Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2006
Александр Борисович УГЛОВ  01 сентября 2006

Телефонный номер напрокат – новая услуга для сотовых сетей?

Какие основные технические ресурсы есть у оператора телефонной сети? Ресурс сети определенной пропускной способности и ресурс номерной емкости. Любой ресурс стоит денег, и его экономия позволяет оператору снизить расходную часть бюджета, а значит, повысить собственную конкурентоспособность.

Современные средства коммутации сетей телефонной связи, как традиционных, так и сотовых, обладают не только высокой производительностью, но и высоким интеллектом, позволяющим внедрять на сети новые услуги, недоступные технологиям прошлых лет. Чтобы создавать эти новые услуги, нужна богатая фантазия, ведь на сетях давно уже работает голосовая почта, переадресация, роуминг, предоставляются услуги интеллектуальных сетей, call-центров и др. Пионерами внедрения новых услуг являются операторы сотовых сетей, так как их ресурсы – самые дорогостоящие и требуют быстрой окупаемости.

Автор считает, что еще не все возможности по разработке новых услуг исчерпаны, и предлагает подумать об экономии номерного ресурса.

Всегда ли владельцу стационарного или мобильного телефона для доступа к сети нужен собственный телефонный номер (при условии, что он легально зарегистрирован в этой сети)? Вовсе нет – если речь идет об исходящей связи. Это важный компонент услуги телефонной связи – предоставить абоненту возможность сообщить реципиенту свою информацию, т.е. воспользоваться исходящей связью. Она может понадобиться, например, тем же бабушкам в деревне вызвать врача, скорую или пожарных, службам оповещения и т.д.

А как сделать еще и так, чтобы у абонента «без номера» появилась, кроме того, возможность оперативно и экономно получить при необходимости входящую связь?

Понять суть идеи помогает следующая аналогия. Известно, что операторы телефонных сетей предоставляют пользователям каналы по требованию, которые высвобождаются после завершения соединения. Фактически это означает предоставление пользователю канального ресурса сети на временной основе, т.е. на время установления соединения.

Номерная емкость – это тот же ресурс оператора сети, часть которого может передаваться абонентам на постоянной основе, а другая – на временной и динамической. Это значит, что индивидуальный номер для входящей связи может присваиваться абоненту на основании его оперативной заявки на определяемый им самим интервал времени. По истечении заявленного срока такой номер автоматически забирается у абонента и возвращается в общий пул для дальнейшего использования. Интеллект коммутационного оборудования сотовых сетей, несомненно, справился бы с такой задачей под руководством несложного ПО.

Для реализации такой услуги оператор должен организовать:
  • пул динамически присваиваемых входящих номеров;
  • пул номеров (либо комплект серийного искания – hunt group c одним номером) для подачи заявок; здесь возможно применение коротких (внутренних) сетевых номеров;
  • соответствующую биллинговую систему учета и оплаты услуг;
  • запрет на входящую связь на те номера пула, которые в текущий момент времени выделены абонентам.

Легально или нет?

Конечно, введение любой новой услуги сопровождается обязательным вопросом: легальная она или нет? Процитируем действующий документ «Система и план нумерации на сетях связи стран 7-й зоны всемирной нумерации», утвержденный приказом Госкомсвязи РФ от 20.04.99 №71, п. 3.2.10: «каждому абонентскому терминалу сетей связи 7-й зоны всемирной нумерации присваивается уникальный национальный (значащий) номер...». Поскольку предлагаемый алгоритм подразумевает присвоение уникального номера, пусть и на временной основе, противоречия нормам нумерации нет, так как здесь не оговаривается способ присвоения номера и срок, на который он присваивается абоненту. Более того, тот же документ пунктом 4.5.1.6. подтверждает: «в пределах федеральной сети ПРС ОП допускается наличие групп абонентов, объединенных отдельным планом нумерации…».

Есть еще одно обстоятельство – СОРМ. Но, поскольку система биллинга оператора устанавливает однозначное соответствие между выделяемым номером и PIN владельца телефона, проблем с идентификацией абонентов быть не должно.

Пул номеров по требованию, или Мы выбираем, нас выбирают

А что мешает реализовать такую же процедуру заявления входящего номера с вызывающей стороны? Тем более что законом введена норма «за все платит вызывающая сторона».

