Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2009
Александра КРЫЛОВА  08 сентября 2009

Мир мобильного контента почти без цифр

Что означает кризис для рынка мобильного контента? Какие бизнес-направления и модели сегодня приносят доходы его участникам? Эти вопросы стали предметом многочисленных интерактивных дискуссий на 5-м международном форуме «Мир Мобильного Контента. MoCo-2009».

Именно интерактивность дискуссий, пришедшая на смену традиционному для мероприятия формату докладов и презентаций, стала, пожалуй, отличительной чертой юбилейного форума. И в известной степени это было оправданно: в конце концов, участники «MoCo-2009» не первый год оппонируют друг другу по важнейшим для рынка мобильного контента проблемам, а потому наблюдать  за их словесными баталия-ми было очень интересно.

Еще одно отличие «Мира Мобильного Контента» в 2009 г. – почти полное отсутствие количественных оценок динамики рынка и каких-то выраженных в цифрах прогнозов хотя бы до конца этого года. Даже О. Панкратова, представлявшая на конференции агентство AC&M, вместо подробного доклада об итогах развития рынка VAS и контент-услуг в России и странах СНГ в 2008 г. и в первом квартале 2009 г. показала в начале дискуссии на тему «Рынок в период кризиса» лишь один слайд с двумя графиками. Первый иллюстрировал падение объема рынка мобильного контента в долларовом выражении в первом квартале 2009 г. по сравнению с четвертым кварталом 2008 г. (с $256 млн до $217 млн), а второй – его рост в рублевом эквиваленте (с 7 млрд до 7,4 млрд руб.) за тот же период. Выводы она предложила сделать самим участникам дискуссии.

Факторы влияния

Представители основных групп участников цепочки добавленной стоимости, принятой на рынке мобильного контента: операторы сотовой связи, крупные контент-провайдеры, правообладатели и поставщики сервисных платформ – поделились с участниками форума своими по большей части эмпирическими, т.е. опять-таки не подкрепленными цифрами, наблюдениями.

С одной стороны, в отличие от голосовых услуг сотовой связи, от которых большинство россиян не готовы полностью отказаться даже в условиях кризиса, контент-услуги все-таки относятся к разряду дополнительных сервисов, а значит, могли бы стать статьей экономии в домашнем бюджете.

С другой стороны, все не так просто. Например, если в сети «МегаФона» потребление услуг голосовой связи постепенно падает с начала кризиса, то сокращение потребления абонентами контент-услуг стало наблюдаться только спустя полгода – в мае 2009-го.

Д. Ночевнов и П. Ройтберг Объяснение этому феномену привел П. Ройтберг (МТС), сославшись на результаты социологических исследований, подтверждающие увеличение продолжительности времени, которое люди в период кризиса тратят на просмотр телевизионных программ. По его мнению, мобильный контент, благодаря своей низкой стоимости и тому, что решение о его покупке часто носит импульсный характер, может с успехом использоваться абонентами сотовой связи для замещения более дорогих развлечений – походов по ресторанам, посещения театрально-концертных премьер и прочих статусных мероприятий.

Вместе с тем даже контент-провайдеры-«тяжеловесы» отмечают падение, начавшееся в середине весны 2009  г. По мнению К. Петрова (i-Free), если оно будет усиливаться, контент- и сервис-провайдеры могут оказаться в ситуации неплатежей. Опасается он и вероятного в этих условиях пересмотра некоторыми операторами сотовой связи схем разделения доходов.

Пожалуй, отчасти, эти опасения развеял А. Ивлев («МегаФон»). «Сейчас не время пересматривать условия разделения доходов между участниками цепочки», – заявил он, не отрицая, что операторы сотовой связи по-прежнему убеждены, что играют на рынке мобильного контента главную роль.

Влияние кризиса участники рынка в полной мере должны ощутить на себе уже во втором квартале этого года, считает О. Вольпин (Amdocs), и компенсировать падение доходов от голосовых услуг операторы смогут, избрав в качестве фокусного направления именно мобильный контент, причем высококачественный. А поскольку для предоставления услуг операторам сотовой связи понадобятся новейшие интеллектуальные платформы, у разработчиков и поставщиков подобных решений есть все основания с оптимизмом смотреть в ближайшее будущее.

Кризис внес свои коррективы и во взаимоотношения операторов сотовой связи и контент-провайдеров с правообладателями. Как отметил Р. Романов (Sony Music), у последних отмечается падение физических продаж своей продукции и сокращение продаж билетов на концерты. По сути, цифровые продажи, в том числе в сетях сотовой связи, на сегодняшний день являются единственным растущим направлением их бизнеса.

Антикризисные бизнес-модели

Тема влияния кризиса на действующие бизнес-модели, на характер взаимодействия основных групп игроков между собой стала предметом отдельной дискуссии. По мнению участников рынка, кризис вывел многих игроков из состояния расслабленности, в котором они пребывали в «тучные» годы. Условия бизнес-сотрудничества резко ужесточились, и, как следствие, общение участников рынка стало проактивным, скорость достижения договоренностей существенно возросла.

