Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2009
Наталия КИЙ  08 сентября 2009

По ком звонит универсальный таксофон?

Уф-ф… Все населенные пункты телефонизированы. Почти к сроку! Осталось 685 не учтенных в официальном списке Мининформсвязи 2005–2007 гг. Но это капля в море молчавших чуть не десятилетие 42 тыс. жилых поселений, число которых с 2005 г. совместными усилиями операторов связи, демографии и экономики снижалось последовательно: сначала до 25 тыс., потом до 13 тыс. И наконец – ура! Победа.

Универсальная структура в цифрах

Универсальная услуга состоялась – констатировали и на августовском заседании научно-технического совета Минкомсвязи. По официальной информации, за время действия механизма универсальной услуги (а значит, с 2005 г., когда был утвержден пул подзаконных актов и проведен первый конкурс на Дальнем Востоке) состоялся 261 открытый конкурс на право ее оказания. Победителями и операторами универсального обслуживания стали 25 компаний, с которыми был заключен договор на общую сумму максимального возмещения убытков более 21,5 млрд руб.

Средний месячный исходящий трафик с одного универсального таксофона в первом полугодии 2009 г.

Все вызовы – 3,3 мин

Экстренные вызовы – 2,7 мин

Платные вызовы – 0,7 мин
В итоге к 2009 г. установлено 147 тыс. универсальных таксофонов (метко окрещенных моими коллегами по редакции реймофонами) в 142 тыс. населенных пунктов. Из 147 тыс. таксофонов 136 тыс. – на счету «Связьинвеста». В 142 тыс. поселений, как нетрудно догадаться, вошли не только деревни и села, где связи отродясь не бывало, но и другие города и веси, ибо по закону «О связи» в каждом поселении должно быть установлено не менее одного таксофона с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам. А посему даже в столице нашей родины «на посту» 126 аппаратов с надписью «Россвязь» (вот только востребованы ли они – для экстренной связи их мало, а для «поболтать по телефону» вряд ли годятся?). К слову, красно-синий таксофон год назад появился даже в дачном поселке ближайшего Подмосковья, где мне приходится проводить лето и где за каждым забором по две машины, а значит, по три-четыре мобильных телефона как минимум.

По данным Россвязи, которая отвечает за организацию системы универсального обслуживания, объем оказанных универсальных услуг с использованием таксофонов в 2008 г. перевалил за 6 млн минут, что в 2,5 раза больше в сравнении с 2007 г., притом что рост числа таксофонов в прошлом году составил чуть более 10%. В первом полугодии 2009 г. объем универсальных услуг составил 3 млн минут, из них на экстренные вызовы пришлось 2 млн 382 тыс. минут (987 тыс. в 1-м квартале и 1 млн 393 тыс. во 2-м). Таким образом, на платный трафик с таксофонов за полгода приходится 618 тыс. минут, или… по 4,2 минуты с аппарата в полугодие. А тариф за минуту – в прямом смысле слова копеечный.

Что означают цифры

Такие цифры означают, что универсальные таксофоны для исходящей связи не используются и заработать на них оператору не представляется возможным. Почему? Ответов на этот вопрос не один, а по крайней мере три.

Во-первых, голь на выдумки хитра. Как известно, за таксофонами закреплены абонентские номера, а это значит, на них можно звонить, причем входящие бесплатны. По данным той же Россвязи, в ряде субъектов Российской Федерации объем входящих соизмерим или превышает исходящий трафик. Так, в Красноярском крае объем входящего трафика от его общего объема составляет 47%, в Пермском крае – 48%, в Республике Саха (Якутия) – 57%, в Башкортостане – 78%. Вроде бы несут себе таксофоны социальную службу, компенсируют низкую платежеспособность населения. А по свидетельству Александра Антоненко из ОАО «КБ «Искра», которое оснащает таксофонами медвежьи углы, «население пользуется услугами, но на уровне мошенничества», договариваясь со знакомой тетей Машей на станции и «меняя» исходящие на входящие – люди-то в районе все свои…

Во-вторых, часть аппаратов установлена в населенных пунктах, где люди живут непостоянно, сезонами. В Центральном федеральном округе, по свидетельству Вадима Кондратова из «ЦентрТелекома», таких таксофонов – пятая часть. «И надзор туда ездит, и мы туда катаемся, – рассказал он. – Морально неприятно обслуживать неработающие таксофоны. Кроме того, даже сорванная наклейка – предмет для предписания со стороны надзора». С другой стороны, по словам замруководителя Россвязи Сергея Мальянова, в Республике Саха, Тюмени, вахтовых городах универсальные таксофоны нарабатывают десятки часов исходящей связи. Так что данные «в среднем по больнице» здесь не годятся, невостребованные аппараты надо переносить туда, где на связь есть спрос.

В-третьих, таксофон есть, а карты для оплаты его услуг нет. Вернее, купить ее можно в другом населенном пункте, до которого топать гораздо дольше, чем оговоренный в законе час пешей доступности таксофона. Так, чтобы приобрести таксофонную карту для аппарата, установленного в нашем дачном поселке, надо по железной дороге проехать три остановки до города Лобни. А ведь в поселке нашлось место и отделению Сбербанка, и банкомату, и трем магазинам. А вот карточку для таксофона купить негде. Впрочем, местным жителям она, как и сам таксофон, ни к чему.

С четвертым доводом, высказанным С. Мальяновым, согласиться не могу. Он считает универсальный таксофон технически сложным аппаратом, мол, сам «хлопал глазами», изучая инструкцию пользователя. Свидетельствую: таксофон для исходящей связи освоила без затруднений, о вот на обозначенный на нем номер с мобильного дозвониться не удалось – он был все время занят. Интересно, кем?..

А что потом?

По заявлению министра Реймана в марте 2007 г. на коллегии Мининформсвязи, в 2009 г. должен был быть расширен состав универсального обслуживания: в него предполагалось включить телефонизацию домохозяйств и оснащение их ШПД, что потребовало бы внесения изменений в Закон «О связи». Новая администрация связи и массовых коммуникаций в 2008 г. вроде бы готовилась ко второму этапу универсальной услуги – обеспечению населенных пунктов широкополосным доступом в Интернет со скоростью 256 кбит/с и оплатой доступа в школах, библиотеках, больницах. По словам руководителей ведомства годичной давности, тогда дискутировался вопрос о том, каков должен быть порог численности жителей населенного пункта, чтобы в нем имело смысл устанавливать доступ в Интернет.

Теперь иное. Будущее универсальной услуги не столь очевидно и, похоже, вряд ли будет развиваться в сторону ШПД. В конце года ей предстоит предстать перед президиумом правительства. С одной стороны, универсальная услуга – минимальный гарантированный населению пакет услуг связи со стороны государства. С другой – очевидны риск невозврата операторских инвестиций, некомпенсируемые убытки и незаинтересованность операторов в участии в новых конкурсах в 2010 г. Как вернее развернуть и направить уже действующий механизм? Есть предложения, как теперь говорят, начинить эту сеть контентом: например, создать систему, при которой с таксофона можно было бы не просто вызвать врача, но и получить экстренную или плановую консультацию в районной больнице – и чтобы тебя при этом не послали, как это принято на Руси. А между тем в ряды универсальной услуги готова встать телеграфная связь (цена вопроса – 2,2 млрд руб.) и почта…

И тогда наша универсальная услуга станет самой универсальной в мире.   
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!