При условии, что вызываемая сторона сообщила вызывающей стороне (конечно, на добровольной основе) свой PIN или любой другой индивидуальный сетевой идентификатор, те же действия по временному назначению вызываемой стороне входящего номера может совершить и вызывающая сторона. Сотовый оператор назначит временно номер на основании PIN вызываемого, хотя эта процедура остается чисто формальной (чтобы соответствовать упомянутым нормам), так как главным идентификатором является PIN.

Таким образом, и исходящую, и входящую связь можно устанавливать без присвоения на постоянной основе абонентам индивидуальных телефонных номеров, а использовать для этого пул номеров, предоставляемых по требованию любой стороне (вызываемой или вызывающей) на основании PIN абонентов.

Иерархия управления сетью при этом имеет вид:
  • есть пул PIN, принадлежащих зарегистрированным абонентам;
  • есть пул телефонных номеров, предоставляемых абонентам по требованию;
  • есть уровень управления запросами на обслуживание на базе SMS;
  • для услуги организован соответствующий раздел биллинговой системы.

Не хватает номерной емкости?

Динамика работы операторов сетей сотовой связи, связанная с привлечением новых пользователей, их бизнес во многом зависят от того, насколько своевременно Мининформсвязи, государственный владелец номерной емкости сети связи общего пользования, выделит им номерную емкость. Внедрение услуги динамического присвоения индивидуального номера позволит оператору избежать снижения темпов продаж услуг сотовых сетей и финансовых потерь из-за несвоевременного выделения номерной емкости, а также расширять абонентскую базу даже в проблемные периоды.

В конце концов, государственная отчетность в виде количества освоенной номерной емкости (особенно если эта емкость – всего лишь характеристика только что установленной где-нибудь АТС) не лишена лукавства: главный-то показатель не объем введенной номерной емкости, а число абонентов, которые могут реально выйти на связь, и суммарный объем трафика. Очевидно, что чем больше, тем лучше.

Преимущества услуги имеют и количественную оценку. Предположим, что пул предоставляемых по требованию номеров составляет 1000. Если «средний» абонент воспользуется услугой входящей связи 30 мин в день – а это значение, каким бы оно ни было, можно, вообще говоря, и навязывать клиенту как минимально возможный срок пользования, – то за сутки входящей связью с абонентами без постоянного номера смогут воспользоваться 1000 х 24 ч : 0,5 ч = 48 000 абонентов. (Неплохо?..) Если каждый из них займет соединение на минуту, то в месяц это составит 48 000 х 30 дней х 1 мин = 1,44 млн минут дополнительного трафика!

Теперь два простых вопроса:
  • Сколько стоят 48 тыс. номеров?
  • Сколько стоит дополнительно полученный исходящий и входящий трафик?
Точные ответы на эти вопросы могут дать операторы сотовых сетей на основании собственных экономических показателей

С позиции философии взаимоотношений индивидуума и социума надо признать, увы, что социум гораздо важнее для индивидуума, нежели наоборот. Это обстоятельство отражает и направление тяготения трафика, что хорошо вид но, в частности, из диспропорции входящего и исходящего интернет трафика индивидуального пользователя, когда пользователь берет от сети гораздо больше трафика, чем отдает.

Алгоритм предоставления услуги «телефонный номер напрокат»
  • Заключив договор на услугу, абонент регистрируется в сети и получает индивидуальную SIMкарту с соответствующим PIN для пользования услугой динамического предоставления входящего номера.
  • Если абонент пожелает получить входящий номер, он посылает запрос (например, по SMS) оператору сети с формализованным извещением о продолжительности абонирования входящего номера (например, на 1 час, необходимый ему для активных переговоров).
  • Оператор сети подтверждает (по SMS) абоненту выполнение заявки и называет выделенный ему но мер для входящей связи.
  • Абонент по исходящей связи голосом или с помощью SMS оповещает своих корреспондентов о присвоенном ему номере и времени его действия.
Внедрение услуги динамического присвоения индивидуального номера позволит оператору избежать снижения темпов продаж услуг сотовых сетей из за несвоевременного выделения номерной емкости и расширять абонентскую базу даже в проблемные периоды


Преимущества услуги «телефонный номер напрокат» для операторов мобильной связи
  • Клиенту предлагается удешевленный за счет отсутствия постоянного входящего номера тарифный план.
  • Клиентская база расширяется благодаря привлечению абонентов, которым нужна в основном исходящая связь, но они хотели бы иметь еще и возможность оперативно получать входящую связь.
  • Общий объем трафика в сети растет – а это и есть главная цель любого оператора.
  • Объем приобретаемой у государства недешевой номерной емкости сокращается.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!