Какие бизнес-модели занимают сегодня операторов? «Билайн», по словам его представителя Н. Потаповой, совершенствует порядок разделения доходов с контент-провайдерами от WAP-трафика, экспериментирует с предложением абонентам контента в кредит и пакета контента (две единицы по цене одной). «МегаФон», который по-прежнему все WAP-доходы оставляет себе, вербует контент-провайдеров в ряды партнерской программы по RBT.

«Наш интерес лежит в области стирания грани между проводным и беспроводным Интернетом: премиум-URL, UGC, мобильная реклама – вот основные страте-гические направления движения», – сориентировал участников контент-рынка П. Ройтберг.

Примером успешного сотрудничества разных участников рынка можно считать проект www.omlet.ru – онлайн-магазин цифрового лицензионного контента, существующий пока в бета-версии и созданный при участии МТС и контент-агрегатора ИММО. Зарегистрированные на этом ресурсе пользователи могут совершать в нем покупки как с компьютера, так и с мобильного телефона. При этом ссылки для скачивания они получат на оба устройства (эта прогрессивная модель называется dual-delievery). Абоненты МТС смогут еще и оплатить контент с лицевого счета оператора.

Тут выяснилось, что при подготовке этого проекта оператору пришлось преодолеть некоторое сопротивление со стороны ряда правообладателей, не сразу согласившихся с тем, что средняя цена одного музыкального трека на портале, ориентированном на массовую аудиторию, – 30 рублей. «Подход правообладателей должен поменяться, – заявил П. Ройтберг, – иначе получается, что мы сами толкаем своих пользователей к пиратам».

Однако даже те правообладатели, которые сотрудничают с МТС, убеждены, что конкурировать с пиратами по цене – не их стратегия. «Мы видим, что люди готовы платить за лицензионный контент», – выразил их мнение Р. Романов.

Правообладатели выступают за более широкое распространение на российском рынке мобильного контента бизнес-модели подписки, считая ее наиболее прогрессивной. «МегаФон» и «Билайн» используют ее в сотрудничестве с контент-агрегаторами.

Иная позиция у МТС: «Модель подписки хорошо работает на Западе для контрактных абонентов, – отмечает П. Ройтберг, – и мы к ней через 3–5 лет придем. Однако сразу попасть из феодализма в коммунизм не получится. Так что покупка мобильного контента в России пока носит импульсивный характер».

Очевидно, что «торжество коммунизма» на нашем рынке сотовой связи может приблизить развертывание по всей территории страны сетей 3-го и 4-го поколений. Не последнюю роль будет играть и то, насколько конкурентоспособными окажутся

Сервисы для 3G

Согласно данным, приведенным на форуме Ю. Федоровой (iKS-Consulting), выручка от услуг мобильного Интернета в 2008 г. составила $1 млрд, что в два с половиной раза меньше объема рынка Интернета фиксированного – $2,5 млрд.

Какие сервисы предлагаются сегодня операторами «большой тройки» в сетях 3G? Пока, по их общему мнению, в роли killer application выступает сам высокоскоростной доступ к сети Интернет. Для его продвижения все три оператора предлагают абонентам новый для них способ потребления этого 3G-сервиса – с помощью USB-модема. О том, что у проживающих в глубинке россиян он становится все популярнее, говорят цифры, приведенные С. Морозовым («ВымпелКом»). В третьем квартале 2008 г. в сети «Билайн» были зарегистрированы первые 100 тыс. пользователей таких устройств, в четвертом квартале их количество выросло до 400 тыс., а в марте 2009 г. – до 650 тыс.

Будущее сетей 3G, и это опять-таки единодушное мнение, «большая тройка» связывает с новыми класса-ми сервисов на основе видео. В их числе были названы потоковое аудио и видео (стриминг), present TV, позволяющее абонентам видеть себя на экране телевизора во время звонка на ту или иную передачу. «МегаФон», например, уже сделал шаг в этом направлении, запустив видеопортал, на котором представлено потоковое видео. По словам представителя компании Д. Ночевнова, сегодня у него уже есть 15 тыс. пользователей.

Перспективными были признаны также видеознакомства, видео RBT и другие сервисы на основе технологии видео IVR. Кроме того, как отметил А. Петренко (Dialogic) распространение видеосервисов, в свою очередь, придаст мощный импульс развитию мобильной рекламы.

Однако для окончательного наступления этого светлого будущего участникам рынка еще предстоит большая работа, и прежде всего над расширением спектра доступного видеоконтента, а также над обучением и приучением к нему пользователей.

«ИКС» о мобильном контенте: № 5’2006, с. 46–69; № 5’2005, с. 40–85, а также 2008:№ 6, с. 25; № 5, с. 60; № 3, с. 55; № 1, с. 36; 2007: № 8, с. 18; № 1, с. 22; 2006: № 5, с. 29; № 4, 22; № 2, с. 78; 2005: № 10, 18; № 8, с. 13
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!