежным системам, сопоставимые же по характеристикам системы и стоимость имеют сопоставимую.

Конкуренция высока, но и рынок достаточно широк, считает И. Бирфельд (Harris). При этом у современных российских производителей высокий научный потенциал, но, к сожалению, оборудование не получило достаточного распространения. Поэтому им необходимо кооперироваться с иностранными. Впрочем, отечественный отечественному рознь. «Одни привозят импортное оборудование, навешивают на него свои «шильдики»таблички, сертифицируют как российское и продают по цене импортного (большой плюс – не нужно получать решение ГКРЧ). Другие сами разрабатывают, серийно производят и продают по божеским ценам, как, например, "Микран"», – считает В. Егоров («БКС»).

Долгое время отечественные производители существенно отставали по ряду параметров, главное – по надежности. Но с появлением современной элементной базы несколько производителей в короткие сроки довели свою продукцию до высокого уровня и конкурируют с ведущими производителями: NEC, Nokia, Alcatel, «Эрикссон» и др. Жесткая конкуренция постепенно переходит из технической плоскости в область маркетинга и дополнительных услуг. И здесь отечественные производители часто выходят победителями, так как потребитель, покупая оборудование, пытается на длительный срок решить какую-то телекоммуникационную задачу, а значит, для него очень важны вопросы технической поддержки и гарантийного обслуживания на протяжении всего срока службы изделия. Иногда крупные корпоративные клиенты ориентируются только на одного производителя релеек, пытаясь сэкономить на эксплуатации. Но такая экономия выливается в крупные дополнительные затраты, ведь производитель может исчезнуть с рынка или просто снять линейку продукции с производства, а компания-поставщик может поменять юридическое лицо. «Поэтому, – делится опытом Ю. Скирта, – при строительстве крупных РРЛ желательно иметь 2–3 поставщиков оборудования и среди них по крайней мере одного отечественного, так как дилеры зарубежных компаний не всегда могут компетентно проконсультировать по сложным техническим вопросам и возникшим проблемам».

Сегодня российские производители напрямую конкурируют с зарубежными. Эффект низкого курса рубля после 1998 г., который обеспечивал более низкую цену отечественного радиорелейного оборудования, к 2006 г. практически сошел на нет. Однако за это время наши производители успели совершить качественный рывок в более дорогой сегмент систем SDH/STM-1 с пропускной способностью 155 Мбит/с. Их оборудование, не уступая импортному по характеристикам и сервисам, зачастую имеет более современную элементную базу и продолжает развиваться до уровня мультисервисных систем (А. Гумбинас).

Правда, основным поставщиком радиорелейных систем для ведущих российских операторов мобильной связи все же остается «Эрикссон», что, впрочем, неудивительно: ему принадлежит приблизительно 40% мирового рынка радиорелейных систем. «Позиции компании в области микроволновых решений еще более усилились после слияния с компанией Marconi, чьи решения дополнили линейку продуктов», – говорит Г. Муратов. Его коллега из компании Siemens А. Садыков тоже считает, что основные потребители РРС в стране – сотовые операторы – по объективным причинам используют для строительства сетей комплексные телекоммуникационные решения крупных иностранных компаний. В конечном счете импортируемые РРС обходятся дешевле, чем системы местного производства, и позволяют снизить операционные расходы. Кроме того, они полностью совместимы с остальным оборудованием и, следовательно, надежны, что крайне важно для заказчиков.

КАКИМ БУДЕТ РЕЗУЛЬТАТ БОРЬБЫ?

Прогнозы, как известно, – дело неблагодарное. Можно предположить, что зарубежные компании будут и впредь контролировать освоенный ими сегмент РРС для сотовых операторов. При этом на сетях мобильной связи находят применение и отечественные системы. Д. Цыганко («Скай Линк») вообще считает, что слухи об имеющейся конкуренции весьма преувеличены. Например, в операционных компаниях «Скай Линка» развернуты или разворачиваются системы передачи на оборудовании РРЛ разных поставщиков. Но при этом замечает, что отечественные разработки пока уступают зарубежным по качеству и возможностям, а копии зарубежных образцов, как правило, уступают оригиналам по качеству и не обеспечены послепродажной поддержкой уровня SLA.

Основные пользователи отечественных релеек – корпорации и фиксированные операторы. Именно в этих сегментах рынка конкуренция обостряется. За шесть последних лет отечественный производитель упустил практически половину занятой к 2000 г. 30%ной доли рынка. Вернется ли он к стартовым позициям начала столетия?

А. Цейтлин (Synterra) отмечает, что сегодня на рынке представлен самый широкий спектр оборудования для радиорелейных систем. Причем отечественные и зарубежные производители имеют равные возможности работать в своих ценовых категориях. Впрочем, А. Александров из «Фирмы Интеллектроника» думает иначе: «Если не учитывать коррупцию, которая существует в любой отрасли, то успешно конкурировать отечественные производители могут только при снижении цены на аппаратуру, а для мощных линий – при ликвидации технического отставания в области высокоскоростных модемов».

В скором изменении соотношения сил на рынке не сомневается «ЦентрТелеком», на сетях которого эксплуатируется более 200 радиорелейных линий, в основном для местной связи (для внутризоновой – 27 РРЛ), причем доля отечественного оборудования – около 70%. По мнению этого оператора, в последнее время целый ряд российских производителей выпускает конкурентоспособное оборудование, по соотношению цена/качество не уступающее зарубежным образцам. В связи с этим прослеживается тенденция к росту удельного веса отечественного оборудования в структуре оборудования РРЛ. Устойчивый рост национальной экономики, а также специфика наших телекоммуникаций позволяют уверенно прогнозировать увеличение рыночной доли оборудования РРЛ российских производителей.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!